«Душа поэта - в музыке стиха» - интегрированный урок (литература, языки, музыка, живопись)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Душа поэта - в музыке стиха» - интегрированный урок (литература, языки, музыка, живопись).

Урок развития речи в 8-9 классах

Технологическая карта урока

Школа: ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Красносельское муниципального района Сергиевский Самарской области

Преподаватель: Дьякова Наталья Александровна

Предмет: Русский язык

Раздел: Развитие речи - подготовка и изложению

Класс: 8-9 класс (18 человек)

Урок: 90 минут.

Тип урока: обучение написанию изложения

Вид урока: теоретическая и практическая самостоятельная работа

Метод обучения: частично-поисковый, эвристический, КСО (коллективный способ обучения).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:

Образовательные цели:

  • дать понятие "интеграция";

  • познакомить с разными способами изображения одного и того же явления или предмета в искусстве;

  • ознакомить с различными задачами рассматриваемых видов искусства в изображении одного явления или предмета;

  • показать роль музыки и живописи в эмоциональном восприятии действительности;

  • научить совмещать зрительные и слуховые образы в звучащее слово, отбирая главное.

Развивающие цели:

  • овладение навыком «видения» предмета или явления через комплексное эмоциональное восприятие;

  • развитие образного и логического мышления путем составления различных образов.

Воспитательные цели:

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

  • формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к нему.

Оборудование:

  • картины художников на определённую тему;

  • словари иностранных слов;

  • мультимедиа проектор для проецирования наглядного материала и слайдов;

  • музыкальный центр или компьютер для воспроизведения музыкальных произведений;

  • подборка иллюстративных музыкальных произведений;

  • диски «Мировая художественная культура»

Оформление доски:

  • Дата, тема, цели, эпиграф:

«Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум…»

  • Мультимедийный экран.

Оформление кабинета:

  • Стенд: «Картины и иллюстрации литературных произведений в исполнении русских художников»

  • Выставка рисунков «Зрительные образы звучащего слова».

Ход урока:

1.Учитель под музыку читает выразительно стихотворение (одновременно проецируются картины, иллюстрирующие текст, и звучит музыка):

«Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове,

в слабом жесте…»

2. Вступительная беседа:

В этом отрывке из стихотворения Е.Винокурова «музыка души» предстаёт как особый свет, чистый и незамутнённый, который надо беречь от монотонной повседневности.

Любой человек , проходя по улицам, общаясь с людьми, выполняя любое дело, эмоционально воспринимает окружающий мир. На это восприятие влияет много различных обстоятельств: рассветы и закаты, времена года, встречи и расставания и многое другое.

(СЛАЙД 5)

Даже самые простые будничные вещи могут вызвать поток самых разнообразных чувств, которые и выразить-то не всегда можно. Причём эти чувства меняются ежеминутно, и многие из них мы не можем уловить, запомнить, тем более передать.

(СЛАЙД 6, СТИХОТВОРЕНИЕ - см. «Приложение 1»)

Иногда эти чувства волнуют и тревожат нас, иногда мы их почти не замечаем, а иной раз от них возникает какая-то гармония, умиротворённость. Такие моменты в жизни особенно ценны.

(СЛАЙД 7, СТИХОТВОРЕНИЕ - см. «Приложение 2» )

Ещё Птолемей говорил: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»

Так что же такое «гармония»? Это слово возникло в древности. Люди издавна называли так красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектуре, в человеческой фигуре, в состоянии души. Древние греки словом «гармония» называли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и различных потрясений. Думаю, вы согласитесь с тем, что на картинах, которые перед вами, изображена именно гармония.

(СЛАЙД 8)

(Показывается слайд: храм на берегу реки)

Звучит спокойная мелодия, раскрывающая суть состояния природы и наших чувств.

После небольшой паузы, дающей проникнуться этим состоянием, читается отрывок:

«И цветы…» (см. «Приложение 3»)

(СЛАЙД 9, СТИХОТВОРЕНИЕ - см. на слайде или «Приложение 4»)

  • Ребята, что вы представили, когда слушали стихотворение?

………………………………………………….

  • А что помогает вам представить услышанное?

………………………………………………….

  • А что больше помогло: стихотворение или музыка?

………………………………………………….

  • Правильно: понять услышанное помогает нам и музыка, и живопись. Это комплексное, интегрированное, восприятие образов через все органы наших чувств.

3.Работа со словарями (в парах и группах):

«Школьный словарь иностранных слов»

В. В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голованова, И.А.Василевская

(СЛАЙД 10)

КОМПЛЕКС (латинское) - Совокупность понятий, явлений, предметов и т.п., образующих одно целое.

КОМПЛЕКСНЫЙ - …

Этого слова мы не найдём в словаре, но мы можем посмотреть, как оно образовалось, и

попробовать объяснить его лексическое значение:

КОМПЛЕКС-Н-ЫЙ - по аналогии со словами: ЛЕС-Н-ОЙ, РЕЧ-Н-ОЙ, ШКОЛЬ-Н-ЫЙ, ОГОРОД-Н-ЫЙ и т.д. - можно сделать вывод, что суффикс -Н- обозначает «находящийся в чём-то: лесу, реке, школе, огороде…».

(СЛАЙД 11)

Значит, КОМПЛЕКСНЫЙ - это находящийся в единстве разных явлений, понятий, предметов.

А комплексное восприятие образов - это создание единого образа при помощи разных средств.

«Школьный словарь иностранных слов»

В. В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голованова, И.А.Василевская

ИНТЕГРАЦИЯ (латинское) -

1.Объединение в целое каких-либо однородных частей.

2.В математике - нахождение интеграла по функции.

3.Процесс взаимного приспособления и объединения национального хозяйства двух и более государств с однотипным общественным строем.

ВОПРОС: Какое из трёх значений мы должны выбрать для нашего урока?

(СЛАЙД 12)

(первое), таким образом, понятие

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ является синонимом понятия КОМПЛЕКСНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

(вспомним, что называется СИНОНИМОМ)

Подберите синоним к слову ИЛЛЮСТРАЦИЯ (КАРТИНА, КАРТИНКА, РИСУНОК, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ)

(СЛАЙД 13)

4. Проверка домашнего задания:

(Подобрать небольшой текст, нарисовать по нему устно картину, используя различные художественные средства)

5.Работа с картинами художников:

На стенде «Иллюстрации русских художников»

Беседа по ним: Точно ли рисунок соответствует тексту?

Правильно ли подобрана к рисунку фраза из текста? Аргументируйте ответ.

(СЛАЙД 14)

Проецируются картины различных художников на тексты разных поэтов, звучит музыка.

6.Творческая работа.

ЗАДАНИЕ:

Внимательно рассмотрите картину, прислушиваясь к музыке.

(СЛАЙД 15)

А теперь попробуйте описать её словами.

(У вас может получиться рассказ, стихотворение, обычное описание или что-то другое).

Не смущайтесь. Пишите так, как вы чувствуете.

Вам нужно будет написать сжатое изложение.

Но прежде, чем это сделать, напоминаю то, что надо помнить о сжатом изложении.

  1. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

  2. Главная информация передается без изменений!

  3. Сжатию подлежит именно второстепенная информация:

  • Исключите детализирующие слова

  • Исключите вводные слова и предложения

  • Исключите средства связи, связующие фразы

  • Исключите повторы

  • Исключите отдельные второстепенные члены предложения

  • Пропустите предложения, содержащие второстепенные факты( обоснования, комментарии)

  • Исключите примеры

  • Исключите цифры

  • Исключите отступления, подробности, пояснения, предположения.

  1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые ) мысли.

  2. Найдите среди них главную мысль.

  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

  5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

  6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

  7. Обдумайте средства связи между частями.

  8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

  9. Запишите этот сокращенный, «сжатый» текст на черновике.

А теперь внимательно прослушайте текст (Отрывок из повести К.Паустовского «Мещёрская сторона» или другой текст - можно из сборника текстов для экзамена) и перескажите его так, как поняли и представили.

(Во время чтения звучит та же музыка, которая останется при самостоятельной работе)

7. Беседа по творческим работам.

(индивидуально, лучшее зачитать, проанализировать коллективно, фронтально)

8. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы познакомились с важным художественным приёмом в искусстве: интегрированием.

Наблюдая звучащее слово, музыку или картину, вы пробовали сами рисовать словесную картину, пересказывать готовый текст и составлять свой, то есть создать для себя какой-то зрительный образ.

(СЛАЙД 16)

Давайте оценим сегодняшний урок..

- Что на ваш взгляд показалось интересным и важным, и наоборот?

- Чего достигли на уроке?

(Далее - словесная оценка каждому ученику,

оценка - наиболее активным,

остальным - после проверки творческих работ.)

(СЛАЙД 17)

В заключение хочу вам сказать:

"Если вы чего-то достигли, то пусть эти маленькие победы станут стимулом для дальнейших ваших достижений".

Успехов вам! До свидания!


© 2010-2022