Рабочая программа по курсу Речевой этикет, 7класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по курсу «Речевой этике», 7 класс

№ урока

Название раздела, темы урока

Планируемые результаты

Повторение

Дата

Примечание

Роль речевого этикета в общении

1

Речевое общение: единство двух его сторон. Формы общения.

Знать понятие «речевое общение», единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Уметь применять формы общения (устные и письменные) на практике.

Речь устная и письменная, стили речи



2

Сферы речевого общения.

Знать сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Уметь различать сферы речевого общения.

Стили речи



3

Культура речевого общения.

Знать культуру речевого общения.

Уметь правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание, владеть вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.

вербальными и невербальными средствами общения



4

Этикет как совокупность правил речевого поведения.

Знать этикет. Уметь регулировать внешние проявления человеческих взаимоотношений.

этикет



5

Речевой этикет как правила речевого этикета. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Знать речевой этикет, культуру поведения.

Уметь вести себя в разных ситуациях




6

Общая характеристика норм речевого этикета.

Знать нормы речевого этикета. Уметь употреблять этикетные знаки, слова и выражения в тех или иных речевых ситуациях.

Речевая ситуация



7

Речевая ситуация; её основные характеристики.

Знать речевые стереотипы, формулы вежливости.

Уметь применять их на практике.

Речевая ситуация



8

Языковые средства выражения речевого этикета.

Знать речевую ситуацию и выбор наиболее уместной этикетной формулы.




9

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Знать интернациональные и национальные особенности речевого этикета.





10

Русские пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения.

Уметь применять в речевой ситуации пословицы и поговорки

УНТ, виды УНТ



11

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Знать особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Уметь применять их на практике.

Стили речи



12

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.

Знать условие толерантного речевого общения.

Уметь быть вежливым.

толерантность



13

Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации.

Знать типы поведения людей в конфликтной ситуации. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций.

конфликт



14

Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Знать способы разрешения конфликтов.

Уметь находить выход из конфликтных ситуаций.

Языковые средства



Основные формулы речевого этикета.

15

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения.

Уметь использовать этикетные выражения для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения




16

Основные виды речевых ситуаций.

Знать основные виды речевых ситуаций.

Уметь использовать устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др.

Обращение, просьба



17

Богатство и разнообразие этикетных формул.

Уметь употреблять в речевых ситуациях богатство и разнообразие этикетных формул.

Этикетные формулы



18

Речевая ситуация обращения и её разновидности.

Знать речевую ситуацию обращения и ее разновидности (обращение к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофициальной обстановке и т.п.).

Обращение



19

Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы.

Знать из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные; формулы (Ваше превocxoдительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использовать в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству.

Устаревшие слова



20

Из истории русских имён и фамилий.

Знать историю русских имен, отчеств и фамилий.

Уметь определять историю своего рода и имени.




21


Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения.

Знать историю личного имени; употреблять его в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения.

Стили речи



22

Правильное произношение русских отчеств.

Знать правильное произношение русских отчеств.



23

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

Уметь употреблять местоимения ты и Вы в речи.

местоимения



24

Речевая ситуация выражения просьбы.

Знать ситуацию выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!),глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использовать разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы

Наклонения глагола, время, инфинитив



25

Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.

Знать языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. д.) и применять их на практике.




26

Речевая ситуация извинения. Способы его выражения.

Знать речевую ситуацию извинения и разные языковые способы ее выражения.




27

Виды комплимента.

Знать виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). и уметь применять их в разных ситуациях.

характер



28

Дискуссия, диспут, спор как специфические формы общения.

Знать основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на Конференциях в тематических чатах Интернет и уметь применять их на практике




29

Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора.




30

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного.

Знать основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.




31

Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг, отношение к нему.

Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг(крутой, клёвый и т. п.)и отношение к нему..




32

Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов.

Знать информацию о наиболее употребительных этикетных слов(здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.) и уметь применять их в разных речевых ситуациях.

этимология



33

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Знать виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Правила речевого этикета



34

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

Уметь применять толковые словари русского речевого этикета.

Толковые словари



35

Итоговый урок. Защита проектов

Уметь применять полученные знания на практике.





© 2010-2022