УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»

Урок по сказке

Оскара Уайльда

«Мальчик- Звезда»

5"В" класс

УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»























Подготовила и провела :

учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №40" г.Махачкалы

Ибрагимова Роза Джарулаховна




ТЕМА УРОКА: УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»

«ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»


ЦЕЛИ УРОКА:

  • помочь учащимся проникнуть в смысл сказки;

  • выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека;

  • подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве;

  • что человек красив не внешними, а внутренними качествами.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • показать внутренние перемены в человеке в результате

работы над собой ;

  • осудить человеческую гордыню и надменность;

  • выявить очищающую роль покаяния, прощения, милосердия, покаяния.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки детей, картинки с изображением звезды, плаща, розы, жабы, крота, с цифрой 10, презентация.


Все мы барахтаемся в грязи,

но иные из нас глядят на звёзды.

О.Уайльд

«Красота спасёт мир»

Ф. М. Достоевский .

"При красоте тела невольно веришь в красоту души.

При красоте души не замечаешь физического несовершенства".

Илья Николаевич Шевелёв

Вопросы:

1.Что может нести людям красота?

2.Что делает людей некрасивыми?

3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?

АФОРИЗМЫ:

*Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.

Фалес

*При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

И. Шевелёв

*Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.

Н.Бакстон





ХОД УРОКА:

1,2 ,3,4,5 слайды

1.Организационный момент.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире.Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача - быть внимательными, активными, находчивыми, а главное - трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как

умеем работать.

6,7 слайды

2.Слово учителя.

Известный писатель 19-ого века Ф. М. Достоевский сказал: «Красота спасёт мир».

А что является по-настоящему красивым?

Внешнее, яркое, броское или внутренний облик, т.е. дела, мысли и поступки?

Что же такое красота? Многие пытались понять, какую роль в жизни она играет.

Профессор Илья Николаевич Шевелёв говорил:

"При красоте тела невольно веришь в красоту души.

При красоте души не замечаешь физического несовершенства".

  • В чем истинная красота человека?

  • Что эта красота несёт миру?

  • Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?

Ответ на эти вопросы мы должны найти на нашем уроке.

3.Задача нашего урока - обсудить сказку Оскара Уайльда "Мальчик - звезда" и понять, что же хотел сказать нам автор, за что он наказывает своего героя и почему прощает его.

8слайд

4. Чтение стихов . Наш урок я хотела бы начать с поэтической пятиминутки. На дом вам было задано найти и выучить наизусть стихи о доброте, милосердии, сострадании , маме.

Кто готов к уроку?

9 слайд

5.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

- Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя

О. Уайльда «Мальчик- Звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:ответить на вопросы, которые вы видите на доске, опираясь на произведение О. Уайльда:

1)Что может нести красота людям?

2)Что делает людей некрасивыми?

3)Какая красота может изменить мир к лучшему?



6.Работа над темой урока.

Каждое произведение литературы - всегда «ЗАГАДКА». И отгадывать эти «ЗАГАДКИ» порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Чтобы «отгадать» произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, для этого нужно очень внимательно следить за «подсказками» автора. Одной из таких "подсказок" бывает название произведения. Сказка Оскара Уайльда тоже своего рода «ЗАГАДКА», она и озаглавлена необычно "Мальчик- звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку.

10 слайд

7.Беседа.

Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( Звезда)

(На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников)

Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо.

Оно чистое, тёмное.

И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья.

И вот на небе много-много звезд.

-Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глазами).

11 слайд

-А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.

12слайд

-А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, ассоциации связаны у вас со словом «ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая.Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести людям свет, добро. вести за собою - «путеводная звезда», может быть образцом красоты, совершенством, идеалом)

13слайд

ВОПРОС:

А у Оскара Уайльда не просто звезда, а мальчик - звезда.

14слайд

-А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали

увидеть Мальчика- Звезду? (Он обязательно должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то сказочное,волшебное).

Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?

Работа с текстом произведения.


15слайд

Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Для небольшой разминки я предлагаю разгадать кроссворд.


1

4




5


2




3

6



По вертикали:

1. Человек, нашедший в лесу мальчика. (лесоруб)

2. Отличительная вещь, надетая на шею младенца. (ожерелье)

3. Время суток, в которое нашли младенца. (ночь)

По горизонтали:

4.Кто купил Мальчика-звезду у стен города? (волшебник)

5. Кто трижды помог мальчику? (зайчонок)

6. Кто встретил мальчика-звезду в облике прокажённого? (отец)

16 слайд Мелодия

Молодцы! А теперь давайте вспомним, как начинается сказка? (Лютый мороз, веточки обламывались, Горный Водопад застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда).

Правильно. (Красивый лес, лютый холод и разная оценка этой погоды зверями и птицами. Уже здесь начинаем понимать, что на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения.)

17, 18 слайды

По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба.

-Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 123-124 «Но, посмеявшись…»). (Лесорубы стали свидетелями удивительной картины: с неба упала необычно яркая звезда и опустилась неподалёку от них. Надеясь, что это кусок золота, они подбежали к месту падения звезды и обнаружили ребёнка, одетого в плащ из золотой ткани и янтарное ожерелье на нём.)

19,20 слайды

-Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?

Почему один из Лесорубов все-таки взял Дитя-звезду? (Иначе ребенок замерз бы и погиб в такой лютый холод).

-Итак, лесоруб забирает дитя и приносит его в свой дом.

Инсценировка.

Жена:

- Наконец -то. Я так волновалась. На дворе лютый холод.

Лесоруб:

- Я нашёл кое - что в лесу и принёс тебе, чтобы ты позаботилась о нём.

Жена:

- Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто и мы во многом нуждаемся.

- Господи, разве у нас нет своих детей? Что это тебе понадобилось брать к нашему очагу подкидыша? А вдруг он принесёт нам несчастье? И как за ним ухаживать?

Лесоруб:

- Да, ты, послушай. Это Дитя - звезда.

Жена:

- Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребёнка? А кто позаботится о нас? Кто даст нам пищу?

Лесоруб:

- Но ведь господь заботится даже о воробьях и даёт им пищу.

Жена:

- Да, но мало ли их погибает зимой от голода? Затвори двери! Смотри, какой студёный ветер, я замёрзла.

Лесоруб:

- В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.

(Взяла ребёнка из рук мужа, поцеловала его и наклонила голову к мужу, Лесоруб обнял жену)

21,22 слайды

- Каким словом оценивает лесоруб поведение жены в данной ситуации?

(каменное сердце «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа») . (ст.125)

-У неё действительно «каменное сердце»?

-Что её останавливало? (Свои дети голодные. В её колебаниях - большая ответственность за свою семью, за этого ребёнка. Добрые, заботливые люди взяли мальчика к себе в дом, проявили мудрость, человечность, чуткость, милосердие.)

23слайд

И вот Дитя- Звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.

24,25 слайды

-И каким же вырос Дитя-Звезда? (описание внешности в тексте стр. 125-126).

С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были, как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.

- Почему именно с этими цветами сравнивается внешность героя?(Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая, но колючая, фиалка нежная, но капризная.)

26 слайд

- Во внешнем облике мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?

Нет. Он вырос жестоким, себялюбивым, надменным.

ВЫВОД: Мальчик-Звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.

-Но что принесла красота Мальчику- Звезде? (Она принесла ему только Зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).

- Согласны ли вы с оценкой, которую дает своему герою автор? (Жестокость, гордость и себялюбие направлены не только против окружающих людей и животных, но и против самого - он одинок, поскольку считает себя выше других, он сам не испытывает тёплых чувств - в результате «каменеет» его сердце, и он теряет способность не только к сочувствию, но и к радости. Он разрушает свою красоту - жестокость, злоба искажают красивые черты лица, и оно перестаёт быть прекрасным.

-Что принесла красота Мальчика- Звезды семье Лесоруба и их селению?( Им красота Мальчика - звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Она притягивает, но не радует, не согревает души)

27 слайд

-Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?(швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки; презирал сверстников и помыкал ими: все они низкого происхождения в то время как он - знатного рода; не испытывал сострадания к беднякам или слепым; швырял камнями в прокаженного; совершал жестокие поступки: он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота; подрезал крылья коноплянке; убил маму белочки; издевался над всеми, кто был жалок и безобразен.)

-Как вы думаете, повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и эгоизма? Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем? (Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.)

Что вам кажется страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика-звезды или полное повиновение ему его сверстников?

Красота - это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Иначе она разрушает сама себя и разрушает окружающий мир. Жестокая красота перестает восприниматься как красота.Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром.

-А вам он нравится? Почему? (Он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.)

-Так что же может нести красота людям? ( Красота Мальчика- Звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная красота.

И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- Звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу.

Физминутка 30-39 слайды

- Какой самый жестокий поступок совершил мальчик-звезда? (прогнал свою мать)

Давайте посмотрим и проанализируем эпизод встречи Мальчика-звезды с матерью.

Видеофрагмент 40 слайд

-Как Мальчик- Звезда отнесся к своей матери? (Мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью. 41 слайд

-Действительно ли мать мальчика некрасива? -Почему мальчик назвал её уродливой?

(Потому что на её лице отразились те страдания, которые она перенесла за 10 лет )

-Почему в глазах матери появился ужас? (Она увидела, каким жестоким стал ее сын.)

-Поверил ли Мальчик-звезда в то, что женщина-нищенка его мать? Почему он так себя ведёт? (Да, но он испугался, что его мать не звезда и будет его позорить .Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери («…ведь ты же нищенка, ты уродлива и одета в лохмотья»)

-Каким вы представляете себе Мальчика- Звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

( Некрасивы чувства Мальчика- Звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека - МАТЬ. Лесоруб, увидевший это, подбежал к нему и сказал «воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома. )

-Как вы считаете, так что же ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?

( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).

42 слайд Получил ли Мальчик- Звезда наказание за свои поступки? Он стал уродлив. мерзок, как жаба. Его облик стал соответствовать внутреннему миру. Отношение окружающих меняется: люди смеются над ним, дразнят его, убегают от него

43 слайд -Было ли это наказание страшным для него? ( Да, Мальчик- Звезда наказан. И это наказание для него - есть самое страшное, т. к. кроме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ЗНАЧИТ, ОН ПОТЕРЯЛ ВСЕ).

-Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоёма, стр. 129-130 «После этого…»)

( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).

44 слайд - На кого он стал похож, после того, как женщина ушла в лес? Как наказывает героя автор? ( Он стал мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка)

- Что понял Мальчик-звезда, после того, как увидел себя в безобразном облике? Как он повёл себя? (Когда Мальчик-звезда утратил внешнюю красоту, он стал приобретать внешнюю. Когда-то он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Он скитался три года, много пережил, перестрадал. Заплакал, стал просить прощения, позабыл про свою беду, сжалился, снова пожалел)

- Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий?

Он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым

45, 46 слайды

--Перескажите эпизод, когда Мальчик-звезда находится на службе у волшебника и три раза оказывает помощь прокажённому.

- Что происходит с героем после этих испытаний?

Возрождается душа мальчика, и он вновь обретает красоту.

-Расскажите, в какой момент происходит возрождение души мальчика, и он вновь обретает красоту? Стал ли облик соответствовать его внутреннему миру?

Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т.е. непривлекательным.

47 слайд -Составьте портретную характеристику мальчика: каким он был до встречи с матерью и каким стал, после того, как прогнал её?

(Жестокость, доброта, любовь, эгоизм, милосердие, гордость, справедливость, холодность, бессердечность, сострадание).

Был Стал

Жестокость доброта

Эгоизм любовь

Гордость милосердие

Холодность справедливость

Бессердечность сострадание

-Чем эта красота отличается от прежней?

В его глазах появилось что-то новое - мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой.


- Не случайно говорят, что глаза - зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу и перескажите этот эпизод. Видеофрагмент. 49 слайд

- Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему?( Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощения.)

- Впервые на глазах у мальчика появились слёзы. Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?(Конечно, это слёзы раскаяния. Он осознал, что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью. Пробуждение его души началось именно с того момента, когда он заплакал.)

50 слайд

- В чём же заключается, по вашему мнению, истинная красота человека?(Истинная красота человека подразумевает многое. Это и гармоничная внешность человека. Это и его сердце, не каменное, а живое, тёплое и страдающее. Это и его прекрасные поступки. Я думаю, вы поняли, что красота - не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия.)

Ответим на главный вопрос: «В чём истинная, подлинная красота человека?» (Человек красив только тогда, когда в нём сочетаются внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а "живое, теплое, страдающее" и прекрасные поступки.)

51 слайд

РАБОТА СО СХЕМОЙ «Путь духовного очищения Мальчика - Звезды».

-ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СХЕМУ. ЗДЕСЬ МЫ ВИДИМ ,ЧТО ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ НЕ СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ

ОН ПРОХОДИТ ДОЛГИЙ ПУТЬ ДУХОВНОГО ОЧИЩЕНИЯ

1-ая ступень - ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.

- Когда он проявил эти качества?

2- ая ступень - СТРАДАНИЕ.

- Когда он страдает? Как?

( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-

ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».

3 ступень - ТЕРПЕНИЕ.

- Где он проявляет терпение?

4- ая ступень - МИЛОСЕРДИЕ.

5- ая ступень - ДОБРО.

- В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он совершает теперь?

( Зайчонка из капкана освободил, прокаженный, которому он отдает монеты,предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИННОЙ КРАСОТЫ).

Продолжение работы с текстом.

-Когда автор прощает своего героя? Тогда, когда его прощает мать. Герой стал красив, когда его сердце из каменного превратилось в живое, страдающее, когда оно наполнилось теплотой, когда он понял, что в его сердце есть только место для любви - любви к матери когда в нём стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердца, прекрасных поступков.)

- Какое вознаграждение получает Мальчик- Звезда за свою доброту, милосердие, терпение, страдание в конце сказки? ( К нему возвращается красота внешняя).

-Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим стр. 137.

ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.

-НО как прежде ли? ( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- Звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки,и это сразу проявилось в выражении его глаз).

-Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.

- Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»? ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Он стал властелином города. Мальчик- Звезда правил недолго, но справедливо и милосердно. Он оставил про себя хорошую память. Люди помнят его не за необыкновенную красоту, а за его доброе сердце. И это светлый образ - как прекрасная далекая звезда - греет людям сердце. ( См. Стр. 139).

52 слайд

ЗНАЧИТ, ИСТИННАЯ КРАСОТА- ЭТО СОЧЕТАНИЕ ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА.

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться быть красивыми, развивая в себе положительные и избавляясь от отрицательных качеств.

ЗАДАНИЕ 53 слайд

-Возьмите карандаш и подчеркните в предложенном вам списке от каких отрицательных качеств вы бы избавились.

Честность, аккуратность, доброта, лживость, ответственность, решительность, активность, жадность, уравновешенность, организованность, доброжелательность, злость, отзывчивость, трусость, равнодушие, справедливость, упрямство, дружелюбие, обидчивость, враждебность, грубость, вежливость.

-Герой совершает доброе дело и за это вознаграждается. К нему вернулась красота, и чем эта красота отличается от прежней?

В его глазах появилось что-то новое - мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой.

Докажите, что герой стал вновь красив не только внешне, но и внутренне

  • Он начал совершать красивые поступки;

  • Стал милосерден;

  • Бережно стал обращаться с животными и птицами.

-Как вы относитесь к мальчику сейчас?(Теперь он нам нравится еще больше)

Я думаю, вы поняли, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Доброта, сердечность, милосердие…эти качества и делают человека красивым.

ВЫВОДЫ:

Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внутренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).

Обратимся к АФОРИЗМАМ И ПОСЛОВИЦАМ, над которыми вы работали дома.

-какие пословицы и афоризмы,которые отражают тему урока ,вы нашли?

ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:

Самолюб никому не люб.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

1.Написать синквейн на тему : Мальчик- звезда

2.Ребята, а теперь попробуйте создать формулу, которая смогла отразить красоту человека.

… + … + … + … = красивый человек

Доброта + Поступки + Помыслы + Великодушие = красивый человек.

VI. Итог урока.

-О чём заставила задуматься сказка?

От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней.

Я думаю, что вы определили для себя к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.

Рефлексия.

Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите свои звёздочки и под песню, которая очень подходит к нашей сказке: «Дорогою добра»,и напишите на них своё желание.

Домашнее задание.УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА» «ПОДЛИННАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА: КАКАЯ ОНА?»

Написать сочинение-рассуждение на тему «О чем заставила меня задуматься сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда»?


© 2010-2022