Рабочая программа по литературе для 10 класса ( УМК Т. Ф. Курдюмовой)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО учителей на педагогическом совете Директор школы

гуманитарного цикла зам. директора по УВР______/Коваленко Л. А./ ________/Жданкина С. А./ ____________/Данилова О.Н./

Протокол №___от «____»_____20 г. Протокол №___от «____»_____20 г. «_____»__________20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету

«Литература»

10 класс


Учитель: Челяпина Н. И






Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089

  2. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012г № 760)

  3. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте Россиии 03.03.2011, регистрационный № 19993)

  4. Учебного плана МКОУ Алексеевской СОШ.

  5. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой- М., Просвещение, 2009г.

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 105 часов (3часа в неделю)

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.

Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными:

о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футуризме);

о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глубины);

б) теоретико-литературными:

об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;

о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;

о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

• характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;

выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

читать выразительно прозу и стихи;

пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями; составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений
на литературные темы; писать сочинения различных жанров (сочинение-рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произведения, лирического стихотворения, эссе);

писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, на критическую статью.







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение.Россия в первой половине XIX века. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века.. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.

Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского

творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Романтическая поэма Лермонтова «Демон».

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов».

Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как

проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.

Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа - сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»., широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый

поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.

Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных". Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".

А. П. Чехов Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.




Содержание рабочей программы по предметному курсу «Литература» 10 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Тип урока

Примечание

Литература I половины XIX века (1 час)

1

Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы. Становление реализма в русской и мировой литературе

Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века.

Умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой

Организация совместной учебной деятельности

Урок изучения нового материала

А. С. Пушкин (11 часов)

2

А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество

1

Первые шаги в творчестве. Идеал свободы в жизни и поэзии. На вершине славы

Знание основных фактов жизни

и творчества писателя.

Умение определять род и жанр произведения.

Проблемные задания, беседа

Урок-лекция

3

Лирика А.С. Пушкина.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

«К Чаадаеву», «Деревня»,

«Вольность»

1

Гражданская и духовная свобода личности. Верность поэта идее свободы.

Анализ стихотворений «Деревня» и «Вольность».

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

4

Лирика любви в творчестве А.С. Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Я вас любил…», «К ***», «На холмах Грузии…»

1

Особенности любовной лирики А.С. Пушкина. Любовь как дар человеку свыше.

Анализ стихотворений «Я вас любил…», «К ***»

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

5

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги.

1

«Свободы сеятель пустынный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

6

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

1

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Анализ стихотворений «Арион», «Поэту», «Пророк». Художественные откры-тия А. С. Пушкина.

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

7

А.С. Пушкин драматург.

Проблема народа и власти в трагедии «Борис Годунов».

1

Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Тема совести и нравственных мучений в трагедии.

Композиция трагедии. Язык и особенности стиха трагедии

Знание понятий трагедия, драма.

Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала

8

Петербургская повесть

«Медный всадник»

1

Человек и история в поэме.

Тема «маленького человека». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта

Знание содержания повести «Медный всадник».

Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала

9

Тайна гения. Подведем итоги

1

Пушкин как создатель русского литературного языка, родоначальник всех жанров русской литературы XIX и XX веков

Знание ведущих тем и мотивов лирики А.С. Пушкина.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Работа

в группах

по вопросам

на стр. 60

Урок обобщения и систематизации изученного

10

Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи

11

Р.р. Написание

сочинения по творчеству А. С. Пушкина

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи

М. Ю. Лермонтов (9 часов)

12

М. Ю. Лермонтов:

личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта

1

Расширение представлений учащихся о жизни и творчестве поэта, его художественном мировоззрении, многообразии лирической тематики

Знание основных фактов жизни и творчества поэта.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Проблемные задания, беседа

Урок-лекция

13

Лирика М.Ю. Лермонтова. Тема судьбы поэта и поэзии в обществе. Мотив одиночества

1

Эволюция темы судьбы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кижал»), «Пророк»

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

14

Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова

1

Тема любви в лирике Лермонтова. Своеобразие любовного чувства в творчестве поэта.

Анализ стихотворений «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…»

Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

15

Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Философский смысл поэмы

1

Определение понятия романтический герой. Проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Существование в поэме контрастных миров

Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романтический герой.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ эпизодов поэмы

Урок изучения нового материала

16

Философская лирика

М. Ю. Лермонтова

1

Философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире. Поиски гармонии души с внешним миром. Своеобразие художественного мира Лермонтова

Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романти-ческий герой.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

17

Образ России в лирике Лермонтова.

«Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия...»

1

Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнёта, любовь к Родине, её народу, природе.

Знание содержания изученных произведений.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Комбинированный урок

18

Загадочный творец.

Подведем итоги

1

М.Ю. Лермонтов - поэт мятежного духа. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Пессимизм сильной личности

Знание содержания изученных произведений.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Работа

в группах

по вопросам

на стр. 83

Урок обобщения и систематизации изученного

19

Р.р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи

20

Р.р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений мира читателей

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи

Н. В. Гоголь (5 часов)

21

Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», комедия «Ревизор»

1

Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях.

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Ответ на проблемный вопрос

Урок изучения нового материала

22

Поэма «Мёртвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков - «новый антихрист» буржуазного мира

1

Своеобразие композиции поэмы. Подчинённая роль сюжета. Большое количество внесюжетных элементов. Мир вещей в поэме. Христианская позиция писателя.

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию

Анализ эпизода

Повторительно-обобщающий урок

23

«Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель».

«Невский проспект»

1

Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения

Знание основных закономерностей историко-литературного процесса.

Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала

24

«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя

1

Высокие гуманистические идеалы Гоголя. Роль творчества Гоголя в литературном процессе XIX-XX веков

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала

25

Р.р. Особенности языка произведений Н.В.Гоголя.

1

Своеобразие языка произведений Гоголя.

Художественные средства выразительности

Знание своеобразия языка произведений Гоголя.

Умение анализировать художественное произведение

Работа над статьей на стр. 96 - 98

Урок развития речи

Русская литература второй половины XIX века (1 час)

26

Русская литература второй половины XIX века.

1

Историческая обстановка в середине века, её влияние на развитие литературы. Споры западников и славянофилов

Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века.

Умение давать аргументированную оценку произведению

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала

А. Н. Островский (8 часов)

27

А. Н. Островский.

Очерк жизни и творчества

1

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Эволюция русского театра. Новаторский характер драматургии Островского

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литератур

Словарно-терминологи-ческая работа

Урок изучения нового материала

28

Драма «Гроза».

История создания. Место действия. Своеобразие конфликта

1

История создания пьесы. Художественное и жанровое своеобразие драмы. Социальный конфликт в пьесе

Знание понятий драма, трагедия, конфликт.

Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему

Проблемные задания, беседа

Урок изучения нового материала

29

Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев пьесы

1

Знакомство с героями драмы. Понятие система образов произведения. Приемы характеристики образов пьесы

Знание понятий антитеза, параллелизм, система образов.

Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему

Самостоятельная работа

Урок-беседа

30

Композиция драмы «Гроза»

1

Особенности сюжетного построения драмы. Анализ эпизодов. Словарно-терминологическая работа.

Знание понятий сюжет, композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Проблемные задания, беседа

Комбинированный урок

31

Протест Катерина против «тёмного царства».

Трагедия героини

1

Характеристика Катерины.

Причины конфликта героини с «тёмным царством»

Знание содержания драмы.

Умение выявлять авторскую позицию в произведении; анализировать эпизод и его место в тексте

Характеристика образа Катерины

Повторительно-обобщающий урок

32

Оценка драмы «Гроза» русской критикой. А.Н. Островский и русский национальный театр

1

Знакомство с противоречивыми взглядами критиков на пьесу. Значение творчества А.Н. Островского

Знание противоречий в оценке драмы русской критикой.

Умение использовать критическую литературу для формулирования своего мнения о прочитанном

Проблемные задания, беседа

Урок обобщения и систематизации изученного

33

Р.р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А.Н. Островского на развитие русского театра

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи

34

Р.р. Написание сочинения по творчеству А. Н. Островского

1

Систематизация знаний о значении поэтического наследия М.Ю. Лермонтова

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи

И. А. Гончаров (6 часов)

35

И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути

1

Основные этапы жизненного и творческого пути.

Художественный мир писателя

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение излагать свои мысли на заданную тему

Беседа, проблемные задания

Урок-лекция

36

Роман «Обломов».

Проблематика. Композиция

1

Идейное своеобразие романа.

Композиция. Авторская позиция. Знакомство с центральным образом романа.

Понятие «обломовщина»

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Анализ эпизода

Урок изучения нового материала

37

Образ главного героя.

«Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода

1

Идейное своеобразие романа.

Авторская позиция. Рассматривание центрального образа романа. Понятие «обломовщина».

Роль эпизода в раскрытии идеи произведения

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Беседа, проблемные задания

Урок-беседа

38

Обломов и Ольга Ильинская.

Обломов и Агафья Матвеевна

1

Роль женских образов в развитии сюжета. Анализ взаимоотношений героя с женскими персонажами произведения

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Ответ на проблемный вопрос

Комбинированный урок

39

Роман Гончарова «Обломов» в русской критике

1

Анализ оценок романа.

Сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении

Цитатный план сочинения

Урок изучения нового материала

40

Р.р. Обломов и Штольц.

Сравнительная характеристика

1

Сравнительная характеристика персонажей. Сущность характеристики героя, его мироощущение и судьба

Знание содержания романа.

Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сравнительная характеристика персонажей

Урок развития речи

И. С. Тургенев (11 часов)

41

И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества

1

Основные этапы жизненного и творческого пути Тургенева.

Художественный мир писателя

Знание основных фактов биографии писателя.

Умение выявлять авторскую позицию произведения

Беседа

Урок-лекция

42

Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция.

1

Особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века. Развитие романа в творчестве Тургенева

Знание содержания романа.

Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении, давать доказательную оценку произведению

Проблемные задания

Урок изучения нового материала

43

Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой

1

Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Образ жизни русского дворянства. Оценка мира «отцов» русской критикой.

Знание содержания романа.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи

Проблемные задания

Комбинированный урок

44

Образ Базарова в романе.

1

Образ главного героя.

Художественные особенности создания образа. Причины конфликта героя с окружающим миром и причина одиночества

Знание содержания романа.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи

Проблемные задания

Комбинированный урок

45

Идеологический спор «отцов» и «детей»

1

Идеологический спор «отцов» и «детей». Значение эпизода дуэли в романе

Знание содержания романа.

Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении

Анализ эпизода

Комбинированный урок

46

Женские образы в романе

1

Женские образы в романе.

Взаимоотношения образов Базарова и Одинцовой в романе

Знание содержания романа.

Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении

Анализ эпизода

Комбинированный урок

47

Любовь и счастье в романе «Отцы и дети»

1

«Вечные темы» в романе.

Четыре взгляда на проблему любви в романе. Сущность внутреннего конфликта героя

Знание содержания романа.

Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении

Сопоставительная характеристика героев

Урок-диспут

48

Смерть Базарова. Эпилог романа

1

Анализ сути внутреннего конфликта героя. Обобщение по образу главного героя романа

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

План-характеристика

Комбинированный урок

49

Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

Формирование представления о многостороннем подходе критиков к роману. Выработка собственной оценки произведения

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Проблемные задания

(стр. 190)

Урок обобщения и систематизации изученного

50

Р.р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества И.С. Тургенева на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи

Ф. И. Тютчев (3 часа)

51

Ф. И. Тютчев: жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.

Основные темы поэзии

1

Этапы жизненного и творческого пути поэта. Формирование представления о философских основах произведений поэта. Основные темы поэзии.

Знание основных фактов жизни и творчества поэта.

Умение выразительно читать поэтический текст

Проблемные задания

Урок-лекция

52

Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева.

1

Формирование представления о философских основах произведений Тютчева. Картины природы в лирике Тютчева

Знание содержания произведений данной тематики.

Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение

Сопостави-тельный анализ произведений

Комбинированный урок

53

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

1

Наблюдение за точностью в передаче оттенков чувств и душевных движений человека в лирике Тютчева

Знание содержания произведений данной тематики.

Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение

Анализ стихотворений

Комбинированный урок

А. А. Фет (2 часа)

54

А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии.

1

Тематическое своеобразие поэзии Фета. Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета

Знание основных фактов жизни и творчества поэта.

Умение выразительно читать поэтический текст

Проблемные задания

Урок изучения нового материала

55

Философия природы

в лирике А. А.Фета

1

Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета и Тютчева.

Сопоставительный анализ лирических произведений

Знание основных теоретико-литературных понятий.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Анализ лирического произведения

Комбинированный урок

А.К. Толстой (1 час)

56

А. К. Толстой: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта.

1

Особенности художественного мира поэта. Тематическое своеобразие поэзии А.К. Толстого. Формирование представления об особенностях стиля поэта

Знание основных фактов жизни и творчества поэта.

Умение выразительно читать поэтический текст

Проблемные задания

Урок-лекция

Н. А. Некрасов (8 часов)

57

Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова

1

Своеобразие художественного мира поэта. Жизненная позиция Некрасова. Основные темы и идеи лирики Некрасова.

Знание основных этапов жизни и творчества поэта.

Умение соотносить произведение с литературным направлением эпохи

План лекции

Комбинированный урок

58

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция

1

История создания поэмы.

Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства

Знание содержания поэмы.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Выразитель-ное чтение

Комбинированный урок

59

Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме

1

Социальная трагедия крестьянства. Сатирические принципы изображения помещиков. Язык поэмы. Фольклорные элементы

Знание содержания поэмы.

Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Анализ эпизода

Комбинированный урок

60

Женские образы в поэме

1

Женские образы в поэме.

Язык поэмы. Фольклорные элементы

Знание содержания поэмы.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Характеристика персонажей

Комбинированный урок

61

Образы народных заступников в поэме

1

Социальная трагедия крестьянства. Зреющий в народе стихийный протест против угнетателей.

Знание содержания поэмы.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Характеристика образа народного заступника

Комбинированный урок

62

Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме

1

Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства. Проблема счастья и смысл жизни в поэме

Знание содержания поэмы.

Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

План домашнего сочинения

Повторительно-обобщающий урок

63

Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи

64

Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи

Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (1 час)

65

Н.Г. Чернышевский.

Роман «Что делать?» и революционная агитация в России

1

Политические и эстетические взгляды Чернышевского.

Понятие жанра утопии.

Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе

Знание логики развития историко-литературного процесса XIXв.

Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Проблемные задания

Урок изучения нового материала

Н. С. Лесков (2 часа)

66

Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

1

Личность и судьба писателя. Идейно-художественное своеобразие произведений Лескова. Повесть «Очарованный странник».

Знание основных этапов жизненного и творческого пути писателя.

Умение формулировать своё отношение к прочитанному

Беседа

Урок-лекция

67

«Леди Макбет Мценского уезда»

1

Сопоставление образов и судеб героинь Лескова и Островского

Знание содержания литературного произведения.

Умение пользоваться критической литературой при анализе произведения

Сравнительная характеристика

Урок изучения нового материала

М. Е. Салтыков - Щедрин (2 часа)

68

М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя.

1

Художественный мир Салтыкова-Щедрина.

Жизненная позиция писателя

Знание основных фактов жизни и творчества писателя; своеобразие сатиры писателя.

Умение воспроизводить содержание литературного произведения

Проблемные задания

Урок изучения нового материала

69

«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи.

1

«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи. Анализ концепции произведения

Знание замысла, истории создания, композицию и жанр произведения.

Умение воспроизводить содержание литературного произведения

Ответ на проблемный вопрос

Урок изучения нового материала

Ф. М. Достоевский (7 часов)

70

Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание»

1

Художественный мир Достоевского. Жизненная позиция писателя. Идейно-нравственная проблематика романа, его главный конфликт

Знание основных фактов жизни и творчества писателя; содержание романа «Преступление и наказание»

Беседа

Урок-лекция

71

Петербург Достоевского - один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых»

1

Специфика Петербурга Достоевского. Сопоставление с Петербургом Гоголя, Пушкина, Некрасова

Знание содержания изученного произведения.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Ответ на проблемный вопрос

Комбинированный урок

72

Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя

1

Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий

Знание содержания изученного произведения.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Составление плана ответа

Комбинированный урок

73

Литературная философия Достоевского и христианские ценности

1

Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий

Знание содержания изученного произведения.

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Анализ теории Раскольникова

Комбинированный урок

74

Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина

1

Система персонажей романа. Определение значения персонажей для понимания позиции главного героя

Знание содержания прочитанного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Сравнительная характеристика персонажей

Комбинированный урок

75

«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа.

1

Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова. Идея страдания и очищения. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора

Знание содержания прочитанного произведения.

Умение формулировать своё отношение к прочитанному

Письменный ответ на вопрос

Комбинированный урок

76

«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове

1

Символический смысл романа. Воскрешение человека

в Раскольникове

Знание содержания прочитанного произведения.

Умение формулировать своё отношение к прочитанному

Вывод

о прочитанном

Комбинированный урок

77

Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Ф.М. Достоевского на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров

Сочинение

Урок развития речи

78

Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского

1

Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Ф.М. Достоевского на творчество поэтов последующих поколений мира читателей

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Сочинение

Урок развития речи

Л. Н. Толстой (17 часов)

79

Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма

1

Основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов».

Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат

Знание основных фактов жизни и творчества писателя.

Умение свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы

Беседа

Урок-лекция

80

Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция

1

Творческая история романа-эпопеи «Война и мир». Жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Своеобразие композиции, особенности психологизма

Умение воспроизводить содержание произведения; выразительно читать фрагменты произведения, отстаивать свою точку зрения на изображаемое

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

81

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер.

1

Своеобразие композиции, особенности психологизма.

Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знание содержания литературно- го произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Ответ на проблемный вопрос

Комбинированный урок

82

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова

1

Своеобразие композиции, особенности психологизма.

Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Тест

Комбинированный урок

83

Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны

Знание содержания литературно- го произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Проблемные задания

Комбинированный урок

84

Кутузов и Император Александр. Бегство русских

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны.

Знание содержания литературно- го произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

85

«Мысль семейная» в романе Толстого

1

«Мысль семейная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни.

Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанном

Самостоятельная работа

Комбинированный урок

86

Нравственные искания

А. Болконского

1

Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Составить план ответа

Комбинированный урок

87

Безухов - любимый герой Толстого

1

Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

План-характеристика главного героя

Комбинированный урок

88

«Что есть красота?» Наташа Ростова

1

Женские образы романа.

Наташа Ростова,

Марья Болконская.

Их роль и судьба

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Сравнительная характеристика персонажей

Урок-диспут

89

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война

Знание закономерностей историко-литературного процесса.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сообщения учащихся

Комбинированный урок

90

Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории.

Знание содержания литературного произведения.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Письменный ответ на вопрос

Комбинированный урок

91

«Мысль историческая». Кутузов и Наполеон

1

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Кутузов и император Александр. Взгляд Толстого на роль личности в истории

Знание закономерностей историко-литературного процесса.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сравнительная характеристика

Комбинированный урок

92

«Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение

1

Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение в романе

Знание закономерностей историко-литературного процесса.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Сравнительная характеристика

Комбинированный урок

93

Изображение мирной жизни в эпилоге романа

1

Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Интерес к Толстому в современном мире.

Знание содержания литературного произведения.

Умение выявлять авторскую позицию в произведении; аргумен-тировано формулировать своё отношение к прочитанному

Составление плана сочинения

Комбинированный урок

94

Р.р. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1

Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Л.Н. Толстого на развитие русской литературы

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи

А. П. Чехов (9 часов)

95

Художественный мир

А. П. Чехова.

Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг

1

Личность и судьба писателя, его художественный мир.

Изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное. Рассказы Чехова «Дама с собачкой», «Попрыгунья» Проблема истинных и ложных ценностей. Объективность выражения авторской позиции. Чеховская ирония. Роль художественной детали, лаконизм повествования

Знание основных фактов жизни и творчества А. П. Чехова.

Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Беседа

Урок-лекция с элементами беседы

96

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа

1

Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Идейно-художественное своеобразие рассказа

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении

Составление плана характеристики

Комбинированный урок

97

Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»

1

Характеристика драматургии Чехова. Особенности сюжетно- го построения пьесы «Вишнёвый сад». Способы организации сценического действия в пьесе

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Ответ на проблемный вопрос

Урок изучения нового материала

98

Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога

1

Способы организации сценического действия пьесы.

Особенности речевой характеристики персонажей.

Особенности писательской манеры Чехова

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Характеристика персонажей

Комбинированный урок

99

Система образов в пьесе «Вишнёвый сад». Главный образ пьесы.

1

Способы организации сценического действия пьесы.

Особенности речевой характеристики персонажей.

Особенности писательской манеры Чехова

Знание содержания литературного произведения.

Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу

Тест по содержанию

Урок-диспут

100

Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов

1

Систематизация знаний о влиянии творчества Чехова на формирование духовного мира читателей

Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению

Сочинение

Урок развития речи

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ ( 5 ч)

101

Резервный урок

1


102

Резервный урок

1


103

Резервный урок

1


104

Резервный урок

1


105

Резервный урок

1







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

дата

Домашнее задание

Примечания

план

факт

1

Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века

1


2

А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество

1


3

Лирика А.С. Пушкина.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

«К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность»

1


4

Лирика любви в творчестве А.С. Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Я вас любил…», «К ***», «На холмах Грузии…»

1


5

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги.

1


6

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

1


7

А.С. Пушкин драматург. Проблема народа и власти в трагедии «Борис Годунов».

1


8

Петербургская повесть «Медный всадник»

1


9

Тайна гения. Подведем итоги

1


10

Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1


11

Р.р. Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина

1


12

М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта

1


13

Лирика М.Ю. Лермонтова. Тема судьбы поэта и поэзии в обществе. Мотив одиночества

1


14

Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова

1


15

Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Философский смысл поэмы

1


16

Философская лирика М. Ю. Лермонтова

1


17

Образ России в лирике Лермонтова.

«Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия...»

1


18

Загадочный творец.

Подведем итоги

1


19

Р.р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

1


20

Р.р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1


21

Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», комедия «Ревизор»

1


22

Поэма «Мёртвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков - «новый антихрист» буржуазного мира

1


23

«Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». «Невский проспект»

1


24

«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя

1


25

Р.р. Особенности языка произведений Н.В.Гоголя.

1


26

Русская литература второй половины XIX века.

1


27

А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества

1


28

Драма «Гроза». История создания. Место действия. Своеобразие конфликта

1


29

Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев пьесы

1


30

Композиция драмы «Гроза»

1


31

Протест Катерина против «тёмного царства».

Трагедия героини

1


32

И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути

1


33

Роман «Обломов». Проблематика. Композиция

1


34

Образ главного героя. «Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода

1


35

Обломов и Ольга Ильинская.

Обломов и Агафья Матвеевна

1


36

Роман Гончарова «Обломов» в русской критике

1


37

Р.р. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика

1


38

И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути

1


39

Роман «Обломов». Проблематика. Композиция

1


40

Образ главного героя. «Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода

1


41

И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества

1


42

Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция.

1


43

Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой

1


44

Образ Базарова в романе.

1


45

Идеологический спор «отцов» и «детей»

1


46

Женские образы в романе

1


47

Любовь и счастье в романе «Отцы и дети»

1


48

Смерть Базарова. Эпилог романа

1


49

Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1


50

Р.р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева

1


51

Ф. И. Тютчев: жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.

Основные темы поэзии

1


52

Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева.

1


53

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

1


54

А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии.

1


55

Философия природы в лирике А. А.Фета

1


56

А. К. Толстой: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта.

1


57

Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова

1


58

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция

1


59

Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме

1


60

Женские образы в поэме

1


61

Образы народных заступников в поэме

1


62

Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме

1


63

Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1


64

Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова

1


65

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» и революционная агитация в России

1


66

Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

1


67

«Леди Макбет Мценского уезда»

1


68

М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя.

1


69

«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи.

1


70

Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание»

1


71

Петербург Достоевского - один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых»

1


72

Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя

1


73

Литературная философия Достоевского и христианские ценности

1


74

Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина

1


75

«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа.

1


76

«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове

1


77

Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

1


78

Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского

1


79

Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма

1


80

Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция

1


81

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер.

1


82

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова

1


83

Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение

1


84

Кутузов и Император Александр. Бегство русских

1


85

«Мысль семейная» в романе Толстого

1


86

Нравственные искания А. Болконского

1


87

Безухов - любимый герой Толстого

1


88

«Что есть красота?» Наташа Ростова

1


89

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе

1


90

Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве

1


91

«Мысль историческая». Кутузов и Наполеон

1


92

«Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение

1


93

Изображение мирной жизни в эпилоге романа

1


94

Р.р. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1


95

Художественный мир А. П. Чехова.

Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг

1


96

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа

1


97

Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»

1


98

Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога

1


99

Система образов в пьесе «Вишнёвый сад». Главный образ пьесы.

1


100

Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов

1


101

Резервный урок

1


102

Резервный урок

1


103

Резервный урок

1


104

Резервный урок

1


105

Резервный урок

1


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина и др. под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - 2-е изд. Стереотип. М.: Дрофа, 2014

  2. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой- М., Просвещение, 2009г

  3. Литература. 9-11 классы: развернутое тематическое планирование / сост. О. А. Арисова [ и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.

  4. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 10 класс

  5. Владимир Набоков Лекции по русской литературе. Издательство Независимая газета,1999 (электронная версия)

  6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 1999 (электронная версия)

  7. В. В. Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, второе издание.Издательство: Локид-Пресс. 2005 (электронная версия)

  8. История русской литературы XX века ( 20-90-е годы). Основные имена. Под редакцией С. И. Кормилова. (электронная версия)

  9. Л.П. Егорова, П.К. Чекалов. История русской литературы XX века, учебное пособие, выпуск второй. Советская классика. Новый взгляд.,1998г(электронная версия)

  10. А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. Москва. 3-е издание «Флинта». «Наука». 2000 г (электронная версия)

  11. Е. В. Иванова. Анализ произведений литературы XIX века. 10 класс. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Экзамен» 2012 г (электронная версия)

ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ

  1. russofile.ru/articles/article_3.php Абельтин Э. А., Литвинова В. И. « Преступление и наказание» в контексте современного изучения классики.

  2. ruspisateli.ru/poety-20-veka-2.html Поэты XX века

  3. lermontov.info/referats/analiz_poem6.shtml М. Ю. Лермонтов. Биография, стихотворения, поэмы, критика, статьи.

© 2010-2022