- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 10 класса ( УМК Т. Ф. Курдюмовой)
Рабочая программа по литературе для 10 класса ( УМК Т. Ф. Курдюмовой)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Челяпина Н.И. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО учителей на педагогическом совете Директор школы
гуманитарного цикла зам. директора по УВР______/Коваленко Л. А./ ________/Жданкина С. А./ ____________/Данилова О.Н./
Протокол №___от «____»_____20 г. Протокол №___от «____»_____20 г. «_____»__________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Литература»
10 класс
Учитель: Челяпина Н. И
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089
-
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012г № 760)
-
СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте Россиии 03.03.2011, регистрационный № 19993)
-
Учебного плана МКОУ Алексеевской СОШ.
-
Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой- М., Просвещение, 2009г.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 105 часов (3часа в неделю)
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.
Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.
Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями:
а) историко-литературными:
о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футуризме);
о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глубины);
б) теоретико-литературными:
об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;
о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;
о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
• характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
читать выразительно прозу и стихи;
пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями; составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений
на литературные темы; писать сочинения различных жанров (сочинение-рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произведения, лирического стихотворения, эссе);
писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, на критическую статью.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение.Россия в первой половине XIX века. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века.. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.
Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского
творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Романтическая поэма Лермонтова «Демон».
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов».
Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.
Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа - сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»., широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый
поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.
Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных". Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
А. П. Чехов Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Содержание рабочей программы по предметному курсу «Литература» 10 класс
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Тип урока
Примечание
Литература I половины XIX века (1 час)
1
Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века
1
Общая характеристика и своеобразие русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы. Становление реализма в русской и мировой литературе
Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века.
Умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
Организация совместной учебной деятельности
Урок изучения нового материала
А. С. Пушкин (11 часов)
2
А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество
1
Первые шаги в творчестве. Идеал свободы в жизни и поэзии. На вершине славы
Знание основных фактов жизни
и творчества писателя.
Умение определять род и жанр произведения.
Проблемные задания, беседа
Урок-лекция
3
Лирика А.С. Пушкина.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.
«К Чаадаеву», «Деревня»,
«Вольность»
1
Гражданская и духовная свобода личности. Верность поэта идее свободы.
Анализ стихотворений «Деревня» и «Вольность».
Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.
Умение интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
4
Лирика любви в творчестве А.С. Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Я вас любил…», «К ***», «На холмах Грузии…»
1
Особенности любовной лирики А.С. Пушкина. Любовь как дар человеку свыше.
Анализ стихотворений «Я вас любил…», «К ***»
Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
5
Философские мотивы лирики А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги.
1
«Свободы сеятель пустынный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».
Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения
Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
6
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
1
Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Анализ стихотворений «Арион», «Поэту», «Пророк». Художественные откры-тия А. С. Пушкина.
Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
7
А.С. Пушкин драматург.
Проблема народа и власти в трагедии «Борис Годунов».
1
Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Тема совести и нравственных мучений в трагедии.
Композиция трагедии. Язык и особенности стиха трагедии
Знание понятий трагедия, драма.
Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения
Проблемные задания, беседа
Урок изучения нового материала
8
Петербургская повесть
«Медный всадник»
1
Человек и история в поэме.
Тема «маленького человека». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта
Знание содержания повести «Медный всадник».
Умение раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения
Проблемные задания, беседа
Урок изучения нового материала
9
Тайна гения. Подведем итоги
1
Пушкин как создатель русского литературного языка, родоначальник всех жанров русской литературы XIX и XX веков
Знание ведущих тем и мотивов лирики А.С. Пушкина.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Работа
в группах
по вопросам
на стр. 60
Урок обобщения и систематизации изученного
10
Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина
1
Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров
Сочинение
Урок развития речи
11
Р.р. Написание
сочинения по творчеству А. С. Пушкина
1
Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия А. С. Пушкина на творчество поэтов последующих поколений
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров
Сочинение
Урок развития речи
М. Ю. Лермонтов (9 часов)
12
М. Ю. Лермонтов:
личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта
1
Расширение представлений учащихся о жизни и творчестве поэта, его художественном мировоззрении, многообразии лирической тематики
Знание основных фактов жизни и творчества поэта.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Проблемные задания, беседа
Урок-лекция
13
Лирика М.Ю. Лермонтова. Тема судьбы поэта и поэзии в обществе. Мотив одиночества
1
Эволюция темы судьбы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кижал»), «Пророк»
Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
14
Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
1
Тема любви в лирике Лермонтова. Своеобразие любовного чувства в творчестве поэта.
Анализ стихотворений «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…»
Знание содержания литературных произведений, основных понятий теории литературы.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
15
Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Философский смысл поэмы
1
Определение понятия романтический герой. Проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Существование в поэме контрастных миров
Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романтический герой.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Анализ эпизодов поэмы
Урок изучения нового материала
16
Философская лирика
М. Ю. Лермонтова
1
Философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире. Поиски гармонии души с внешним миром. Своеобразие художественного мира Лермонтова
Знание теоретико-литературных понятий романтизм и романти-ческий герой.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
17
Образ России в лирике Лермонтова.
«Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия...»
1
Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнёта, любовь к Родине, её народу, природе.
Знание содержания изученных произведений.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Комбинированный урок
18
Загадочный творец.
Подведем итоги
1
М.Ю. Лермонтов - поэт мятежного духа. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Пессимизм сильной личности
Знание содержания изученных произведений.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Работа
в группах
по вопросам
на стр. 83
Урок обобщения и систематизации изученного
19
Р.р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
1
Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров
Сочинение
Урок развития речи
20
Р.р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова.
1
Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия М.Ю. Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений мира читателей
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров
Сочинение
Урок развития речи
Н. В. Гоголь (5 часов)
21
Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», комедия «Ревизор»
1
Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях.
Знание основных фактов жизни и творчества писателя.
Умение анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения
Ответ на проблемный вопрос
Урок изучения нового материала
22
Поэма «Мёртвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков - «новый антихрист» буржуазного мира
1
Своеобразие композиции поэмы. Подчинённая роль сюжета. Большое количество внесюжетных элементов. Мир вещей в поэме. Христианская позиция писателя.
Знание основных теоретико-литературных понятий.
Умение анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию
Анализ эпизода
Повторительно-обобщающий урок
23
«Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель».
«Невский проспект»
1
Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения
Знание основных закономерностей историко-литературного процесса.
Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы
Проблемные задания, беседа
Урок изучения нового материала
24
«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя
1
Высокие гуманистические идеалы Гоголя. Роль творчества Гоголя в литературном процессе XIX-XX веков
Знание основных теоретико-литературных понятий.
Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы
Проблемные задания, беседа
Урок изучения нового материала
25
Р.р. Особенности языка произведений Н.В.Гоголя.
1
Своеобразие языка произведений Гоголя.
Художественные средства выразительности
Знание своеобразия языка произведений Гоголя.
Умение анализировать художественное произведение
Работа над статьей на стр. 96 - 98
Урок развития речи
Русская литература второй половины XIX века (1 час)
26
Русская литература второй половины XIX века.
1
Историческая обстановка в середине века, её влияние на развитие литературы. Споры западников и славянофилов
Знание общей характеристики и своеобразия русской литературы XIX века.
Умение давать аргументированную оценку произведению
Проблемные задания, беседа
Урок изучения нового материала
А. Н. Островский (8 часов)
27
А. Н. Островский.
Очерк жизни и творчества
1
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Эволюция русского театра. Новаторский характер драматургии Островского
Знание основных фактов жизни и творчества писателя.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литератур
Словарно-терминологи-ческая работа
Урок изучения нового материала
28
Драма «Гроза».
История создания. Место действия. Своеобразие конфликта
1
История создания пьесы. Художественное и жанровое своеобразие драмы. Социальный конфликт в пьесе
Знание понятий драма, трагедия, конфликт.
Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему
Проблемные задания, беседа
Урок изучения нового материала
29
Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев пьесы
1
Знакомство с героями драмы. Понятие система образов произведения. Приемы характеристики образов пьесы
Знание понятий антитеза, параллелизм, система образов.
Умение анализировать эпизод и его место в тексте, излагать мысли на заданную тему
Самостоятельная работа
Урок-беседа
30
Композиция драмы «Гроза»
1
Особенности сюжетного построения драмы. Анализ эпизодов. Словарно-терминологическая работа.
Знание понятий сюжет, композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Проблемные задания, беседа
Комбинированный урок
31
Протест Катерина против «тёмного царства».
Трагедия героини
1
Характеристика Катерины.
Причины конфликта героини с «тёмным царством»
Знание содержания драмы.
Умение выявлять авторскую позицию в произведении; анализировать эпизод и его место в тексте
Характеристика образа Катерины
Повторительно-обобщающий урок
32
Оценка драмы «Гроза» русской критикой. А.Н. Островский и русский национальный театр
1
Знакомство с противоречивыми взглядами критиков на пьесу. Значение творчества А.Н. Островского
Знание противоречий в оценке драмы русской критикой.
Умение использовать критическую литературу для формулирования своего мнения о прочитанном
Проблемные задания, беседа
Урок обобщения и систематизации изученного
33
Р.р. Сочинение по творчеству А. Н. Островского
1
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А.Н. Островского на развитие русского театра
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров
Сочинение
Урок развития речи
34
Р.р. Написание сочинения по творчеству А. Н. Островского
1
Систематизация знаний о значении поэтического наследия М.Ю. Лермонтова
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению
Сочинение
Урок развития речи
И. А. Гончаров (6 часов)
35
И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути
1
Основные этапы жизненного и творческого пути.
Художественный мир писателя
Знание основных фактов жизни и творчества писателя.
Умение излагать свои мысли на заданную тему
Беседа, проблемные задания
Урок-лекция
36
Роман «Обломов».
Проблематика. Композиция
1
Идейное своеобразие романа.
Композиция. Авторская позиция. Знакомство с центральным образом романа.
Понятие «обломовщина»
Знание содержания романа.
Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Анализ эпизода
Урок изучения нового материала
37
Образ главного героя.
«Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода
1
Идейное своеобразие романа.
Авторская позиция. Рассматривание центрального образа романа. Понятие «обломовщина».
Роль эпизода в раскрытии идеи произведения
Знание содержания романа.
Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Беседа, проблемные задания
Урок-беседа
38
Обломов и Ольга Ильинская.
Обломов и Агафья Матвеевна
1
Роль женских образов в развитии сюжета. Анализ взаимоотношений героя с женскими персонажами произведения
Знание содержания романа.
Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Ответ на проблемный вопрос
Комбинированный урок
39
Роман Гончарова «Обломов» в русской критике
1
Анализ оценок романа.
Сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа
Знание содержания романа.
Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении
Цитатный план сочинения
Урок изучения нового материала
40
Р.р. Обломов и Штольц.
Сравнительная характеристика
1
Сравнительная характеристика персонажей. Сущность характеристики героя, его мироощущение и судьба
Знание содержания романа.
Умение излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Сравнительная характеристика персонажей
Урок развития речи
И. С. Тургенев (11 часов)
41
И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества
1
Основные этапы жизненного и творческого пути Тургенева.
Художественный мир писателя
Знание основных фактов биографии писателя.
Умение выявлять авторскую позицию произведения
Беседа
Урок-лекция
42
Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция.
1
Особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века. Развитие романа в творчестве Тургенева
Знание содержания романа.
Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении, давать доказательную оценку произведению
Проблемные задания
Урок изучения нового материала
43
Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой
1
Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Образ жизни русского дворянства. Оценка мира «отцов» русской критикой.
Знание содержания романа.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи
Проблемные задания
Комбинированный урок
44
Образ Базарова в романе.
1
Образ главного героя.
Художественные особенности создания образа. Причины конфликта героя с окружающим миром и причина одиночества
Знание содержания романа.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить литературу с общественной и культурной жизнью эпохи
Проблемные задания
Комбинированный урок
45
Идеологический спор «отцов» и «детей»
1
Идеологический спор «отцов» и «детей». Значение эпизода дуэли в романе
Знание содержания романа.
Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении
Анализ эпизода
Комбинированный урок
46
Женские образы в романе
1
Женские образы в романе.
Взаимоотношения образов Базарова и Одинцовой в романе
Знание содержания романа.
Умение анализировать и определять значение эпизода в произведении
Анализ эпизода
Комбинированный урок
47
Любовь и счастье в романе «Отцы и дети»
1
«Вечные темы» в романе.
Четыре взгляда на проблему любви в романе. Сущность внутреннего конфликта героя
Знание содержания романа.
Умение излагать свои суждения на заданную тему, выявлять позицию автора в произведении
Сопоставительная характеристика героев
Урок-диспут
48
Смерть Базарова. Эпилог романа
1
Анализ сути внутреннего конфликта героя. Обобщение по образу главного героя романа
Знание основных теоретико-литературных понятий.
Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы
План-характеристика
Комбинированный урок
49
Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
Формирование представления о многостороннем подходе критиков к роману. Выработка собственной оценки произведения
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Проблемные задания
(стр. 190)
Урок обобщения и систематизации изученного
50
Р.р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева
1
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества И.С. Тургенева на развитие русской литературы
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров
Сочинение
Урок развития речи
Ф. И. Тютчев (3 часа)
51
Ф. И. Тютчев: жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.
Основные темы поэзии
1
Этапы жизненного и творческого пути поэта. Формирование представления о философских основах произведений поэта. Основные темы поэзии.
Знание основных фактов жизни и творчества поэта.
Умение выразительно читать поэтический текст
Проблемные задания
Урок-лекция
52
Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева.
1
Формирование представления о философских основах произведений Тютчева. Картины природы в лирике Тютчева
Знание содержания произведений данной тематики.
Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение
Сопостави-тельный анализ произведений
Комбинированный урок
53
Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
1
Наблюдение за точностью в передаче оттенков чувств и душевных движений человека в лирике Тютчева
Знание содержания произведений данной тематики.
Умение анализировать и интерпретировать поэтическое произведение
Анализ стихотворений
Комбинированный урок
А. А. Фет (2 часа)
54
А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии.
1
Тематическое своеобразие поэзии Фета. Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета
Знание основных фактов жизни и творчества поэта.
Умение выразительно читать поэтический текст
Проблемные задания
Урок изучения нового материала
55
Философия природы
в лирике А. А.Фета
1
Формирование представления об особенностях поэтического стиля Фета и Тютчева.
Сопоставительный анализ лирических произведений
Знание основных теоретико-литературных понятий.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Анализ лирического произведения
Комбинированный урок
А.К. Толстой (1 час)
56
А. К. Толстой: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта.
1
Особенности художественного мира поэта. Тематическое своеобразие поэзии А.К. Толстого. Формирование представления об особенностях стиля поэта
Знание основных фактов жизни и творчества поэта.
Умение выразительно читать поэтический текст
Проблемные задания
Урок-лекция
Н. А. Некрасов (8 часов)
57
Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова
1
Своеобразие художественного мира поэта. Жизненная позиция Некрасова. Основные темы и идеи лирики Некрасова.
Знание основных этапов жизни и творчества поэта.
Умение соотносить произведение с литературным направлением эпохи
План лекции
Комбинированный урок
58
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция
1
История создания поэмы.
Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства
Знание содержания поэмы.
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Выразитель-ное чтение
Комбинированный урок
59
Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме
1
Социальная трагедия крестьянства. Сатирические принципы изображения помещиков. Язык поэмы. Фольклорные элементы
Знание содержания поэмы.
Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Анализ эпизода
Комбинированный урок
60
Женские образы в поэме
1
Женские образы в поэме.
Язык поэмы. Фольклорные элементы
Знание содержания поэмы.
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Характеристика персонажей
Комбинированный урок
61
Образы народных заступников в поэме
1
Социальная трагедия крестьянства. Зреющий в народе стихийный протест против угнетателей.
Знание содержания поэмы.
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Характеристика образа народного заступника
Комбинированный урок
62
Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме
1
Особенности жанра и композиции. Выражение в поэме социальной трагедии крестьянства. Проблема счастья и смысл жизни в поэме
Знание содержания поэмы.
Умение излагать мысли на заданную тему, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
План домашнего сочинения
Повторительно-обобщающий урок
63
Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
1
Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров
Сочинение
Урок развития речи
64
Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова
1
Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Н.А. Некрасова на развитие русской литературы
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению
Сочинение
Урок развития речи
Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (1 час)
65
Н.Г. Чернышевский.
Роман «Что делать?» и революционная агитация в России
1
Политические и эстетические взгляды Чернышевского.
Понятие жанра утопии.
Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе
Знание логики развития историко-литературного процесса XIXв.
Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы
Проблемные задания
Урок изучения нового материала
Н. С. Лесков (2 часа)
66
Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина
1
Личность и судьба писателя. Идейно-художественное своеобразие произведений Лескова. Повесть «Очарованный странник».
Знание основных этапов жизненного и творческого пути писателя.
Умение формулировать своё отношение к прочитанному
Беседа
Урок-лекция
67
«Леди Макбет Мценского уезда»
1
Сопоставление образов и судеб героинь Лескова и Островского
Знание содержания литературного произведения.
Умение пользоваться критической литературой при анализе произведения
Сравнительная характеристика
Урок изучения нового материала
М. Е. Салтыков - Щедрин (2 часа)
68
М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя.
1
Художественный мир Салтыкова-Щедрина.
Жизненная позиция писателя
Знание основных фактов жизни и творчества писателя; своеобразие сатиры писателя.
Умение воспроизводить содержание литературного произведения
Проблемные задания
Урок изучения нового материала
69
«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи.
1
«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи. Анализ концепции произведения
Знание замысла, истории создания, композицию и жанр произведения.
Умение воспроизводить содержание литературного произведения
Ответ на проблемный вопрос
Урок изучения нового материала
Ф. М. Достоевский (7 часов)
70
Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание»
1
Художественный мир Достоевского. Жизненная позиция писателя. Идейно-нравственная проблематика романа, его главный конфликт
Знание основных фактов жизни и творчества писателя; содержание романа «Преступление и наказание»
Беседа
Урок-лекция
71
Петербург Достоевского - один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых»
1
Специфика Петербурга Достоевского. Сопоставление с Петербургом Гоголя, Пушкина, Некрасова
Знание содержания изученного произведения.
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Ответ на проблемный вопрос
Комбинированный урок
72
Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя
1
Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий
Знание содержания изученного произведения.
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Составление плана ответа
Комбинированный урок
73
Литературная философия Достоевского и христианские ценности
1
Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Опасность осуществления индивидуальных идей и теорий
Знание содержания изученного произведения.
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Анализ теории Раскольникова
Комбинированный урок
74
Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина
1
Система персонажей романа. Определение значения персонажей для понимания позиции главного героя
Знание содержания прочитанного произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Сравнительная характеристика персонажей
Комбинированный урок
75
«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа.
1
Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова. Идея страдания и очищения. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора
Знание содержания прочитанного произведения.
Умение формулировать своё отношение к прочитанному
Письменный ответ на вопрос
Комбинированный урок
76
«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове
1
Символический смысл романа. Воскрешение человека
в Раскольникове
Знание содержания прочитанного произведения.
Умение формулировать своё отношение к прочитанному
Вывод
о прочитанном
Комбинированный урок
77
Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
1
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Ф.М. Достоевского на развитие русской литературы
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения разных жанров
Сочинение
Урок развития речи
78
Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского
1
Систематизация знаний о значении и влиянии поэтического наследия Ф.М. Достоевского на творчество поэтов последующих поколений мира читателей
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров
Сочинение
Урок развития речи
Л. Н. Толстой (17 часов)
79
Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма
1
Основные этапы жизненного и творческого пути писателя.
Идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов».
Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат
Знание основных фактов жизни и творчества писателя.
Умение свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы
Беседа
Урок-лекция
80
Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция
1
Творческая история романа-эпопеи «Война и мир». Жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Своеобразие композиции, особенности психологизма
Умение воспроизводить содержание произведения; выразительно читать фрагменты произведения, отстаивать свою точку зрения на изображаемое
Фронтальный опрос
Комбинированный урок
81
Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер.
1
Своеобразие композиции, особенности психологизма.
Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира
Знание содержания литературно- го произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Ответ на проблемный вопрос
Комбинированный урок
82
Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова
1
Своеобразие композиции, особенности психологизма.
Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира
Знание содержания литературного произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Тест
Комбинированный урок
83
Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение
1
Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны
Знание содержания литературно- го произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Проблемные задания
Комбинированный урок
84
Кутузов и Император Александр. Бегство русских
1
Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны.
Знание содержания литературно- го произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
Фронтальный опрос
Комбинированный урок
85
«Мысль семейная» в романе Толстого
1
«Мысль семейная» в эпопее. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни.
Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира
Знание содержания литературного произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанном
Самостоятельная работа
Комбинированный урок
86
Нравственные искания
А. Болконского
1
Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского
Знание содержания литературного произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Составить план ответа
Комбинированный урок
87
Безухов - любимый герой Толстого
1
Различие путей нравственных поисков главных героев романа: П. Безухова и А. Болконского
Знание содержания литературного произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
План-характеристика главного героя
Комбинированный урок
88
«Что есть красота?» Наташа Ростова
1
Женские образы романа.
Наташа Ростова,
Марья Болконская.
Их роль и судьба
Знание содержания литературного произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Сравнительная характеристика персонажей
Урок-диспут
89
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе
1
Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война
Знание закономерностей историко-литературного процесса.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Сообщения учащихся
Комбинированный урок
90
Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве
1
Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Взгляд Толстого на роль личности в истории.
Знание содержания литературного произведения.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Письменный ответ на вопрос
Комбинированный урок
91
«Мысль историческая». Кутузов и Наполеон
1
Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Кутузов и император Александр. Взгляд Толстого на роль личности в истории
Знание закономерностей историко-литературного процесса.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Сравнительная характеристика
Комбинированный урок
92
«Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение
1
Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение в романе
Знание закономерностей историко-литературного процесса.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Сравнительная характеристика
Комбинированный урок
93
Изображение мирной жизни в эпилоге романа
1
Богатый и сложный мир героев романа. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Интерес к Толстому в современном мире.
Знание содержания литературного произведения.
Умение выявлять авторскую позицию в произведении; аргумен-тировано формулировать своё отношение к прочитанному
Составление плана сочинения
Комбинированный урок
94
Р.р. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
1
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Л.Н. Толстого на развитие русской литературы
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению
Сочинение
Урок развития речи
А. П. Чехов (9 часов)
95
Художественный мир
А. П. Чехова.
Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг
1
Личность и судьба писателя, его художественный мир.
Изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное. Рассказы Чехова «Дама с собачкой», «Попрыгунья» Проблема истинных и ложных ценностей. Объективность выражения авторской позиции. Чеховская ирония. Роль художественной детали, лаконизм повествования
Знание основных фактов жизни и творчества А. П. Чехова.
Умение анализировать и интерпретировать художественное произведение
Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу
Беседа
Урок-лекция с элементами беседы
96
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа
1
Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Идейно-художественное своеобразие рассказа
Знание содержания литературного произведения.
Умение излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении
Составление плана характеристики
Комбинированный урок
97
Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»
1
Характеристика драматургии Чехова. Особенности сюжетно- го построения пьесы «Вишнёвый сад». Способы организации сценического действия в пьесе
Знание содержания литературного произведения.
Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу
Ответ на проблемный вопрос
Урок изучения нового материала
98
Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога
1
Способы организации сценического действия пьесы.
Особенности речевой характеристики персонажей.
Особенности писательской манеры Чехова
Знание содержания литературного произведения.
Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу
Характеристика персонажей
Комбинированный урок
99
Система образов в пьесе «Вишнёвый сад». Главный образ пьесы.
1
Способы организации сценического действия пьесы.
Особенности речевой характеристики персонажей.
Особенности писательской манеры Чехова
Знание содержания литературного произведения.
Умение излагать свои мысли на заданную тему, использовать литературоведческую и критическую литературу
Тест по содержанию
Урок-диспут
100
Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов
1
Систематизация знаний о влиянии творчества Чехова на формирование духовного мира читателей
Умение аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению
Сочинение
Урок развития речи
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ ( 5 ч)
101
Резервный урок
1
102
Резервный урок
1
103
Резервный урок
1
104
Резервный урок
1
105
Резервный урок
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
дата
Домашнее задание
Примечания
план
факт
1
Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века
1
2
А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество
1
3
Лирика А.С. Пушкина.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.
«К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность»
1
4
Лирика любви в творчестве А.С. Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Я вас любил…», «К ***», «На холмах Грузии…»
1
5
Философские мотивы лирики А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги.
1
6
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
1
7
А.С. Пушкин драматург. Проблема народа и власти в трагедии «Борис Годунов».
1
8
Петербургская повесть «Медный всадник»
1
9
Тайна гения. Подведем итоги
1
10
Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина
1
11
Р.р. Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина
1
12
М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта
1
13
Лирика М.Ю. Лермонтова. Тема судьбы поэта и поэзии в обществе. Мотив одиночества
1
14
Любовная лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
1
15
Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Философский смысл поэмы
1
16
Философская лирика М. Ю. Лермонтова
1
17
Образ России в лирике Лермонтова.
«Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия...»
1
18
Загадочный творец.
Подведем итоги
1
19
Р.р. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
1
20
Р.р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова.
1
21
Н. В. Гоголь: очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», комедия «Ревизор»
1
22
Поэма «Мёртвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков - «новый антихрист» буржуазного мира
1
23
«Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». «Невский проспект»
1
24
«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творчестве Гоголя
1
25
Р.р. Особенности языка произведений Н.В.Гоголя.
1
26
Русская литература второй половины XIX века.
1
27
А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества
1
28
Драма «Гроза». История создания. Место действия. Своеобразие конфликта
1
29
Обитатели города Калинова. Система образов, приёмы характеристики героев пьесы
1
30
Композиция драмы «Гроза»
1
31
Протест Катерина против «тёмного царства».
Трагедия героини
1
32
И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути
1
33
Роман «Обломов». Проблематика. Композиция
1
34
Образ главного героя. «Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода
1
35
Обломов и Ольга Ильинская.
Обломов и Агафья Матвеевна
1
36
Роман Гончарова «Обломов» в русской критике
1
37
Р.р. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика
1
38
И. А. Гончаров: основные этапы жизненного и творческого пути
1
39
Роман «Обломов». Проблематика. Композиция
1
40
Образ главного героя. «Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода
1
41
И. С. Тургенев: очерк жизни и творчества
1
42
Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция.
1
43
Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой
1
44
Образ Базарова в романе.
1
45
Идеологический спор «отцов» и «детей»
1
46
Женские образы в романе
1
47
Любовь и счастье в романе «Отцы и дети»
1
48
Смерть Базарова. Эпилог романа
1
49
Споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
50
Р.р. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева
1
51
Ф. И. Тютчев: жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.
Основные темы поэзии
1
52
Философия природы в лирике Ф. И. Тютчева.
1
53
Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
1
54
А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии.
1
55
Философия природы в лирике А. А.Фета
1
56
А. К. Толстой: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта.
1
57
Н. А. Некрасов: личность и судьба поэта. Основные темы и идеи лирики Некрасова
1
58
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция
1
59
Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме
1
60
Женские образы в поэме
1
61
Образы народных заступников в поэме
1
62
Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме
1
63
Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
1
64
Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова
1
65
Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» и революционная агитация в России
1
66
Очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина
1
67
«Леди Макбет Мценского уезда»
1
68
М. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь, творчество, художественный мир писателя.
1
69
«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, основные принципы и идеи.
1
70
Ф. М. Достоевский: личность, судьба, художественный мир. История создания романа «Преступление и наказание»
1
71
Петербург Достоевского - один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых»
1
72
Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя
1
73
Литературная философия Достоевского и христианские ценности
1
74
Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина
1
75
«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа.
1
76
«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове
1
77
Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
1
78
Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского
1
79
Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма
1
80
Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Композиция
1
81
Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер.
1
82
Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова
1
83
Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение
1
84
Кутузов и Император Александр. Бегство русских
1
85
«Мысль семейная» в романе Толстого
1
86
Нравственные искания А. Болконского
1
87
Безухов - любимый герой Толстого
1
88
«Что есть красота?» Наташа Ростова
1
89
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе
1
90
Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве
1
91
«Мысль историческая». Кутузов и Наполеон
1
92
«Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение
1
93
Изображение мирной жизни в эпилоге романа
1
94
Р.р. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
1
95
Художественный мир А. П. Чехова.
Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг
1
96
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа
1
97
Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»
1
98
Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога
1
99
Система образов в пьесе «Вишнёвый сад». Главный образ пьесы.
1
100
Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов
1
101
Резервный урок
1
102
Резервный урок
1
103
Резервный урок
1
104
Резервный урок
1
105
Резервный урок
1
Учебно-методическое обеспечение:
-
Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина и др. под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - 2-е изд. Стереотип. М.: Дрофа, 2014
-
Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой- М., Просвещение, 2009г
-
Литература. 9-11 классы: развернутое тематическое планирование / сост. О. А. Арисова [ и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
-
Уроки литературы Кирилла и Мефодия 10 класс
-
Владимир Набоков Лекции по русской литературе. Издательство Независимая газета,1999 (электронная версия)
-
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 1999 (электронная версия)
-
В. В. Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, второе издание.Издательство: Локид-Пресс. 2005 (электронная версия)
-
История русской литературы XX века ( 20-90-е годы). Основные имена. Под редакцией С. И. Кормилова. (электронная версия)
-
Л.П. Егорова, П.К. Чекалов. История русской литературы XX века, учебное пособие, выпуск второй. Советская классика. Новый взгляд.,1998г(электронная версия)
-
А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. Москва. 3-е издание «Флинта». «Наука». 2000 г (электронная версия)
-
Е. В. Иванова. Анализ произведений литературы XIX века. 10 класс. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Экзамен» 2012 г (электронная версия)
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ
-
russofile.ru/articles/article_3.php Абельтин Э. А., Литвинова В. И. « Преступление и наказание» в контексте современного изучения классики.
-
ruspisateli.ru/poety-20-veka-2.html Поэты XX века
-
lermontov.info/referats/analiz_poem6.shtml М. Ю. Лермонтов. Биография, стихотворения, поэмы, критика, статьи.