- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Олимпиада по русскому языку 11 класс
Олимпиада по русскому языку 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Маханова Л.В. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
11 класс
Задание №1
Заполните пропуски словами из предложенных ниже существительных( формы слов в ряде случаев можно изменять).
__________ и _________ могут вспыхивать и угасать. __________ и __________ можно бросить и поймать. _________ как и ___________, может приходить, не покидать .
Ковать можно и ___________, и ____________.
Слова: часы, мысль, взгляд, огонь, итоги, железо, любовь, камень, человек, фундамент, победа.
Какой глагол может объединить оставшиеся три слова в плане лексической сочетаемости?
Задание №2
Отметьте номера предложений, в которых запятая перед союзом И не ставится.
1. Дорога то уходила в овраг, то вилась по косогору ( ) и у края земли лежали новые огромные груды облаков. ( А.Н. Толстой)
2. Когда взошло солнце, роса высохла ( ) и трава зазеленела
3. В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали в саду желтые бабочки . (А.П. Чехов)
4. Он рощи полюбил, густые, уединенье, тишину ( ) и ночь, и звезды, и луну. ( А.С. Пушкин)
5. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня ( ) и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью. ( Горький)
6. Очевидно, было, что Савельич передо мною был прав ( ) и что напрасно оскорбил его упреком и подозрением. ( А.С. Пушкин)
Задание № 3
Одинаково ли значение дательного падежа местоимения Я в предложениях из стихотворений С.Есенина? Аргументируйте свой ответ.
1. Цветы мне говорят - прощай.
2. Ваших душ безлиственную осень мне нравится в потемках освещать.
Задание №4
Одинаково ли произношение звука на месте предлога С в следующих сочетаниях: с Аней, с Тимуром, с Дашей, с Димой, с Шурой, с Женей? Аргументируйте свой ответ.
Задание №5
В приведенных ниже словах с точки зрения современной орфографии допущены ошибки. Однако некоторые из данных рядов слов могли бы сегодня писаться именно так, если бы были приняты все рекомендации, предложенные созданной в 1963г орфографической комиссией. Выпишите номера этих рядов.
Сформулируйте правила, которые предлагалось ввести для упрощения русской орфографии.
1) Мрачьный, ручька, баньщик;
2) Огурци, синицин, птеци;
3) Йазык, йож, йула;
4) Мыш, печ, настеж;
5) Тэмп, кашнэ, атэлье;
6) Лафка, бумашка, дуп;
7) Жолудь, шолк, жосткий;
8) Примой, бигу, жилеть.
Задание №6
Какие ошибки допущены составителями рекламы? Исправьте их, укажите основания правки.
1. Тёплые волны океана и песочные пляжи Испании ждут вас.
2. Посетив наш ресторан, вас поразит разнообразие блюд.
3. Наше агенство недвижимости предлагает квартиры в разных районах города.
Задание № 7
Назовите типы словарей, к которым можно обратиться, чтобы ответить на следующие вопросы:
-
Как правильно произнести : аф[э]ра или аф[о]ра?
2. Как правильно написать слово: каллиграфия или калиграфия?
3. Что обозначает слово котелок? Это многозначное слово или у него есть омоним?
4. Что обозначает выражение пускать пыль в глаза?
5.Являются ли родственными слова варежка и варить?
Задание №8
Какой вид подчинительной связи представлен в словосочетаниях? В каких словосочетаниях подчинительная связь может быть квалифицировано как падежное примыкание? Дайте мотивированный ответ.
Бороться с врагом, ответил с грустью, гулять в лесу, ждать группу, работать до вечера.
Задание №9
Произведите морфемный разбор слов мыло, внушить, досада, дар, купец с современной и исторической точек зрения.
Задание № 10
Выделите грамматическую основу предложения. Определите тип сказуемого:
1) Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет.
2) Элен вместе с Наташей опять вошла в комнату.
3) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихонько медведя толк ногой.
4) Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше - ой-ой. на той неделе голосования.
5) Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного
6) Словом можно соединить людей.