План-конспект урока по литературе на тему Личность В. А. Жуковского. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. Фантастическое и реальное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по литературе

Тема: Личность В.А. Жуковского. Жанр Баллады в творчестве Жуковского В. Фантастическое и реальное. Новое явление в русской поэзии.

Цели: - выявление признаков баллады как жанра. Особенности замысла баллады;

- формирование навыка умения правильно выделять главное в сообщении;

- воспитание интереса к личности и творчеству поэта.

Ход урока:

  1. Орг.момент

  2. Что такое баллада?

Баллада - это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека. - запись в тетрадь



  1. Проверка ДЗ - презентации :

а) Жизнь и творчество В.А. Жуковского

б) Биография

в) Баллада «Светлана»



  1. Беседа: - Кто главная героиня баллады? Какой вы представляете героиню баллады?

- Какие эпизоды баллады вам показались наиболее интересными?

- Как вы думаете, почему героиня накануне свадьбы увидела такой страшный сон?



  1. Выступление учителя:

Родина баллады - Прованс. В устном народном творчестве баллада - это лиро-эпическое произведение с фантастическим колоритом.

Поэт воспринимает жизнь через призму исключительного, необычного, необъяснимого. Он изображает события, восходящие к народным легендам, сказаниям и поверьям. В романтической балладе мир предстает как царство мистических сверхъестественных сил. События обычно развёртываются в атмосфере таинственности. Действующими лицами оказываются призраки, мертвецы и т.п. В центре внимания романтика всегда человеческая личность, её судьба. Причём герой может быть носителем не только положительных, но и отрицательных моральных качеств, тогда выступает возмездие за его бесчеловечность.



  1. Светлана - русское имя, означает «светлая». Составьте ассоциативный ряд со словом свет. Свет - счастье, надежда, молодость, беспечность.

? Что противопоставляется свету? Тьма - горе, несчастье, рок и др.

  1. Назовите слова:

1.Вариант - связанные с понятием Белый цвет(словосочетания и предложения): белый снег «валит клоками», «на солнышке блестит», «вьюга под санями», «метелица кругом»…белый платок, белая скатерть, белое полотно.

слова с корнем свет: светлица, свеча, светлыми, светит, светится…

2. Вариант - слова с понятием «тёмный цвет», «тьма»: Тёмная даль дороги, одинокая впотьмах стоит Светлана перед избушкой, темно в зеркале во время гадания. Тёмный цвет - обозначает враждебные человеку мистические силы, несчастье.



  1. Вывод:

Вся баллада представляет собой сложное переплетение эмоционально контрастных мелодий, связанных с темой света(счастья) и тьмы(несчастья). Сюжет баллады - это движение от мрака к свету, от тяжкого ночного сновидения к солнечному ясному утру.



  1. ДЗ: Выучить наизусть отрывки:

1ряд - от «Смолкло всё опять кругом» до «Ах, и пробудилась»

2ряд - от «Тускло светится луна» до «Ангел-утешитель»

3ряд - от «Что же твой, Светлана. Сон» и до конца баллады.



  1. Оценки за урок: презентации, активные собеседники…





© 2010-2022