- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Знаки препинания в БСП
Знаки препинания в БСП
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова В.И. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 9 классе.
Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение».
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели урока: 1) уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП,
расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор;
2) выразительно читать БСП, конструировать БСП;
3) воспитывать любовь к родному языку.
ХОД УРОКА. 1. Оргмомент.
ЭПИГРАФ к уроку:
«Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и для врача, для инженера, для агронома».
(А.Б. Шапиро)
2. Проверка домашнего задания.
1) № 200: прочитать предложения, расставляя и объясняя знаки препинания. (5 минут)
2) № 201 (для сильных учащихся). Прочитать выписанные из комедии «Недоросль» 8 БСП, объяснить знаки препинания. (5минут)
3) Устный опрос (5 минут).
-- Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?
-- Когда ставится запятая?
-- Когда ставится точка с запятой?
-- Когда -- тире?
-- Когда -- двоеточие?
-- Что же является основным средством связи между простыми предложениями в БСП?
3. Закрепление изученного. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
1) Стр. 136, параграф 36: порядок разбора. Аналитическое чтение материала. (5 минут)
2) У доски работают слабые ученики (разбирают записанные заранее предложения.) Расставить знаки препинания между простыми предложениями в БСП, объяснить их, начертить схемы. Вставить буквы.
А) (Не)н…гнать тебе беше(нн,н)ой тройки кони крепки и сыты и бойки. (Н. Некрасов)
(Мелехова Настя)
Б) Проб…вал б…жать ноги от страха (не)двигались. (Л.Н. Толстой)
(Соколов В.)
В) Мя…кий ветер дул в лицо к…лыхал выцветшие п…лотнища пар…ходных флагов.
(Шитиков Алексей)
Г) (На)ней были ра…броса(нн,н)ы две - три клумбы с кустами с…реней и ж…лтых акаций пять - шесть берез, раскачиваясь от ветра, (не)большими купами кое?где возн…сили свои мелколис?ные жид…нькие в…ршины.
Ускова Вика)
3) Сильные учащиеся в это время получают индивидуальные карточки с заданиями.
Карточка 1.
1. Расставьте знаки препинания. 2. Начертите схему каждого
предложения, в скобках укажите номер пункта правила о постановке того или иного знака. 3. Вставьте пропущенные буквы и выделите графически эти орфограммы. 4. Подчеркните грамматические основы в предложениях.
А) Уже веч…рело за (о,а)синовую рощу лежавшую в (полу)версте от сада скрыл…сь б…гровое солнце тени д…ревьев т…нулись через весь луг.
Б) Н…чная тень надвинулась на р…внину больше уже нельзя было ра..л(е,и)чить (на) ней дв…жение войск.
В) Я взгл…нул в окно на безобл…чн…м небе ра(з,с)г…рались звезды.
Карточка 2.
-
Перестройте сложные союзные предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные, запишите их.
-
Начертите схему каждого БСП и в скобках объясните постановку знака препинания между частями сложного предложения.
-
Вставьте пропущенные буквы в словах и выделите графически орфограммы.
-
Подчеркните грамматические основы в предложениях.
А) Я поднял глаза и увид…л, как над ст(а,о)ниц…й выс…ко в небе летели утки.
Б) Солнце (не)щадно п…лит, так что к вечеру , (по)вид…мому, соб…рёт?ся гроза.
В) Выл ветер, и мокрыми хлопь…ми падал снег, укрывая тяж…лыми шапками пр…доржные кусты, согнувш……ся от (не)посильной нош(е,и).
(10 минут на выполнение заданий и у доски, и по карточкам)
-
Работа в парах. Графический диктант.
1) Погода испортилась: падал снег, и дула, заметая следы, поземка.
2) Снег долго не выпадал, и поэтому на санях начали ездить только в декабре.
3) Поздней осенью, перед зимой, поля опять зеленеют.
4) Оглядываюсь - никого нет кругом.
5) На мостике трудно было стоять: ветер хлестал в лицо солеными брызгами. (5 минут)
(Самопроверка без исправлений: схемы предложений открываются на доске)
Учитель в это же время проверяет две - три работы и ставит оценки.
-
Конструирование БСП.
1) Тире и двоеточие между частями БСП.
В природе все изменилось… (: повалил снег, поднялся ветер, началась метель.)
В небе журавлиный крик … (- птицы улетают в теплые края.)
Прислушиваюсь… (: у калитки чей-то тихий смех.)
Будешь книги читать…(- будешь все знать.)
Я поглядел кругом…(: площадь была пустынна.)
2) Запятая и точка с запятой между частями БСП.
Тучи; гроза; небо; забарабанил; молния; ветер; в проводах; и разразилась; затянули; забушевали; загудел; сверкнула; деревья; сильный; черные; вдруг; яркая; дождь; по крыше; гроза. (Черные тучи вдруг затянули небо, сильный ветер загудел в проводах, забушевали деревья, сверкнула яркая молния, и гроза разразилась.)
В траве прыгали изумрудные лягушата. Прошел дождь, освеживший все вокруг. С болота доносился крик цапли, поселившейся здесь весной. (Прошел дождь, освеживший все вокруг; в траве прыгали изумрудные лягушата; с болота доносился крик цапли, поселившейся здесь весной.)
(Проверка: ученики читают свои предложения и объясняют знаки препинания)
(8 минут)
Рефлексия. Какие задания вам показались интересными, почему?
Чему вы научились на уроке?
Какие вопросы у вас появились?
Что для вас осталось трудным?
Домашнее задание (записано на доске)
1) Контрольные вопросы и задания на стр. 139. 2) Упр.204.
3 Подготовиться к контрольной работе по теме: «Знаки препинания
в сложных союзных предложениях и сложных бессоюзных.»
Комментирование оценок учащимся.