Конспект урока по русскому языку в 9 классе Урок-практикум по теме сложноподчиненные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - практикум в 9 классе.


Понятие о сложноподчиненном предложении.

Подчинительные союзы и союзные слова.


Основные задачи: 1) углубить понятие о СПП;

2) повторить главные признаки, по которым выделяется

придаточное предложение;

3) освоить средства связи придаточного предложения с главным;

4) формировать навык использования СПП в речи.


Ход урока:

  1. Проверка д/з с помощью консультации

Учащиеся карандашом подчеркивают орфограммы и пунктограммы, в правильности которых сомневаются; затем выясняется их написание с помощью других учащихся и учителя.

  1. Словарно-орфографическая пятиминутка:

- записать заданные словарные слова в словарь;

- проговорить их про себя 3-4 раза;

- выяснить лексическое значение этих слов;

- составить с данными словами словосочетания, предложения;

- подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова.

III. Работа с текстом (на доске запись)

М..л..сердие, приветливость, д..брота делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего - это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

(По Д. Лихачеву)

Беседа:

  1. Определить тему и основную мысль.

  2. Выписать ключевые слова, отражающие тему текста.

  3. Определить стиль. Доказать свое мнение.

  4. К какому типу речи принадлежит текст?

  5. Определите способ связи предложений в тексте.

  6. Спишите текст, обозначив орфограммы, проанализируйте из, используя опорные таблицы.

Самопроверка:

IV. Работа над темой текста.

Сравните два предложения:

  1. Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным.

  2. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

- Отличаются ли эти предложения по смыслу?

- А по структуре?

- Определите тип сложного предложения.

На доске - таблица.

Знать: главные признаки СПП, средства связи придаточного предложения с главным.

Уметь: находить главные и придаточные предложения с главным, конструировать СПП.

После работы с таблицей и упражнением в учебнике, предлагаю:

- Давайте сформулируем основные признаки, позволяющие выявить придаточное предложение.

Признаки СПП

  1. Наличие 2-ой грамматической основы

  2. Наличие подчинительного союзного слова

  3. Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному.

Опорная схема.

Средства связи придаточного предложения с главным.

ПС СС

(подчин. союз) (союзные слова)

чтобы что который

потому что как кто

будто если когда какой

так как

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Урок-практикум по теме сложноподчиненные предложения

не члены предложения члены предложения

По конспекту отвечает у доски 1 ученик.

Работа в парах: проговаривание конспекта друг другу.

V. Работа по развитию речи (по индивидуальным карточкам) в микрогруппах.

Образец:

Карточка №1 (Записать предложение в исправленном виде)

  1. «Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней».

  2. «Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить».

  3. «ведь счастье зачастую, где его не ждешь, оказывается совсем не там».

(подобные карточки получают другие группы)

VI. Итог урока

VII. Д/з включает в себя, помимо традиционного, работу по стилизации:

Сохранив структуру предложения в тексте Д. Лихачева о милосердии, создать собственное суждение на эту тему.

© 2010-2022