Повторение по теме «Деепричастие»

Тема:Повторение по теме «Деепричастие» Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория   Базовый учебник Баранов М.Т. и др. Русский язык 7 класс.- М.: Просвещение, 2011 – 2013   Цели урока: Образовательная: ·        распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов; ·        расставлять знаки препинания; ·        исправлять ошибки в речи. ·        безошибочно писать суффиксы в деепричастиях; ·        правильн... 1.Оглядываться (деепричастие несов. в.) 7. Распечатать (деепричастие сов. в.) 2. Сверкать (деепричастие несов. в.) 8. Оторваться (деепричастие сов. в.) 3. Спешить (деепричастие несов. в.) 9. Остановить (деепричастие сов. в.) 4. Купить (деепричастие сов. в.) 10. Стучать (деепричастие несов. в.) 5. Прыгать (деепричастие несов. в.) 11. Играть (деепричастие несов. в.) 6. Увидеть (деепричастие сов. в.)                 12. Шествовать (деепричастие несов. в.)     3.Один из учеников работает у доски. Класс - на местах.   Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.   V. Применение знаний и умений в новой ситуации. -Ребята, вспомним, что называется деепричастным оборотом?  Как выделяется на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие? (На письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение по теме «Деепричастие»

Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория

Базовый учебник Баранов М.Т. и др. Русский язык 7 класс.- М.: Просвещение, 2011 - 2013

Цели урока:

Образовательная:

  • распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;

  • расставлять знаки препинания;

  • исправлять ошибки в речи.

  • безошибочно писать суффиксы в деепричастиях;

  • правильно строить предложения с деепричастным оборотом;

развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость обучающихся;

  • развивать навыки самоконтроля;

воспитательная:

  • воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку;

  • воспитывать интерес к своему внутреннему миру;

  • воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство коллективизма;

  • способствовать формированию доброжелательности.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные результаты: овладение нормами русского литературного языка; первоначальное представление о разрядах имен прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда, усвоение опознавательных признаков качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: уметь настраиваться на работу, желание получать новые знания, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь выстраивать логическую цепь рассуждений, анализировать полученную информацию; формулировать проблему; умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты: уважительное отношение к родному языку.

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник.

Этапы урока


I. Организационный момент.
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).
- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!


II. Постановка целей и задач.

Стихотворение проецируется на экран.
- Я познакомлю вас с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.


Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Лодоре.


- В чем особенность стихотворения?

( Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

- Как вы думаете, какие знания мы будем сегодня обобщать?

- Назовите тему урока.

-Сформулируйте цели.

III. Актуализация знаний.

- Итак, сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о деепричастии, его роли в речи

- Что такое деепричастие? Что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечает?

- С какими частями речи оно сходно?

( С глаголом и наречием).

- Назовите признаки, которые характерны для деепричастия.
( Спряжение, вид, род, падеж, возвратность- невозвратность, число, лицо, склонение, время, неизменяемость.
Деепричастие имеет основные грамматические признаки это вид, возвратность-невозвратность, неизменяемость.)


IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. « НЕ с деепричастиями», «Суффиксы деепричастий» (Формирование познавательно-коммуникативных УУД)
(Задание проецируется на доску)


(Не) спорьте, не узнав, как следует, в чем дело.

Стремитесь всегда вперед, (не) останавливаясь на достигнутом.

(Не) осуждайте другого, (не) зная его жизни.

(Не) вымыв руки, (не) садись за стол.

(Не) берись за последующее, (не) усвоив предыдущего.

Выполняй работу внимательно, (не) отвлекаясь (ни)чем.

Береги время, оно не возвращается.
- Я подготовила для вас советы- пожелания. Выпишите те из них, которые соответствуют теме сегодняшнего урока и которые вы бы хотели принять к исполнению. Раскройте скобки.

(Задание выполняют и проверяют с обоснованием выбора предложения. Учащиеся обосновывают слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями. Повторяют правила о написании НЕ с глаголами и НИ с местоимениями.)

2. - Ребята вспомните, как образуются деепричастия несовершенного вида? Как образуются деепричастия совершенного вида?

Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7. Распечатать (деепричастие сов. в.)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)

8. Оторваться (деепричастие сов. в.)

3. Спешить (деепричастие несов. в.)

9. Остановить (деепричастие сов. в.)

4. Купить (деепричастие сов. в.)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)

11. Играть (деепричастие несов. в.)

6. Увидеть (деепричастие сов. в.)

















12. Шествовать (деепричастие несов. в.)


Повторение по теме «Деепричастие»

3.Один из учеников работает у доски. Класс - на местах.

Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия

И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

-Ребята, вспомним, что называется деепричастным оборотом? Как выделяется на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

(На письме одиночное деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

В каких случаях деепричастия не выделяются запятыми?
Не обособляются деепричастные обороты, если

- оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания. ( Он шел тихо посвистывая). Здесь указывается не просто, что он шел, а шел тихо посвистывая;

- оборот представляет собой устойчивые сочетания. (Лететь сломя голову.

- однородные наречие и деепричастие с союзом и. (Слушал внимательно и не прерывая говорящего).

Дифференцированные задания разного уровня сложности.

(Все учащиеся самостоятельно работают в тетради)
Желтая карточка с заданиями повышенного уровня сложности.

Спиши текст, заменяя глаголы деепричастиями; найди в полученном тексте деепричастные обороты, расставь запятые.

С тупым удивлением и не без страха, точно (видеть) перед собой выходцев с того света, он (не мигать) и (разинуть) рот оглядывал кумачовую рубаху Егорушки и бричку…(Помолчать) еще немного и (не отрывать) глаз от Егорушки таинственный Пит задрал вверх ногу, нащупал пятой точкой опору и взобрался на камень; отсюда он (пятиться) назад и (глядеть) в упор на Егорушку, точно (бояться), чтобы тот не ударил его сзади, поднялся на следующий камень… (Проводить) его глазами Егорушка обнял колени руками и склонил голову…
А.П, Чехов. «Степь».


Сиреневая карточка с заданиями среднего уровня сложности.

Спиши текст; найди деепричастные обороты, расставь запятые.

Горбач нащупывает пяткой корягу и крепко ухватившись сразу за несколько веток становится на нее… Совладавши с равновесием и укрепившись на новой позиции он изгибается и стараясь не набрать в рот воды начинает правой рукой шарить между корягами. Путаясь в водорослях скользя по мху покрывающему коряги рука его наскакивает на колючие клешни рака…
-Тебя еще тут, черта, не видали! - говорит Любим и со злобой выбрасывает на берег рака.
Наконец рука его нащупывает руку Герасима и спускаясь по ней доходит до чего-то склизкого, холодного.
А.П.Чехов. «Налим».

Серая карточка с заданиями низкого уровня сложности.

Выпиши из текста деепричастия .

Мужчина поднялся во весь рост и сорвал с себя маску. Открыв свое пьяное лицо и поглядев на всех, любуясь произведенным эффектом, он упал в кресло и радостно захохотал. А впечатление, действительно, произвел он необыкновенное. Все интеллигенты растерянно переглянулись и побледнели, некоторые почесали затылки…
Интеллигенты молча, не говоря ни слова, вышли на цыпочках из читальни, а Пятигоров запер за ними дверь.
- Ты же ведь знал, что это Пятигоров! - хрипел через минуту Евстрат Спиридоныч вполголоса, тряся за плечи лакея, вносившего в читальню вино. Интеллигенты заходили в клуб унылые, потерянные, виноватые, шепчась и точно предчувствуя что-то недоброе… Жены и дочери их, узнав, что Пятигоров «обижен» и сердится, притихли и стали расходиться по домам. Танцы прекратились.
В два часа из читальни вышел Пятигоров, он был пьян и пошатывался. Войдя в залу, он сел около оркестра и задремал под музыку, потом склонил голову и захрапел.
А.П.Чехов. «Маска».

(Формирование познавательных УУД) А сейчас, сдайте, пожалуйста, ваши работы и на следующем уроке вы узнаете результаты своих заданий!

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Самостоятельная работа по вариантам (списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания).

1-ый вариант:

1. Тарантас в_ехал во двор шурша колесами по крапиве и ост_новился перед крыльцом.

2. Сидя за комп_ютером старайтесь держать спину прямо.

3. Художник- аниматор созд_вая мультипликационный фильм словно ож_вляет р_сунки.

2-ой вариант:

1. Друг за другом накренившись от ветра возвр_щались рыбацкие суда.

2. Тесную обувь можно раст_нуть туго набив её влажной газетной бумагой.

3. Медалистам пол_галось сдать два экзамена набрав в сумме мин_мум девять баллов.

VII. Рефлексия.
-Вот и подошёл к концу наш урок -повторение о деепричастии.
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5. я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог …

  1. Домашнее задание: упр. 193,повторить все правила из раздела «Деепричастие», готовиться к диктанту.

© 2010-2022