- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по литературе на тему Личность В. А. Жуковского. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. Фантастическое и реальное
План-конспект урока по литературе на тему Личность В. А. Жуковского. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. Фантастическое и реальное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шудренко Е.А. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по литературе
Тема: Личность В.А. Жуковского. Жанр Баллады в творчестве Жуковского В. Фантастическое и реальное. Новое явление в русской поэзии.
Цели: - выявление признаков баллады как жанра. Особенности замысла баллады;
- формирование навыка умения правильно выделять главное в сообщении;
- воспитание интереса к личности и творчеству поэта.
Ход урока:
-
Орг.момент
-
Что такое баллада?
Баллада - это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека. - запись в тетрадь
-
Проверка ДЗ - презентации :
а) Жизнь и творчество В.А. Жуковского
б) Биография
в) Баллада «Светлана»
-
Беседа: - Кто главная героиня баллады? Какой вы представляете героиню баллады?
- Какие эпизоды баллады вам показались наиболее интересными?
- Как вы думаете, почему героиня накануне свадьбы увидела такой страшный сон?
-
Выступление учителя:
Родина баллады - Прованс. В устном народном творчестве баллада - это лиро-эпическое произведение с фантастическим колоритом.
Поэт воспринимает жизнь через призму исключительного, необычного, необъяснимого. Он изображает события, восходящие к народным легендам, сказаниям и поверьям. В романтической балладе мир предстает как царство мистических сверхъестественных сил. События обычно развёртываются в атмосфере таинственности. Действующими лицами оказываются призраки, мертвецы и т.п. В центре внимания романтика всегда человеческая личность, её судьба. Причём герой может быть носителем не только положительных, но и отрицательных моральных качеств, тогда выступает возмездие за его бесчеловечность.
-
Светлана - русское имя, означает «светлая». Составьте ассоциативный ряд со словом свет. Свет - счастье, надежда, молодость, беспечность.
? Что противопоставляется свету? Тьма - горе, несчастье, рок и др.
-
Назовите слова:
1.Вариант - связанные с понятием Белый цвет(словосочетания и предложения): белый снег «валит клоками», «на солнышке блестит», «вьюга под санями», «метелица кругом»…белый платок, белая скатерть, белое полотно.
слова с корнем свет: светлица, свеча, светлыми, светит, светится…
2. Вариант - слова с понятием «тёмный цвет», «тьма»: Тёмная даль дороги, одинокая впотьмах стоит Светлана перед избушкой, темно в зеркале во время гадания. Тёмный цвет - обозначает враждебные человеку мистические силы, несчастье.
-
Вывод:
Вся баллада представляет собой сложное переплетение эмоционально контрастных мелодий, связанных с темой света(счастья) и тьмы(несчастья). Сюжет баллады - это движение от мрака к свету, от тяжкого ночного сновидения к солнечному ясному утру.
-
ДЗ: Выучить наизусть отрывки:
1ряд - от «Смолкло всё опять кругом» до «Ах, и пробудилась»
2ряд - от «Тускло светится луна» до «Ангел-утешитель»
3ряд - от «Что же твой, Светлана. Сон» и до конца баллады.
-
Оценки за урок: презентации, активные собеседники…