- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОНСПЕКТ УРОКА ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
КОНСПЕКТ УРОКА ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петличева Е.Н. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Имена существительные собственные и нарицательные».
Цель урока: научить пятиклассников различать имена существительные собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.
Планируемые результаты:
личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, указывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
межпредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
предметные: научиться различать имена существительные собственные и нарицательные, употреблять имена существительные собственные и нарицательные
Понятия: имена существительные собственные и нарицательные
Задачи:
-
Обучающие-объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных
-
Развивающие-способствовать развитию учебно-познавательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.
-
Воспитательные-продолжить формирование опыта работы в паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность принадлежностей на рабочем месте. Садитесь.
- Сегодня мы совершим вместе с вами путешествие по стране «Имя существительное». Путешествовать мы будем на паровозике. Но есть правила: вести себя хорошо, быть любознательными, активными, правильно говорить и писать. Согласны? Тогда поехали!
Станция «Начальная».
2. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Тема нашего урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
Сформулируйте цель нашего урока.
Станция «Повторяйка».
- На этой станции, ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и зелёные. Зелёные означают «Да», красные означают «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете зелёную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете красную карточку. Итак…
- Имя сущ. обозначает действие предмета. (Нет).
- Имя сущ. обозначает предмет (Да).
- Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое? (Нет).
- Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что? (Да).
- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Нет).
- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто? (Да).
- Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да).
-Имена существительные изменяются по родам, склонениям? (Нет).
- Все имена существительные имеют форму единственного и множественного числа? (Нет).
III. Изучение нового материала.
Станция «Наблюдайка».
1. Актуализация знаний.
- Молодцы, ребята! Теперь посмотрите, какое задание нам предстоит выполнить на этой станции. На доске вы видите слова:
Стихи, Рыленков, Дон, река, Лиски, Россия, город, страна.
- Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?
- Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).
- По какому принципу вы распределяли данные слова?
2. Работа над новым материалом.
1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.
- Послушайте стихотворение Е. Измайлова о большой букве. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прписная буква.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
- Какие важные дела у большой буквы? ( Они обозначают имена, отчества, фамилии людей;
- географические названия;
- названия литературных произведений;
- названия исторических событий;
- названия картин, кинофильмов, спектаклей;
- названия предприятий;
- клички животных.
Памятка (см. на флешке собств. и нариц.)
- Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.
Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте перенесём памятку в справочную тетрадь.
-
Прочитайте текст. На флешке, там, где памятка
В 1571 году на месте юго-западной части города, на берегу озера богатое (старица дона) основывается сторожевой пост богатый затон. В 1787 году на месте этого поселения образуется село новая покровка. В 1870 году в центре села новая покровка построена железнодорожная станция лиски, названная по правобережному селу.
Что вам показалось необычным? Что написано неверно? (Имена, названия городов, рек надо писать с большой буквы).
Из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка.
- Все ли правильно выполнили это задание? Теперь над этими словами надпишите нар. и соб.
2. Уважаемые пассажиры, конечно, вы знаете имена собственные, которые не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки? Чему они дают названия? ( Названия машин, книг, фильмов, мультфильмов, заводов, пароходов)
- Очень хорошо мы потрудились, пора и отдохнуть! Мы прибыли на станцию «Отдыхай-ка».
V. Физминутка.
- А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физкультминутка. Она касается области, в которой мы живём.
Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.
Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.
Город Воронеж писатель Платонов река Дон космонавт Феоктистов поэт и писатель Бунин заповедник Графский
VI. Закрепление.
Станция «Прочитай-ка».
- Ребята, а на этой станции мы выполним письменное задание. Откройте учебник на стр.54, упр.497. (Учащиеся читают задание).
1 предл. - 1 ученик у доски.
2 предл. - 2 ученик, 3 предл. - самостоятельно.
Станция «Думай-ка».
-
Решение проблемной задачи:На доске записаны слова:
Поэт
Иван Алексеевич Бунин
Песня
«Катюша»
Город
Россошь
Река
Ведуга
Вопросы и задания:
- Прочитайте слова левого столбика. Как они изменяются? (По числам)
- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
(К нарицательным существительным)
- Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?
- К какой группе существительных относятся эти слова?
- Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).
-Ребята, « Письмо из Простоквашино».
Дорогие ребята!
Пишет вам почтальон Печкин. Я на пенсии, да что-то скучно стало. Занимаюсь самообразованием. Помогите, пожалуйста, решить трудную задачу. Почему пишутся по-разному одни и те же слова?
Заранее вам благодарен и желаю хороших отметок.
Почтальон Печкин.
На доске пары слов:
Надежда - надежда Шарик - шарик
- Как вы думаете, почему? (обсуждение)
- Давайте составим с каждым словом пары предложения (обращаем внимание на разницу в значении слов Родина - родина).
- Где мы можем узнать значение этих слов?
- В Толковом словаре.
Учитель демонстрирует Толковый словарь
Имена собственные - это наша история, история народа, история семьи. И узнавать историю слов очень интересно.
-А что значат ваши имена, фамилии? Будет вашим домашним заданием подготовить материал о ваших именах и фамилиях. А завтра мы послушаем, что же вы узнали о своих именах.
VII. Итог урока.
- Ребята, мы с вами проехали все станции и выполнили много заданий. А какой багаж мы привезли на станцию «Конечную»?
Промежуточный контроль: - Выполните тест.
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.1.б 2. Б 3.б 4. А
Что мы узнали сегодня нового? Составьте устное сочинение на лингвистическую тему. (Есть существительные нарицательные и собственные. Собственные - это личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные существительные - это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.)
Станция «Конечная». - Ребята, куда мы приехали? (В свою школу). А наше путешествие на сегодня окончено. - Запишите домашнее задание. Упр. 492, 500, параграф 91. (Выставление оценок).