Конспект урока по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 3
Фонетический анализ слова

Цели: повторить правила переноса слов; научить применять алгоритм выполнения фонетического анализа слова.

Ход урока

I. Чистописание.

и щ ц /// и и /// щ щ // ц ц //

ци цы // щи щи //

цирк, птицы, щипцы ///

Учащиеся выбирают для написания любые две строчки.

II. Повторение правила переноса и деления слов на слоги.

Учитель. Вы уже знаете, что слова делятся на слоги.

- Как узнать, сколько слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.)

- Как разделить слова на слоги?

На доске записаны слова:

Ли-са, ма-ли-на, ма-й, те-тра-дь, ли-мон, и-ва, въ-езд, я-ма, пять, ю-ла.

Учитель предлагает ученикам выполнить задание: найдите слова, которые неправильно разделены на слоги. Объясните причину ошибки. Разделите эти слова на слоги правильно, запишите в тетради. По окончании работы выполните взаимопроверку.

Учитель. К нам за помощью обратился первоклассник.

Послушайте его рассказ и определите, какое правило он не усвоил? Помогите ему правильно перенести слова.

Один учащийся читает стихотворение В. Волиной «Как я перенес слова».

Рассказ первоклассника

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва я перенёс:

Е-

Два, -

Так получил за это «два».

Укол я перенёс:

У-

Кол -

И получил за это «кол».

Опять я перенёс:

О-

Пять -

Теперь, наверно, будет «пять».

- А вы как думаете, ребята?

Учащиеся помогают первокласснику правильно перенести слова, рассказывают правило переноса слов.

III. Изучение нового материала.

1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Вы знаете, что слова можно записывать по-разному: буквами, с помощью транскрипций и с помощью звуковых моделей.

На сегодняшнем уроке нам предстоит учиться проводить фонетический анализ слова устно, а затем записывать его.

2. Чтение алгоритма «Как выполнять фонетический анализ слова».

3. Артикуляционная гимнастика.

Учащиеся 5-7 раз повторяют скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Конспект урока по русскому языкуФизкультминутка

Скороговорку вы сказали по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки - раз, два, три.

Легкие прыжки - раз, два, три.

Вот и вся зарядка - раз, два, три.

Мягкая посадка - раз, два, три.

4. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму.

Учащиеся, выполняют фонетический анализ слова, рассуждают и действуют последовательно, согласно указаниям алгоритма:

1) Запишем слово, разделим на слоги, запишем его с помощью транскрипции: Ракета, ра-ке-та, [рак'э́та].

2) Запишем слово по буквам в столбик и рядом транскрипцию [ ] звука.

3) Дадим характеристику звукам.

4) Подсчитаем количество букв и звуков.

р - [р] - согласный, твердый, непарный.

a - [а] - гласный, безударный.

к - [к'] - согласный, глухой, парный ([г]).

е - [э] - гласный, ударный.

т - [т] - согласный, глухой, парный ([д]).

а - [а] - гласный, безударный.

6 букв, 6 звуков.

Учащиеся делают фонетический анализ слова луна.

IV. Итог урока.

Учитель. Как вы думаете, для чего надо уметь выполнять фонетический разбор слов?

Слова различаются правописанием и произношением. И редко, когда произношение и написание совпадают, чаще всего они различаются. Для того, чтобы правильно писать слова, надо уметь различать их на слух, охарактеризовывать звуки, знать их буквенное обозначение и еще очень многое, что нам предстоит изучать на уроках русского языка.

Домашнее задание: внимательно прочитайте алгоритм в учебнике.


© 2010-2022