Литературное чтение «Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)»

Литературное чтение Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» Тема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»

Тема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

1 2

Сообщение темы урока.

- Хочется ли вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов? Только ли К. Паустовский восторгается музыкальным талантом композитора?

Сегодня мы перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и узнаем одну тайну...

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.





2 4 2 3 2 1 4

Работа с произведением Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка».

1. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте заглавие.

Видели ли вы сверчка? Слышали ли его песню? Что в этот момент вы представляете? Где живут сверчки? (Один вид - в поле, другой - в доме.)

Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».

- Рассмотрите иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? (Дирижёра, музыканта.) Чем он занят? Как вы догадались? (Что-то объясняет, догадались по жесту.)

- Кто его слушает? Мальчик этот - наш современник? (Нет. У него на голове парик. Это XVIII век.) Кто же это? Прочитайте заголовки частей. Что за тайна есть у сверчка? А у Моцарта? (Предположения детей.)

- Да, сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт.

- Кто автор произведения о Моцарте?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

«Небольшое вступление» читает учитель. По ходу чтения надо пояснить слова:

бутафорское (оружие) - ненастоящее, похожее на подлинное;

стрельчатые (окна) - в форме арки, завершающейся острым углом.

Вопрос после чтения:

- Что мы будем читать - рассказ или сказку? (Судя по вступлению, скорее сказку.) Значит, нас ждёт сказка о реальном человеке - композиторе Моцарте.

Главу «О сказочной тайне маленького Моцарта» дети читают про себя.

2. Выявление первичного восприятия.

- Какая же сказочная тайна была у маленького Моцарта?

3. Повторное чтение первой главки (с. 147-148) по ролям.

4. Беседа после чтения.

- Сколько лет было Вольфгангу?

- Почему автор называет скрипку Сверчка волшебной?

- О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка?

- С какой трудностью встретился юный Моцарт? Как к этому отнёсся Сверчок?

- Какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? Почему именно ему?

- Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды Сверчка?

- Помнят ли сверчки, что они научили музыке великого Моцарта?

- Верите ли вы в эту историю, рассказанную Г. Цыферовым?

- Как вы думаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно Сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну? (Музыка Моцарта - это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как и мир вокруг.)

- Знаете ли вы, ребята, что отец маленького Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфгангерль выучил 26 января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте четырёх лет, за день до своего дня рождения». Г. Цыферов рассказал нам, как, возможно, это было.

5. Прослушивание в грамзаписи «Менуэта ля-мажор» В.-А.Моцарта.

- Что вы представляли, слушая музыку?

- Почему автор называет музыку Моцарта «маленьким чудом»?

6. Первичное чтение второй главки.

- Родина Моцарта - Зальцбург, это маленький австрийский городок.

«На карте тогдашней Европы он выглядел крохотным». Столицей Австрии является город Вена. Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе?

- Прочитайте название следующей главки.

- Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут происходить события?

- При чём тут серебряная шпага принца? (Предположения детей.)

Вторую главку можно прочитать сразу вслух (комбинированное чтение).

7. Беседа после чтения.

а) - Почему так волновались Моцарты, приехав в столицу - в Вену?

б) - Чем маленький музыкант покорил венскую публику? («Вольфганг играл бесподобно» - то есть… (превосходно, его игру нельзя было сравнить ни с чьей. Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях музыка.)

в) - Венская публика - очень строгая и требовательная к музыке - рукоплескала маленькому Моцарту. Это было одно удивительное событие.

А другое? (Подарок императора - очень высокая честь и признание!)

г) - Кто ещё радовался успеху Моцарта? (Вся природа: зима, снег. А снежинки «застывали цветами» - в подарок маленькому талантливому музыканту.)

3. Работа с текстом после чтения.

Учитель читает авторский текст до вопроса (с. 150).

Вопросы после чтения:

- Так что же вы читали о Моцарте - сказку или быль? (Сказка переплетается с реальностью.)

- Почему Г. Цыферов использует такой приём? (Музыка Моцарта волшебна, она очень сильно воздействует на чувства человека.) Знаете ли вы, ребята, чем заканчивается это произведение Г. Цыферова? «Напрасно грустили о Моцарте зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо.

В нём торжественно извещалось: "Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия"».

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей.

Звучат мелодии Моцарта. И светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу счастью.

Лучше всяких слов это передаёт сама музыка В.-А. Моцарта. Слушаем «Марш» (До-минор KV453а) или другой фрагмент.

Литературное чтение «Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)»Литературное чтение «Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)»Литературное чтение «Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)»- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

- Что вам показалось на уроке самым интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

Прочитать ч. 1 и 2 рассказа В. Драгунского «Независимый Горбушка», самостоятельно провести работу с текстом до чтения.




© 2010-2022