Конспект урока по русскому языку на тему Фразеологизмы (5 класс)

Тема урока:  Фразеологизмы. Цель урока:  обобщить знания учащихся о фразеологизмах и их основных функциях; развить умения опознавать и объяснять лексическое значение наиболее употребительных фразеологических сочетаний; обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников; выработать у уч-ся навык правильного и уместного употребления фразеологических единиц в речи.                                                                
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ильина С.В. - учитель МОУ СОШ №55 г. Хабаровска (5кл.)

Тема урока: Фразеологизмы.

Цель урока: обобщить знания учащихся о фразеологизмах и их основных функциях; развить умения опознавать и объяснять лексическое значение наиболее употребительных фразеологических сочетаний; обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников; выработать у уч-ся навык правильного и уместного употребления фразеологических единиц в речи.

Ход урока:

  1. Фронтальный опрос.

-Над каким разделом мы работаем? (лексика)

-Лексика- это? Лексика - это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.

-Какие слова называются однозначными? (те, которые имеют одно лексическое значение, например, монолог, диалог).

-Какие слова называются многозначными? (те, которые имеют два и более лексических значения, например, золотой).

-Фразеологизмы - это ? (устойчивые сочетания слов, чаще всего близкие по лексическому значению одному слову).



  1. Проверка Д/З упр.263 ( антонимы - это…).

С больной головы на здоровую, знать все ходы и выходы, от мала до велика, ни дать ни взять, ни жив ни мертв, рано или поздно, вдоль и поперек; не на жизнь, а насмерть; и стар и млад (порожний - то же, что пустой; полымя- то же, что пламя) Фразеологизмы - это …



  1. Работа с текстом. Найдите, выпишите 10 фразеологизмов и объясните их (устно).

Кашу маслом не испортишь.

-Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.

А Саша стучит.

-Прекрати стук! - сказал папа.

А Саша стучит…

-Как об стенку горох,- говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он все своё… Отберу молоток!..

Стучит…

-Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

-Отдай!

-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

-Я машину чиню…

А бабушка:

-Всему свое время.

-Зачем молоток унесла?

-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

-Не все: мы не спим.

-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

-Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

-Кашу маслом не испортишь.

*Кашу маслом не испортишь - лишним не будет ; как об стенку горох - ничего не действует на кого-либо ; хоть кол на голове теши - невозможно объяснить кому-либо что-либо (о глупом и упрямом человеке) ; сказано - сделано - ; не видать как своих ушей - не получишь ; всему свое время - вовремя ; ему про Ерему, а он про Фому - о разном; как с Луны свалился - не понимает того, что ясно каждому ; русским языком сказано - ясно, точно; воду в ступе толочь - говорить об одном и том же.

- Выразительное чтение по ролям.

-Как построен текст? (в форме диалога, диалог - это….).

4) Почему мы так говорим? (из истории).

Бить баклуши. Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить ) баклушу считалось легким делом, которое обычно поручалось детям или старикам. Отсюда бить баклуши - заниматься пустяками, бездельничать.

Во всю Ивановскую. В Москве есть колокольня Ивана Великого, на которой по праздникам звонили во все тридцать колоколов. Звонить (или кричать ) во всю Ивановскую - во всю мочь, изо всех сил.

С красной строки. В древность книги писали на пергаменте особыми чернилами, а заглавные буквы новой строки писали киноварью (красной краской). С красной строки - с новой строки.

  1. Замените фразеологический оборот одним словом.

В двух шагах - близко; рукой подать

Кот наплакал - мало; с гулькин нос

Яблоку негде упасть - тесно; как сельдей в бочке

Черепашьим шагом - медленно; шаг за шагом

Не видать ни зги - темно; хоть глаз выколи

Ни свет ни заря - рано. чуть свет

Перед вами фразеологизмы, которые обозначают высшее качество различных признаков (очень).

- Устно подберите фразеологизмы - синонимы.



  1. Фразеологический зверинец.

Беркетова П., Иванов С., Микрюкова А., Яцко Ю.,Бородай С. (сичинить небольшой рассказ или сказку, введя в него 3-5 фразеологизмов).

Назовите не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь зверя и птицы (каждому дается иллюстрация).

Волком смотреть на кого-либо, волчий аппетит; заячья душа, пробираться зайцем; медведь на ухо наступил, медвежья услуга; не в коня корм, работать как лошадь; денег куры не клюют, куриная память; собаку съел, собак гонять, собака на сене; ворон считать, пуганая ворона; гусь лапчатый, гусиные лапки; свинью подложить, посади свинью за стол.



  1. Самостоятельная работа.

Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.

1)метко - рассеиваться как дым

2)неожиданно - держать язык за зубами

3)темно - как снег на голову

4)обманывать - намять бока

5)бить - обводить вокруг пальца

6)молчать - хоть глаз выколи

7) исчезать - не в бровь, а в глаз.

8) Рефлексия.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что изучает фразеология? (фразеология изучает не только фразеологизмы, но пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, т.е. созданные писателями и запомнившиеся народу обороты).

-Почему фразеологизмы широко используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы и в разговорной речи? (Фразеологизмы метки, ярки, образны, своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни).

-Что бы вам хотелось рассказать другу или младшей сестре… о фразеологизмах?

9) Оценки за урок.

10) Д/З 34, упр.269 или 268.





Самостоятельная работа.

Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.

1)метко - рассеиваться как дым

2)неожиданно - держать язык за зубами

3)темно - как снег на голову

4)обманывать - намять бока

5)бить - обводить вокруг пальца

6)молчать - хоть глаз выколи

7) исчезать - не в бровь, а в глаз.

Самостоятельная работа.

Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.

1)метко - рассеиваться как дым

2)неожиданно - держать язык за зубами

3)темно - как снег на голову

4)обманывать - намять бока

5)бить - обводить вокруг пальца

6)молчать - хоть глаз выколи

7) исчезать - не в бровь, а в глаз.

Самостоятельная работа.

Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.

1)метко - рассеиваться как дым

2)неожиданно - держать язык за зубами

3)темно - как снег на голову

4)обманывать - намять бока

5)бить - обводить вокруг пальца

6)молчать - хоть глаз выколи

7) исчезать - не в бровь, а в глаз.

Самостоятельная работа.

Подберите к каждому слову фразеологический оборот из правой колонки.

1)метко - рассеиваться как дым

2)неожиданно - держать язык за зубами

3)темно - как снег на голову

4)обманывать - намять бока

5)бить - обводить вокруг пальца

6)молчать - хоть глаз выколи

7) исчезать - не в бровь, а в глаз.

Выпишите 10 фразеологизмов и объясните их.

Кашу маслом не испортишь.

-Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.

А Саша стучит.

-Прекрати стук! - сказал папа.

А Саша стучит…

-Как об стенку горох,- говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он все своё… Отберу молоток!..

Стучит…

-Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

-Отдай!

-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

-Я машину чиню…

А бабушка:

-Всему свое время.

-Зачем молоток унесла?

-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

-Не все: мы не спим.

-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

-Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

-Кашу маслом не испортишь.









© 2010-2022