Урок по творчеству Г. Тукая

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока

  1. Обучающая: ввести учащихся в художественный мир поэта, показать развитие творческой манеры Г. Тукая.

  2. Развивающая: помочь учащимся увидеть связь творчества национального поэта с эпохой и историко-литературным процессом. Прививать навыки краеведческой работы.

  3. Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности поэта.

План урока.

Содержание этапов урока:

  1. Организационный момент.

  2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению новых знаний.

  3. Этап усвоения новых знаний.

  4. Этап закрепления новых знаний.

Методы и формы урока:

  1. Приветствие.

  2. Установочные ориентации на уроке.

  3. Заочная экскурсия. Обзорная беседа. Выразительное чтение стихов.

  4. Слово учителя.

Ход урока.
(На экране портрет Г.Тукая, рисунок №1)

Слово учителя.

Дорогие ребята! В апреле 2014 года почитатели таланта татарского поэта Габдуллы Тукая отмечали 128-летие со дня его рождения. Это праздник для всех, кто любит поэтическое слово, любит книгу, это праздник для тех, кто любит наш Татарстан.

Сегодня мы совершим заочную экскурсию по дорогим сердцу поэта местам, чтобы отдать дань любви, уважения и признательности поэту, чье имя неразрывно связано с нашей землей, - Габдулле Тукаю.

(слова произносятся на фоне медленной татарской мелодии)

1-й экскурсовод.

(На экране карта Татарстана)

Перед вами карта Республики Татарстан. Это столица Татарстана - г. Казань. Примерно в 60 километрах от Казани находится поселок Арск. Арск - центр Арского района. (На экране демонстрируется рисунок №2) Именно в этом районе, в деревне Кушлавуч, в апреле 1886 г. в семье муллы Мухаметгарифа родился Габдулла Тукай, выдающийся татарский поэт. Здесь очень краткое время ребенка окружала родительская любовь. Но не прошло и 5 месяцев, как скончался его отец. Спустя примерно 2 года, его мать, Бибимамдуда, снова выходит замуж и уезжает, оставив сына на попечение бедной старухи Шарифы. Через некоторое время мать забирает мальчика к себе, в деревню Сасна, но, спустя год, в 1890 году умирает. Разлука с матерью, единственным источником света и тепла, естественно, потрясла малыша, оставила в его душе глубокую рану.

Когда уже пройдут годы, Тукай с горечью опишет это событие в своем стихотворении "Разбитая надежда". Послушайте отрывок из него.

Чтец.

И ее, мою подругу,
Холод смерти погубил,
Ту, которая улыбкой
Освещала жизни путь.
Мать моя лежит в могиле.
О страдалица моя,
Миру чуждому зачем ты
Человека родила?
С той поры, как мы расстались,
Стража грозная любви
Сына твоего от двери каждой
Яростно гнала.
Всех сердец теплей и мягче
Надмогильный камень твой,
Самой сладостной и горькой
Омочу его слезой.

1-й экскурсовод:

Второе пребывание Тукая в Кушлавуче приходится на 1894г. Он живет здесь в доме родственника около месяца перед отъездом в Уральск.

Расположение деревни и ее природное окружение вызывают в памяти строки из воспоминаний и стихов поэта, посвященных этому месту. Здесь сохранилась могила отца Тукая.

Чтец.

"Родная деревня".

Стоит деревня наша на горке некрутой
Родник с рекой студеной от нас подать рукой
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет,
Я помню, как бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и в сердце, родная сторона!

2-й экскурсовод.

Дом-музей Тукаевых в Кушлавуче располагается в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа. Он был открыт в 1996 г., хотя попытки создать музей по месту рождения Тукая начались еще в конце 50 г.

В экспозиции музея сделана попытка представить родительский дом поэта, его внутреннее мироустройство.

На мужской половине дома, которая имеет вид сельского мектебе, особое внимание уделяется тому, что Тукай и по отцовской и по материнской линиям происходил из рода мулл. В экспозиции показано значение деятельности мусульманского духовенства в просвещении народа.

Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где так много делалось умелыми и трудолюбивыми женскими руками. В углу комнаты находится массивная действующая печь, создающая в музее настоящее тепло домашнего очага. Рядом в витрине представлены личные вещи матери поэта.

1-й экскурсовод.

Музейный комплекс "Кырлай" в деревне Новый Кырлай Арского р-на был открыт в 1979 г.(до этого существовал небольшой общественный музей).(На экране демонстрируется рисунок №3)

После Кушлавуча на сиротском пути юного Габдуллы Тукая были деревни Сасна, Учили, (где жил дед по матери), два года жизни в Казани у приемных родителей, а затем- возвращение в Заказанье, в деревню Кырлай, куда привез его новый приемный отец, крестьянин Сагди.

Кырлай занимает особое место в жизни поэта.Здесь он осознал себя как личность.

"Начиная с этого момента, я считаю себя вправе говорить о своей жизни от 1-го лица… Именно в Кырлае открылись у меня глаза на мир…"

Здесь он впервые явственно и отчетливо пережил круговращение времен года и размеренность труда на земле, ощутил яркость веселого праздника Сабантуй. Из леса, из народных сказаний в душу Тукая вошел Шурале - образ приобретший удивительную власть над ним. Образ Шурале проходит через всю жизнь поэта, зарождаясь в детских впечатлениях, претворяясь в его поэзии, становясь своеобразной гранью его личности. Многие письма, статьи и произведения он подписывал именем Шурале.

С годами, став уже вполне городским жителем, Тукай все чаще и чаще возвращался в памяти и в творчестве в Заказанье, к поре детства, о которой писал:"Миг здесь кажется столетьем…" Это была "пора, вспоминаемая с грустью," и "карнавал существованья", время, которое вызывало не проходящее ощущение сиротства и рождало мечту о деревенском покое.

Чтец. "Родной земле".

Хоть юнцом с тобой расстался,
Преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.
Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня.
Пусть несчастным сиротою вырос в этом я краю,
Пусть томили униженья юность горькую мою,-
Времена те миновали, птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.
Хоть твои хлестали волны, челн мой не пошел на дно,
Хоть твое пылало солнце, не сожгло меня оно,
И поэтому я понял, край мой, истину одну,
Что душа рано приемлет и огонь твой, и волну
Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей.
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
И собаки, и бараны - вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.

2-й экскурсовод

Экспозиция Кырлайского музея показывает весь жизненный путь поэта. Среди экспонатов можно видеть прижизненные издания Тукая, вещи его друзей и родственников, мебель из Казанской гостиницы " Булгар".

Индивидуальность музея создает тема Шурале - в жизни и творчестве самого поэта, а также в судьбе его наследия: в музыке (одноименный балет Ф. Яруллина), в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике.(На экране демонстрируется рисунок №4)

Музей обладает значительной коллекцией произведений таких признанных художников как Б.Урманче, Ф.Аминов, А.Абзгильдин, Р.Загидуллин и др.

Мне хочется зачитать несколько строк из статьи Н.Юсуфзяновой "Первый музей", опубликованной в газете "Арский вестник".Н. Юсуфзянова - старший научный сотрудник литературно- мемориального музея Г. Тукая, заслуженный работник культуры РТ.

Пусть умру - народ запомнит имя скромное мое,

В этом цель моя, такою буду счастлив я судьбой.

Г. Тукай " К народу"

128 летпрошло со дня рождения достойного уважения и славы великого сына татарского народа Г.Тукая. А 15 апреля 2015 г .исполнится 102 года со дня смерти поэта.Чем дальше мы уходим от апреля 1913г.,тем ближе становится нам Тукай. Его личность, его место в истории кажутся еще более величественными.За это время в стране произошло множество событий, а имя Тукая, созвучное с этими событиями, открывалось с разных сторон.

Для того, чтобы понять богатое наследие Тукая, таинственность его духовного мира, нужно приехать в прославленный красотой природы Кырлай,вошедший в его творчество с детских воспоминаний любимого поэта, посетить музей с богатым наследием.

Первый музей в нашей деревне был открыт в начале 60-годов в уголке сельской библиотеки директором музея, дочерью обучавшего маленького Апуша в медресе наставника Х.Хабриевой.

Из самых уважаемых гостей 26 июня 1966 г. в музее были народный поэт Н. Назми, узбекский народный поэт Г. Гуляси, великий ученый из Финляндии Г.Дахер."

Много теплых слов можно услышать от посетителей музея Г. Тукая. А посещают музей, как вы могли убедиться, люди со всех уголков мира.

Известная пословица гласит: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Вероятно, ФаритВафин, преподаватель татарского языка Новокинерской школы-интерната, считает так же.Поэтому он и решил дать возможность побывать своим ученикам во всех 3 музеях Г.Тукая. Вот, что пишет он об этих поездках на страницах газеты "Арский вестник" (На экране демонстрируется рисунок №5) Можно включить видеозаписи из музеев.

Урок по творчеству Г.Тукая Урок по творчеству Г.Тукая

3-й экскурсовод (На экране демонстрируется рисунок №6)

Поэт жил в Казани дважды - впервые в детстве, а затем Тукай приехал сюда из Уральска после учебы в медресе, в 1907 году. " Светозарная Казань" притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой - газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственным Тукаю по мысли и духу. Семь лет творческой жизни Тукая - это беспрерывный подвиг, творческий подвиг.

В Казани Тукай жил необыкновенно деятельно, с нарастающим предчувствием приближения смерти. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь и завершилась его жизненная дорога. В апреле 1913 г. казанцы траурным шествием проводили поэта к последнему пристанищу на кладбище в Ново-Татарской слободе. (На экране демонстрируется рисунок №7)

Жизнь поэтов на земле всегда печальна и нередко коротка ; их души чутки, ранимы и одиноки - и боль сердца изливается в прекрасном слове …

На жизненной дороге великому поэту татарского народа Габдулле Тукаю было отмерено лишь 27 лет.

Уйдя из жизни в земном смысле, Тукай - поэт не оставил этот мир. Голос его продолжает звучать и находить отклик в родственных душах.

Стремление лучше услышать этот голос создает особое отношение к тем местам, где жил поэт.

Свою 7-летнюю творческую жизнь Тукай называет "наполовину недосмотренным сном" Недосмотренный, прерванный сон обычно вызывает чувство сожаления. Но Тукай ни о чем не жалеет, он радуется тому, что даже за столь короткий срок успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк,

около пятидесяти листов прозы!

В Казанском музее Габдуллы Тукая широко и объёмно показан жизненный путь поэта, путь его творчества.

11 июня 1986 г. на улице Тукаевской, в доме № 74, был открыт музей народного поэта Г. Тукая. Музей расположен в двухэтажном особняке конца 19 в.

(На экране демонстрируется рисунок №6)

В музее 6 залов: №1-"Детство Тукая", №2- "Жизнь и творчество Тукая в Казани", №3-"Тукай - певец дружбы народов", №4 - " Тукай и народное творчество", " Тукай- просветитель и педагог", №5 -"Тукай в наши дни", № 6 -"Мемориал".Особое место отведено личным вещам и прижизненным изданиям Тукая.Мемориальные вещи - бесценные реликвии музея. Среди них - подлинные фотографии Тукая разных лет и предметы, связанные с его бытом вечного скитальца. (На экране демонстрируется рисунок № 8) Фаянсовую шкатулку Тукай купил сестре Газизе на свой первый гонорар. В тюбетее из черного бархата он запечатлен на фотографии 1908 г., которая была сделана для сборника его стихов. Металлический стакан для карандашей связан сего посещением Петербурга. Плетеная дорожная корзина сопровождала поэта в многократных переездах …

В музее хранятся посмертная маска и подлинные фотографии похорон Тукая.

Учитель: (На экране демонстрируется рисунок №5)

Бессмертие поэта - в его стихах. Но каждое из мест, связанных с жизнью Тукая, каждый из музеев - хранитель памяти о нем - приближает его к нам.

Бывая в этих местах, видя природу, которая его окружала, вещи, которые ему принадлежали, мы совершаем воображаемое путешествие в памяти и во времени, пытаемся прикоснуться к жизни великого поэта и посмотреть на мир его глазами.

"Удивительная судьба.Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно переводит он Кольцова, Пушкина, Лермонтова и несет их в татарский народ. Проходит время. Теперь самого Тукая так же любовно и бережно переводят русские поэты и помогают ему выйти на мировой простор.(На экране портреты А.Пушкина и Г.Тукая)

Тукай…Много больших поэтов пришло в татарскую поэзию после Тукая. Однако их имена не затмили имени Тукая. Русский поэт Евгений Винокуров в статье о Пушкине говорит, что все мы идем от Пушкина - и те, кто согласен с ним, и те, кто отрицает его. Куда ни пойдешь - пройдешь по этому мосту. Даже если ты не согласен с ним, отрицаешь его - обойти не сможешь. Это непрерывная беседа всей литературы с Пушкиным.

"Я бы поставил Тукая на такое же место в татарской литературе. Касаясь развития современной татарской литературы, нельзя не обращаться к Тукаю. Тукай органически вошел в сегодняшний день. Вместе с нами идет Тукай на завоевание грядущих высот",- пишет СибгатХаким.

Пушкин… Тукай…Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.

Габдулла Тукай считал А.С. Пушкина своим учителем, хотел сделать для татарского народа столько же блага, сколько Пушкин сделал для русского.

"Ты, как солнце светел, Пушкин,
И как мир огромен ты!"
"Мой порыв, мои стремленья
С детских лет сродни твоим"
" Я б хотел с тобой сравняться".

Габдулла Тукай.

"Солнце русской поэзии" - А.С. Пушкин освещал путь очень многим великим поэтам, жившим в одну эпоху с ним и после него.

Путеводной звездой был он и для татарского народного поэта Г. Тукая, которому, как и Пушкину в русской поэзии, нет равного в татарской.

Чтец.

Г. Тукай "Пушкину"

Моя душа сходни с твоей, о Пушкин вдохновенный,
Неподражаемый поэт, единый во вселенной!
Деревья, камни, как меня твой стих привел в движенье.
Дарить восторг - не таково ль поэта назначенье?
Могу ли я не ликовать, твоим подвластный чарам?
Лишь тот поэт, кто жизнь творит, владея божьим даром.
Как солнце освещает мир, его моря и сушу,
Так всю, до дна, своим стихом ты озарил мне душу.
Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,
Вступил я в щедрый мой цветник,
Твоих плодов вкусил я.
Бродил я по садам твоим, стоял пред каждым древом,
Внимал я соловьям твоим, бессмертным их напевам.
Нисходит в душу чистый свет,
Свет правды неподобной
Да, памятник ты заслужил - живой, нерукотворный.
Стихи и повести твои влекут меня, сверкая.
Мне дела нет, что у тебя религия другая.
Моя душа сходна с твоей, но силы несравнимы.
О, как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый!

Творчество Пушкина имело огромное значение в становлении Г. Тукая как поэта и в совершенствовании его поэтического таланта.

Пушкина и Тукая роднит разнообразие поэтических мотивов, интерес ко всем явлениям жизни. Это любовь к родине, родным просторам, свободолюбивые настроения, тонкое и глубокое понимание природы, размышления о предназначении поэта и поэзии.

1-й чтец

Великие уходят…Вслед за ними, как звезды, новые восходят имена …
Народ мой, береги сынов- и ныне, и впредь - в нелегкие, крутые времена …
Тукай - язык мой. Равного не знаю.
Он - школа, свет, когда вокруг темно
К своим истокам, родина, к Тукаю,
Я верю - ты вернешься все равно

2-й чтец

Спеши к Тукаю, молодое поколенье,
Укрась цветами стройный пьедестал!
"Родной язык", его стихотворенье,
Его завет - народным гимном стал!
Бессмертно, как народ, родное слово.
Звучать ему и в праздник, и в беду.
Бежит, струится нить дороги новой,
А горы - вдаль зовут.
И я - иду.

С. Хаким.

Заключительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы заочно познакомились с тремя музеями Г. Тукая в Татарстане, узнали, что поэзия Пушкина была постоянным спутником Тукая от начала до конца его литературной деятельности. Русский поэт был для татарского поэта вершиной творческого гения, к которой он стремился всю жизнь. Постоянное и напряженное внимание Г. Тукая к творчеству классика русской поэзии А. Пушкина и настойчивое стремление овладеть всем богатством его художественного творчества позволили ему насвоей национальной почве достичь огромной высоты: стать своего рода Пушкиным в татарской поэзии ". Если Пушкин -"солнце русской поэзии", Г. Тукай -"солнце татарской поэзии".

Тукай ставил свое имя рядом с именами Пушкина и Лермонтова, подчеркивая этим свое достоинство как национального татарского поэта и свою большую близость к великой русской литературе.

Домашнее задание:

Учащиеся делятся на 4 группы.

Задание для 1-й группы: подобрать стихотворения Пушкина и Тукая о назначении поэта и поэзии.
Задание для 2-й группы: подобрать стихотворения Пушкина и Тукая о женщине.
Задание для 3-й группы: подобрать стихотворения Пушкина и Тукая о Родине.
Задание для 4-й группы на карточках.

Карточка.

Защита индивидуального проекта памятника Г. Тукаю.(словесное рисование).Биография Тукая - одна из драматичнейших биографий в истории мировой литературы.На первый взгляд -немного дорог исходил поэт. Его постоянные маршруты - деревни Кушлауч - Кырлай - Учили ; города Казань - Уральск.Снова Казань.Но сколько трагического уготовила судьба на этих недлинных дорогах!

В деревнях Кушлауче, Кырлае и г. Казани есть и музеи, и памятники Г. Тукаю, а вот в Училях и в Уральске таких памятников нет. Поэтому домашнее задание - создать словесный проект памятника Г. Тукаю в 1-м из этих населенных пунктов. Подготовиться к защите проекта памятника перед одноклассниками.

Памятка.

  1. Выбрать материал для фигуры и постамента, описать позу и место, где памятник будет стоять (памятник связан с окружающей средой, с пространством, а поза обычно отражает "момент" биографии, своеобразие личности, творчества и т. п.)

  2. Памятник должен быть узнаваем.



© 2010-2022