Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (Быстрова)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


«Согласовано»

Руководитель МО

/­­­О.М. Тараненко/



Протокол № 1

от «___» ___________ 2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»

______ /Е.В. Флорьянович/


«___» сентября 2014г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»


___________ /С.Ф. Родионова/

Приказ № ____

от «___» ____________ 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по учебному предмету «русский язык»

для учащихся 7 «В» класса



на 2015-2016 учебный год





Составитель:

Берсенева Елена Геннадьевна,

учитель русского языка

и литературы











Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «русский язык» для обучающихся 7 «В» класса составлена в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Примерной программой основного общего образования по русскому языку и Программой курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Сост. Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова. - М.: Русское слово, 2013 г.)

Программа предназначена для изучения русского языка в 7 классе на базовом уровне и составлена из расчета 4 часа в неделю, 140 часов в год.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

  • осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка, осмысление русского языка как средства общения и получения знаний в разных сферах жизни и деятельности;

  • формирование и совершенствование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • усвоение системы знаний о русском языке, устройстве его системы и закономерностях ее функционирования, его стилистическом богатстве, основных нормах русского литературного языка, норах речевого этикета;

  • формирование метапредметных умений и способов деятельности: способности определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Для успешного решения данных задач целесообразно применять следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии обучения, технологии дифференцированного, проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Формы организации образовательного процесса также разнообразны: урок-консультация, уроки-зачеты, практическая работа, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-семинары, интегрированные уроки.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

Знать:

  • Формы речи, основные их признаки;

  • Признаки стилей речи (в рамках изученного);

  • Признаки текста (целостность, связность, законченность);

  • Лексические группы слов ( в рамках изученного);

  • Определение и признаки простого предложения;

  • Признаки однородных членов предложения;

  • Роль в речи слов, грамматически не связанных с членами предложения (обращений, предлогов, союзов);

  • Признаки словосочетания, виды словосочетания, виды словосочетаний по способу выделения главного слова и по способу связи слов;

  • Изученные части речи и их грамматические признаки;

Уметь:

  • узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, на­речия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.

  • использовать повествовательные и вопроси­тельные предложения как пункты плана высказы­вания;

  • находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого име­нем существительным в именительном падеже и прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);

  • отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

  • совершенствовать текст, устраняя неоправдан­ное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными члена­ми и сложных предложений);

  • производить синтаксический и пунктуацион­ный разбор в практических целях;

  • осознанно производить морфемный и словооб­разовательный разбор;

  • совершенствовать текст, устраняя лексиче­ские ошибки и стилистические недочеты;

  • уместно пользоваться выразительно-изобрази­тельными средствами лексики русского языка.

  • анализировать текст с точки зрения содержа­ния (темы и основной мысли), построения, языко­вых средств (использования синонимов, антони­мов и т. д.);

  • подробно и сжато излагать текст типа повество­вания, описания, рассуждения в устной и письмен­ной формах с сохранением стиля речи;

  • самостоятельно строить высказывание (повест­вование, описание);

  • способы образования слов, правило единообразного написания морфем в родственных словах.




Учебно-тематический план

по учебному предмету «русский язык» (4 ч в неделю, всего 140 ч)

УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой



№ п/п

Тематический блок


Кол-во часов

Разделы

1.

Русский язык в современном мире

1 ч.

2.

Речь

8 ч.

3.

Повторение изученного в 5-6 классах

15 ч.

4.

Морфология. Орфография. Причастие

31 ч.

5.

Деепричастие

14 ч.

6.

Служебные части речи. Междометия.

1 ч.

7.

Предлог

14 ч.

8.

Союз

19 ч.

9.

Частица

16 ч.

10.

Междометия и звукоподражательные слова

5 ч.

11.

Повторение изученного в 7 классе

16 ч.


Всего:

140 ч.

Практическая часть

Контрольные диктанты

7

Контрольные изложения

2

Контрольные сочинения

2

Контрольные словарные диктанты

6

Контрольная работа

1

Контрольный тест

1

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

2

Количество исследовательских работ

3



Темы проектов, исследовательских работ,

социальных/учебных проб учащихся


№ п/п

Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных проб

Сроки реализации


Информационно-исследовательский проект «Программа сохранения нашего языка» по теме «Речь» (1 группа)



Социальный проект ««Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» по теме «Речь» (2 группа)



Исследовательская работа «Почему некоторые ученые относят причастия и деепричастия к самостоятельным частям речи?» по теме «Причастие. Деепричастие» (1 группа)



Исследовательская работа «Употребление причастий в речи» (2 группа )



Исследовательская работа «Употребление деепричастий в речи» (3 группа)











































Календарно-тематический план

по учебному предмету «русский язык» (4 ч в неделю, всего 140 ч)

УМК Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой


урока

Наименование тем уроков

Дата проведения


План

Корректировка

1 триместр

Введение. Русский язык в современном мире.

Речь


Развитие речи. Текст. Тема широкая и узкая.


Развитие речи. Простой и сложный план.


Развитие речи. Чтение - основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать?


Развитие речи. Типы и стили речи. Письмо по памяти.


Развитие речи. Научно-учебный и научно-популярный стили речи.


Развитие речи. Публицистический стиль речи. Подготовка к домашнему сочинению о книге по выбору учащихся. (стр.45 или 47)


Развитие речи. Обобщение и систематизация материала по теме «Речь».


Развитие речи. Проверочная работа по теме «Речь»

Повторение изученного в 5 - 6 классах.


Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Анализ проверочных работ по теме «Речь»


Развитие речи. Обучающее изложение «Советы о ведении диалога» (стр.61)


Входной мониторинг.


Анализ работ. Повторение. Морфемика. Словообразование. Лексика и фразеология.


Развитие речи. Комплексный анализ стихотворения Н.Рубцова.


Повторение. Морфология. Части речи. Имя существительное. Контрольный словарный диктант (стр. 60,67,72)


Повторение. Имя прилагательное.


Повторение. Глагол.


Повторение. Местоимение. Имя числительное. Наречие.


Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тест.


Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 - 6 классах». Подготовка к контрольному диктанту.


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 - 6 классах» с языковым анализом текста.


Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.


Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению по тексту А.Яшина.. (стр.101-102)


Развитие речи. Написание контрольного изложения.

Причастие


Анализ работ.Место причастия в системе частей речи.


Признаки глагола у причастия. Контрольный словарный диктант (стр. 94,100)


Признаки прилагательного у причастия. Тест


Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.


Причастный оборот.


Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Тест


Действительные и страдательные причастия. Тест.


Образование действительных причастий настоящего времени.


Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.


Развитие речи. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»


Развитие речи. Написание контрольного сочинения.


Анализ работ. Образование страдательных причастий настоящего времени.


Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.


Образование действительных причастий прошедшего времени.


Правописание глагольного суффикса в действительных причастиях прошедшего времени.


Образование страдательных причастий прошедшего времени. Тест.


Гласные перед -НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.


Гласные Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


Развитие речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексу (из воспоминаний Н.Толстого) (стр. 138)


Анализ работ. Полные и краткие причастия. Тест


Морфологический разбор причастия.


Причастия и отглагольные прилагательные. Письмо по памяти (стр.191)


Правописание Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.


Правописание Н-НН в суффиксах омонимичных частей речи. Тест

2 триместр

49

Написание НЕ- с причастиями.

50

Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Тест

51

Употребление причастий в речи. Контрольный словарный диктант (стр.114,131,162)

52

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

53

Промежуточный мониторинг

54

Анализ работ.

55

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Кем быть?» (стр. 164)

Деепричастие

56

Анализ работ. Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия

57

Написание НЕ- с деепричастиями.

58

Деепричастный оборот.

59

Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях.

60

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Тест.

61

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Контрольный словарный диктант (стр.182,8)

62

Морфологический разбор деепричастия.

63

Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие»

64

Анализ работ. Употребление деепричастий в речи.

65

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса» (стр.183-184)

66

Развитие речи. Написание сжатого изложения.

67

Анализ работ. Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольному диктанту.

68

Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с языковым анализом текста.

69

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Служебные части речи. Междометия.

70

Служебные части речи. Междометия.

Предлог

71

Предлог как служебная часть речи.

72

Значения предлогов.

73

Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. Письмо по памяти (стр.189)

74

Производные и непроизводные предлоги.

75

Основные различия производных и непроизводных предлогов.

76

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

77

Морфологический разбор предлога.

78

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» (стр. 201)

79

Анализ работ. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. Тест

80

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

81

Употребление предлогов в речи. Контрольный словарный диктант (стр.208,50)

82

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». Подготовка к контрольному диктанту.

83

Контрольный диктант по теме «Предлог» с языковым анализом текста

84

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Союз

85

Союз как служебная часть речи.

86

Простые и составные союзы.

87

Союзы сочинительные и подчинительные.

88

Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов.

89

Знаки препинания в простых предложениях с сочинительными союзами.

90

Знаки препинания в сложных предложениях с сочинительными союзами.

91

Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов.

92

Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами.

93

Морфологический разбор союза.

94

Слитное и раздельное написание союзов.

3 триместр

95

Слитное написание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ

96

Союзы и омонимичные слова других частей речи.

97

Союзы и союзные слова.

98

Употребление союзов в речи. Тест.

99

Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова (стр229-230)

100

Развитие речи. Написание контрольного сжатого изложения.

101

Анализ работ. Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз». Подготовка к контрольному диктанту.

102

Контрольный диктант по теме «Союз» с языковым анализом текста

103

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Частица

104

Частица как служебная часть речи. Повторение. Самостоятельные части речи

105

Разряды частиц. Повторение. Непроверяемые гласные в корне слова

106

Формообразующие частицы. Проверяемые гласные в корне слова

107

Смысловые частицы. Повторение. Чередующиеся гласные в корне слова

108

Раздельное написание частиц. Повторение. Фонетика, орфография.

109

Дефисное написание частиц. Повторение. Словообразование и орфография.

110

Значение частиц НЕ и НИ. Повторение. Повторение. Основные способы словообразования.

111

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. Повторение. Чередование гласных в корнях слов

112

Правописание НЕ с разными частями речи. Повторение. Буквы Ы-И- после приставок.

113

Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. Повторение. Гласные в приставках пре- и при-

114

Морфологический разбор частицы. Тест.

115

Употребление частиц в речи. Повторение. Соединительные гласные в сложных словах

116

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы».

117

Итоговый мониторинг

118

Анализ работ

119

Развитие речи. Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. (стр.256)

Междометия и звукоподражательные слова.

120

Анализ работ. Междометие как особый разряд слов. Основные функции и семантические разряды междометий. Повторение. Морфемный и словообразовательный разбор.

121

Знаки препинания при междометиях. Контрольный словарный диктант (стр.232,254,265)

122

Простые, сложные, составные междометия. Производные и непроизводные междометия. Повторение. Лексика. Фразеология.

123

Звукоподражательные слова. Повторение. Культура речи.

124

Развитие речи. Лингвистическая сказка, герои которой - междометия. Подготовка к домашнему сочинению.

Повторение изученного в 7 классе.

125.

Анализ работ. Причастие. Образование и правописание причастий.

126.

Знаки препинания при причастном обороте.

127.

Развитие речи. Текст. Типы и стили речи. Комплексный анализ текста (стр.268-269).

128.

Деепричастие. Образование и правописание деепричастий.

129.

Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях.

130.

Развитие речи. Задание по выбору. Контрольное сочинение-описание или сочинение-рассуждение «Моя республика» или «Мой родной край» (стр.275)

131.

Анализ работ. Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

132.

Союз. Слитное и раздельное написание союзов.

133.

Частица. Правописание частиц НЕ и НИ.

134.

Правописание НЕ с разными частями речи.

135.

Междометия и звукоподражательные слова.

136.

Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе». Подготовка к итоговой контрольной работе.

137.

Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе».

138.

Анализ контрольной работы.

139.

Защита проектов «Программа сохранения нашего языка» (стр.43) (1 группа)

140.

Защита проектов «Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» (стр.49-50) (2 группа)

Информационно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект (УМК)

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово - учебник» 2013


Литература для учителя

1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации (5-7 классы). Саратов. «Лицей» 1998

2. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013

3. Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель. 2008

4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М.: Просвещение 2000

5. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012

6. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005

7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. М.: Дрофа 2002

8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002

9. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Ростов-на-Дону. Легион. 2012

10. Потапова Г.Н. КИМы. Русский язык. 7 класс. М.: Экзамен 2014

11. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой/ М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012

12. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014

13. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014

14. Соколова Г.П. Правописание НЕ и НИ. М.: Просвещение 1999

15. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. М.: Просвещение 2001



Литература для учащихся

1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013

2. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012

3. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005

4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002

5. Потапова Г.Н. КИМы. Русский язык. 7 класс. М.: Экзамен 2014

6. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014

7. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014



Адреса электронных ресурсов

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка .

3. Единая коллекция ЦОР: school-collection.edu.ru/

4.ЭОР для занятий по русскому языку :ininfo.mggu-sh.ru

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ruslit.metodist.ru

6. Каталог электронных образовательных ресурсов. fcior.edu.ru/


© 2010-2022