Рабочая программа по литературе (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46 г. Тюмени



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора по Директор

гуманитарно-эстетического УВР МАОУ СОШ № 46 МАОУ СОШ № 46

цикла г. Тюмени

_____________ _____________ _____________

Харитонова Н.В. О.Ю. Боброва О.А. Филиппова

Протокол № 1 от «__»____20_ «__»______20__ «___»_______20_












Рабочая программа

по литературе

для 7 класса

базовый уровень

Учитель: Павлушина Любовь Константиновна

Первая квалификационная категория


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего (полного) образования; утвержденного приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089.

















2015 - 2016 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03. 2004 г.№1089.

Цели и задачи курса


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика предмета


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №46 города Тюмени на 2015-2016 учебный год в 7 классе количество часов по литературе составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год

Результаты освоения обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Содержание программы

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность (1 ч.).

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (3 ч.)

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Героический эпос в мировой культуре

Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты)

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

"Поучение" Владимира Мономаха .Жанр и композиция "Поучения". Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «ч.тного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы "человек и природа".

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)

Жизнь и творчество (обзор). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Гавриил Романович Державин(1ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Фелица», «Памятник»).Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 ч.)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

А.С. Пушкин (6 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава» ( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Баллада (развитие представлений)

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого

достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

М.Ю. Лермонтов (4 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

«Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь (4 ч.) .

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.).

Слово о писателе Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык, «Близнецы», «Два богача»». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Н.А. Некрасов. (2 ч.) Краткий рассказ о поэте. «Русские женщины», («Княжна Трубецкая») историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. «Размышления у народного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Алексей Константинович Толстой (1 ч.)

Слово о писателе. Слово о писателе.«Василий Шибанов», «Михайло Репнин» Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.).

Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Лев Николаевич Толстой (2 ч.)

Слово о писателе. Повесть «Детство» Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.)

Рассказы: «Лапти», «Танька» Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Антон Павлович Чехов (4 ч.)

Слово о писателе. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (19 ч.)

Максим Горький (4 ч.).

Слово о писателе. Повесть «Детство» .Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Старуха Изергиль», «Данко», «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).

Слово о поэте. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

Л.Н. Андреев. ( 1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов ( 3ч.).Слово о писателе. Рассказ "В прекрасном и яростном мире" Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)Слово о поэте.Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Ч. мужества (1 ч.)

Интервью с поэтом-уч.тником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-уч.тников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Ф.А. Абрамов. (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные, экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Е.И. Носов.(1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности

Юрий Павлович Казаков (1 ч.).

Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро» Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

"Тихая моя родина…" (1 ч.)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.) Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», Размышления поэта о взаимосвязи человеа и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Михаил Зощенко (1 ч.) Слово о писателе. Рассказы: «Жертва революции», «Беда» Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

Песни на стихи поэтов 20 века.(1 ч.)

А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф, «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге..» Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.).

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Явновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Роберт Бернс. (1ч.)

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.(1 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).Поэма «Корсар» Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие "байронического" героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

О. Генри.(1ч.)

Слово о писателе.

Рассказ «Дары волхвов» Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

Рей Дуглас Брэдбери.(1 ч.)

«Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасностей на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Современная литература земли Тюменской (3 ч.)

Личность П.П. Ершова и его сказка «Конёк-Горбунок» (1 ч.)

П. Ершов в воспоминаниях и письмах современников. Эпистолярное наследие писателя. Творческий путь П. Ершова.Сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»: поэтика заглавия, сюжет, фольклорная и литературная традиции, композиция, стиховая культура.

Тема детства в литературе Тюменского края (1 ч.) (К. Лагунов, Ю. Афанасьев, С. Мальцев, А. Неркаги, Е. Айпин, Л. Лапцуй и др.)Поэтика заглавия произведений. Сюжет путешествия. Образы детей. Мир взрослых. Мотивы дружбы, мечты, слушания, единения, сиротства. Природный мир.

Классика литературы для подростков 2 половины XX в. (1ч.)

В.П. Крапивин.Творческий путь писателя. Образ Тюмени в произведениях Крапивина.

Повесть «Колыбельная для брата»: сюжет, система персонажей, мотив дружбы, тема семьи, диалог и его функции, поэтика финала.

Итоги года (1 ч.)

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Устное народное творчество как ч.ть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «ч.тного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского сч.тья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А.Гончаров о Грибоедове, В.Г.Белинский о Пушкине).Роль литературы в формировании русского языка. Мировое значение русской литературы.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX-начала ХХ вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе других народов России. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями - представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выра-зительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество ч.ов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

1

Воспроизведение содержания литературного произведения; аргументированное формулирование своёго отношения к прочитанному произведению.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Героический эпос в мировой культуре

Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты)

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

3

Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в заданиях.

Различать сказки и их типы. Выявлять характерные для сказок и былин художественные приемы.

Выразительно читать, пересказывать фрагменты и целые произведения

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

"Поучение" Владимира Мономаха .Жанр и композиция "Поучения". Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

3

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы

Выявлять характерные для данной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «ч.тного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы "человек и природа".

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)

Жизнь и творчество (обзор). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Гавриил Романович Державин(1ч.)

Жизнь и творчество (обзор)Стихотворения: «Фелица», «Памятник»).Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений

Выявлять характерные темы,образы и приемы изображения человека

Соотносить содержание литературы с особенностями русского Просвещения и классицизма

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

А.С. Пушкин (6 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава» ( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Баллада (развитие представлений)

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого

достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

М.Ю. Лермонтов (4 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

«Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь (4 ч.) .

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.).

Слово о писателе Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык, «Близнецы», «Два богача»». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Н.А. Некрасов. (2 ч.) Краткий рассказ о поэте. «Русские женщины», («Княжна Трубецкая») историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. «Размышления у народного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Алексей Константинович Толстой (1 ч.)Слово о писателе. Слово о писателе.«Василий Шибанов», «Михайло Репнин» Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.). Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Лев Николаевич Толстой (2 ч.)

Слово о писателе. Повесть «Детство» Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.) Рассказы: «Лапти», «Танька» Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Антон Павлович Чехов (4 ч.)

Слово о писателе. Рассказы «Хамелеон»,«Злоумышленник», «Размазня». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

30

Воспринимать текст литературного произведения

Выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты произведений указанного периода

Характеризовать героя

Выявлять темы, образы и мотивы литературы данного периода

Соотносить содержание литературы периода с романтическими и реалистическими принципами изображения человека

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Формировать вопросы по тексту

Дать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения

Характеризовать сюжет произведения, тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание

Выявлять признаки родов литературы

Подбирать цитаты, материал по заданной теме

Производить сопоставительный анализ

Делать выводы, писать сочинения

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

Максим Горький (4 ч.). Слово о писателе. Повесть «Детство». Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Старуха Изергиль», «Данко», «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).

Слово о поэте. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

Андрей Платонович Платонов (3ч.).

Слово о писателе. Рассказ "В прекрасном и яростном мире" Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)

Слово о поэте.Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Ч. мужества (1 ч.)

Интервью с поэтом-уч.тником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-уч.тников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Ф.А. Абрамов. (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные, экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Е.И. Носов.(1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности

Юрий Павлович Казаков (1 ч.).

Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро» Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

"Тихая моя родина…" (1 ч.)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.) Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…» Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Михаил Зощенко (1 ч.)

Слово о писателе. Рассказы: «Жертва революции», «Беда» Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

Песни на стихи поэтов 20 века.(1 ч.)

А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф, «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге..» Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

19

Воспринимать текст литературного произведения

Выразительно читать(в том числе и наизусть) фрагменты произведений указанного периода

Характеризовать героя

Выявлять темы, образы и мотивы литературы данного периода

Соотносить содержание литературы периода с романтическими и реалистическими принципами изображения человека

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Формировать вопросы по тексту

Дать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения

Характеризовать сюжет произведения, тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание

Выявлять признаки родов литературы

Подбирать цитаты, материал по заданной теме

Производить сопоставительный анализ

Делать выводы, писать сочинения

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ


Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

Воспринимать текст литературного произведения

Выразительно читать(в том числе и наизусть) фрагменты произведений указанного периода

Характеризовать героя

Выявлять темы, образы и мотивы литературы данного периода

Характеризовать сюжет произведения, тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание


Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. (1ч.)

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.(1 ч.)Жизнь и творчество (обзор).Поэма «Корсар» Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие "байронического" героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

О. Генри.(1ч.)

Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов» Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

Рей Дуглас Брэдбери.(1 ч.)

«Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасностей на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Выявление уровня литературного уровня развития учащихся 7 класса. Задания на лето (1 ч.)


4

Воспринимать текст литературного произведения

Выразительно читать(в том числе и наизусть) фрагменты произведений указанной литературы

Характеризовать героя

Выявлять темы, образы и мотивы литературы данного типа

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗЕМЛИ ТЮМЕНСКОЙ

Личность П.П. Ершова и его сказка «Конёк-Горбунок» (1 ч.)

П. Ершов в воспоминаниях и письмах современников. Эпистолярное наследие писателя. Творческий путь П. Ершова. Сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»: поэтика заглавия, сюжет, фольклорная и литературная традиции, композиция, стиховая культура.

Тема детства в литературе Тюменского края (1 ч.)

(К. Лагунов, Ю. Афанасьев, С. Мальцев, А. Неркаги, Е. Айпин, Л. Лапцуй и др.)

Поэтика заглавия произведений. Сюжет путешествия. Образы детей. Мир взрослых.

Мотивы дружбы, мечты, слушания, единения, сиротства.Природный мир.

Классика литературы для подростков 2 половины XX в. (1ч.)

В.П. Крапивин.

Творческий путь писателя. Образ Тюмени в произведениях Крапивина.

Повесть «Колыбельная для брата»: сюжет, система персонажей, мотив дружбы, тема семьи, диалог и его функции, поэтика финала.

3

Воспринимать текст литературного произведения

Выразительно читать(в том числе и наизусть) фрагменты произведений указанной литературы

Характеризовать героя

Выявлять темы, образы и мотивы данной литературы

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


ИТОГИ ГОДА

3



Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.


Составление конспектов, прослушивание лекции

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые ч.ти художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • уч.твовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Критерии оценивания


УСТНЫЙ ОТВЕТ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

СОЧИНЕНИЯ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность ч.тей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между ч.тями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Материально-техническое обеспечение

Для учителя.


  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  6. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.

  7. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

  8. Литература.5-10 классы. Изучение творчества Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

  9. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. - 3-е изд , перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2010.

  10. Уроки литературы №6/2003,№4/2003.

Для учащихся.

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Козак О.Н. Литературные викторины. - С-Пб., 1998.

  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. - М, 1968.

  4. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

  7. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2000.

  8. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.

  9. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  10. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

1). Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

2). Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия

3). Использование интернет -ресурсов :

-http:/1september.ru

-http:/internet-scool.ru
- Мультимедиа энциклопедия.






© 2010-2022