Урок в 5 классе на тему

         ТЕМА.                    Тема и основная мысль текста                     Цели урока: 1.сформировать у учащихся понимания термина «текст»,его основных  признаков; 2.совершенствовать умение определять тему, основную мысль текста, анализировать и обосновывать выбор названия текста.                                                             Ход урока   I Организационный момент.   II Актуализация опорных знаний.     -Итак, перед вами тема урока. Знакомы ли вам эти понятия: текст, тема...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА. Тема и основная мысль текста

Цели урока:

1.сформировать у учащихся понимания термина «текст»,его основных признаков;

2.совершенствовать умение определять тему, основную мысль текста,

анализировать и обосновывать выбор названия текста.

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

-Итак, перед вами тема урока. Знакомы ли вам эти понятия: текст, тема, основная мысль?

-Что вы знаете о них?

- Какова же цель нашего урока?

- Молодцы, вы правильно определили цель урока. А вот задача наша состоит в том, чтобы все этапы

урока подготовили вас к созданию своего текста.

III Работа над темой.

Перед вами раздаточный материал. Найдите первое задание.

1 Маленькая льдинка быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.

2.Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

-Прочитайте две записи(читают вслух)

-В какой из записей предложения связаны по смыслу?

-Какую из них можно озаглавить и как?

-Что представляет собой вторая запись?

Прочитайте определение текста(вслух)

-Встретились ли вам какие-то новые слова?

-О чем говорится в выбранном вами тексте?

Ребята, это и есть тема текста.

-Можно ли ее вынести в заголовок?

- Ребята, а какое время года сейчас? Зима.

- Вот поэтому все дальнейшие задания будут связаны с этим временем года.

- Мне хочется, чтобы сегодня на уроке царил дух сотрудничества, а значит мне нужны помощники.

Это чтецы, вратарь,а также группа ребят, которые будут оценивать степень активности своих одноклассников.

Вернемся к раздаточному материалу и найдем второе задание.

Снежные слова

С неба снег падает по- разному.

Если снежинки слипаются на лету ,мы говорим «хлопья».Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб,мы говорим «крупка».

Свежий, только- только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша».Как и он сам, все следы на нем свежие.

И для черствого снега есть в русском языке свое хрустящее жесткое слово-«наст».

За зиму ты услышишь много еще других «снежных» слов.

- Прочитайте текст сначала молча.

- А теперь помощник прочитает его вслух.

- Обратите внимание, как озаглавлен этот текст.

- А почему его не назвали «Зима»?

- Значит, это текст о снежных словах?

- Можно ли назвать это темой?

Можем ли мы сказать, что что тема отражена в заглавии?

Посмотрим ,правильно ли мы сделали вывод.(Определение о теме текста на доске)

Вы уже знаете, что кроме темы,в тексте есть основная мысль. Это замысел автора(то главное,

что он хочет нам сказать).

-Ребята, а всегда ли легко найти основную мысль в тексте?

-Вот поэтому я предлагаю вам стихотворение - подсказку. Оно есть у вас на каждой парте. А мой помощник озвучит его.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе-

Ты только вдумайся, только всмотрись-

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой-

Ты только вдумайся, только всмотрись-

Откроется самая главная мысль.

Вернемся к нашему тексту и, воспользовавшись стихотворением-подсказкой, сформулировать основную мысль.

-Что говорится о снежных словах?

-Для разных состояний снега в русском языке есть разные слова, т.е.говорится о богатстве русского языка.

-Вот мы и определили основную мысль. Иногда она прямо высказана в тексте, иногда спрятана в нем, и тогда ее надо искать.

Ребята, а может кто-то уже готов сформулировать, что такое основная мысль?

Определение об основной мысли на экране.(читают вслух)

-Ну что устали? А давйте вспомним, как играют в снежки, прыгают в сугроб. Выйдите из-за парт и повторяйте за мной упражнения.

!Не боимся мы пороши -
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам -
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!

- Молодцы, вернемся к работе, однако продолжим играть……в снежки. Только здесь мне опять понадобятся мои помощники.

- Мне нужен вратарь, который будет ловить снежки-слова и записывать их на доске. Ну а остальные ребята вспоминают все снежные слова, которые слышали на уроке, записывают их в тетрадь и посылают их вратарю.

Снежинки, пороша наст, сугробы, снег.

-Да, ребята, закидали вы вратаря снежками! Ребята, а встретились ли вам трудные слова, где можно допустить ошибку?

-Ну что замерзли? Давайте погреем наши пальчики. На экране мы видим схему «Текст и его признаки».Перечисляя признаки текста, мы будем загибать пальчики. Мои помощники читают вслух.

IV.Закрепление.

-Следующее задание покажет ваше языковое чутье. Сейчас мы разделимся на 2 группы: редакторы и писатели. Группе редакторов предстоит дополнить предложения ,опираясь на слова, данные для справок. Готовый текст вы записываете в тетрадь.

Пухлая белая туча……….со всех сторон горизонт . ……….ветер утих. Снег……….начал опускаться на землю. ……….смотреть на ……….в воздухе пушистые снежинки, которые спускались на землю. Час от часу снег становился гуще и сильнее. Он падал беспрестанно. Я с……….ходил по дорожкам сада. Снежный поток не утихал.

Слова для справок:

Заволокла, затянула, закрыла, грозный, большими клочьями, огромными хлопьями, радостно, весело, приятно, танцующие, тихо, медленно, плавно, с удовольствием, с наслаждением.

-А группе литераторов предлагается написать сочинение-миниатюру(описание),используя снежные слова и картинку, которые вы видите на экране. Не забудьте учесть все признаки текста, которые мы сейчас повторили. А чтобы ваши текты отличались друг от друга, придумайте заглавие.

-Начинаем работать с группой редакторов, проверяя каждое предложение. Аргументируйте свой выбор того или иного слова.

-Группа литераторов зачитывают свои сочинения.

-Ребята, понравилось ли вам сочинение? Соответствует ли теме? Соблюдены ли признаки текста?

V Домашнее задание.

-Вы обратили внимание, что не все задания, которые находятся на ваших листочках, выполнены.

-Упражнение 4 вам предстоит выполнить дома. Это задание тоже будет творческим. И те навыки, которые получены на уроке, вы должны применить в домашнем упражнении.

Задание: Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ. Озаглавьте его

Земля, воздух, небо превратились в пучину снежной пыли. Буран свирепел час от часу. Он свистел, стонал, ревел, душил все, что ему попадалось. Глубокие овраги делались высокими буграми Но вот утих ветер. Улеглись снега. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли на волнистых снегах. Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Все слилось, смешалось. Начался буран.

VI Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Я предоставляю слово нашей судейской группе.

-Кто, по вашему мнению, был самым активным на уроке?

-Ребята, понравился ли вам урок?

-Что вам особенно запомнилось?

-Как вы считаете, достигли мы цели, которую ставили в начале урока?

-Воспользовались ли вы навыками, полученными на уроке, при написании своего текста?

-Можем ли считать, что задачи урока мы выполнили?

Спасибо за урок!


© 2010-2022