Мастер-класс на тему «Игровые технологии как средство формирования коммуникативных УУД»

Интеллектуальные игры очень популярны во всем мире, ведь они позволяют развивать словарный запас, воображение, смекалку. Словесные командные игры подходят для большой компании, ими легко занять школьников на нужное время. Но главное их достоинство – развитие коммуникативных навыков: они позволяют научиться общаться легко и свободно, а главное – делают это в форме игры. Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции.   Интеллектуальные и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Игровые технологии как средство формирования

коммуникативных УУД»

Дата проведения: 31.10.2014 г.

Автор: Наталья Алексеевна Морозова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Новопетропавловская СОШ»

Мероприятие: методический семинар Новопетропавловского ТШО по теме «Формирование коммуникативных УУД на уроках и во внеурочное время в основной школе»

Участники: педагоги школ, входящих в Новопетропавловское ТШО: МКОУ «Яснополянская ООШ», МКОУ «Песчано-Колединская СОШ», МКОУ «Новопетропавловская СОШ»

Интеллектуальные игры очень популярны во всем мире, ведь они позволяют развивать словарный запас, воображение, смекалку. Словесные командные игры подходят для большой компании, ими легко занять школьников на нужное время. Но главное их достоинство - развитие коммуникативных навыков: они позволяют научиться общаться легко и свободно, а главное - делают это в форме игры.

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать (коллективные игры). Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза).

В Новопетропавловской школе нет дополнительных занятий, которые бы целенаправленно развивали коммуникативные навыки. Школьники учатся грамотно общаться только на уроке. Между тем умение объяснить что-либо так, чтобы тебя поняли, очень важно не только в учебе, но и в жизни.

Вторая сторона проблемы - это недостаточное количество языковой практики. Даже тот, кто знает родной язык на «4» и «5», не всегда может высказать свои мысли, правильно произнести даже самые простые слова.

Использование игротехники поможет обучающимся овладеть лексикой на более высоком уровне, развить разговорную речь. Вариант игры «Alias» поможет всем, кто будет играть в нее, научиться четко излагать свои мысли, объяснять их, позволит с пользой, а главное, весело провести время.

Существует великое множество настольных игр. Начиная с древнейших времен, люди придумывали все более изощренные способы борьбы со скукой. В этой борьбе и родились такие знаменитые игры, как маджонг или го.

По функции настольные игры делятся на несколько видов. Хотя исследователи замечают, что досуговая, коммуникативная, обучающая и азартная составляющие присутствуют во всех играх. Тем не менее, такая классификация является одной из наиболее распространенных:

  • Развлекательные настольные игры

  • Азартные игры

  • Обучающие игры

  • Головоломки

  • Коммуникативные игры (игры для общения)

Изучив, ряд классификаций, мы смогли сделать вывод об игре «Alias».

«Alias» принадлежит к очень популярному классу словесных командных игр. Как следует из названия (которое можно дословно перевести как «другое имя»), игрокам предстоит придумывать и вспоминать синонимы и ассоциации для самых различных слов.

«Alias» - это кооперативная игра с неограниченным количеством участников. В нее, как и во многие другие игры подобного плана, можно играть в больших компаниях (классах), совершенно не опасаясь, что кто-то из игроков заскучает и «выпадет» из процесса. Разнообразие заданий и большое количество карточек со словами позволяют не повторяться очень долгое время.

«Alias» отлично развивает словарный запас и коммуникативные навыки, а потому обычно рекомендуется для детей. «Alias» используется и в качестве семейной игры. Расширение лексикона, умение быстро находить верные пути объяснения слов и навыки выбора верных вариантов для объяснения собеседнику - это базовые условия для успешной коммуникации, а значит, игра просто необходима для всех детей, которые в будущем выберут творческие или интеллектуальные профессии.

Что же нужно, чтобы сыграть в «Alias»?

Игра в «Alias» ведется командами: задача команды заключается в том, чтобы максимально быстро разгадывать то, что написано на карточках заданий (в разработанной нами игре обычно около 100 таких карточек, на которой в общей сложности 800 слов). Один из игроков команды берет карточку - и начинает как можно быстрее и точнее объяснять слова на ней. Чем больше заданий решается за определенный промежуток времени (обычно - за минуту), тем больше очков зарабатывает команда. Можно использовать синонимы или антонимы слов, но не однокоренные конструкции.

Цель моего мастер-класса:

  • ознакомить вас с теорией данной игротехники;

  • показать технологию проведения игры;

  • формировать умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей;

  • формировать умение в процессе коммуникации достаточно точно передавать партнеру необходимую информацию.

Для проведения игры «Alias» необходимо подготовить следующий материал: игровые карточки (мы подготовили 100, их может быть больше), игровое поле, секундомер или песочные часы, игровые фишки.

Для начала сформируем команды. Каждая команда ходит поочередно. Члены команды по очереди выходят к доске и объясняют слова своим партнерам. Какие слова нужно объяснять? Каждая карточка содержит 8 слов, а на игровом поле клетки пронумерованы от 1 до 8. Номер слова, которое нужно будет выбрать для объяснения, определяется положением фишки команды на игровом поле. В начале игры номер слова называют члены вашей команды. Перед началом раунда возьмите 10-15 карточек из стопки.

Ваша цель - вы должны объяснять слова партнерам по команде, не называя само слово. Используйте синонимы, антонимы и другие подсказки, чтобы члены вашей команды смогли как можно быстрее назвать соответствующее слово. Команда может передвигать фишки по игровому полю на столько шагов, сколько слов она отгадала за то время, пока сыплется песок в часах. Команда, которая первой достигнет финиша, становится победителем.

Объяснение слов! Переверните песочные часы и начинайте объяснять слово под соответствующим номером. Когда команда отгадывает слово, Вы кладете карточку на стол и объясняете новое слово под тем же номером из следующей карточки и т.д. Во время объяснения

  • нельзя использовать ни само слово, ни даже его часть. Например, «влиятельный», ни в коем случае нельзя объяснить как «имеющий влияние».

  • Необходимо, чтобы команда назвала слово именно в той форме, в которой оно написано на карточке. То есть, если это слово «бегать», то «бежать» не принимается в качестве правильного ответа.

Ошибки во время объяснения:

  • Если вы случайно назвали часть слова, то отложите карточку в сторону, это будет означать, что в конце раунда будут начислены минусовые очки.

  • Также отнимаются очки за слова, которые Вы пропустили, потому что не смогли объяснить.

Конец раунда. Когда заканчивается время, игроки кричат «СТОП!». Если в этот момент Вы объясняете слово и оно еще не отгадано, то оно становится доступным для всех. Первый из игроков, назвавший его, получает право передвинуть фишку на одну клетку вперед.

Игра окончена, когда все игроки попали в Финишную Зону! Игрок, находящийся ближе всего к Площади Победы - победитель!

Игра окончена, когда один из игроков достиг Площади Победы. Если кто-то из игроков достиг Площади Победы до того, как все остальные вошли в Финишную Зону, он выигрывает!

А теперь давайте поиграем.

Перед вами вопрос, на который я предлагаю вам ответить, поставив галочку возле того ответа, который кажется вам более подходящим.

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации,

  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.),

  • трудности в общении.

Выскажите свое мнение о данной игротехнике. Где в своей работе вы могли бы использовать данную игротехнику?

В своей работе я исполььзую данную игротехнику во внеурочной деятельности, на элективном курсе «Настольная интеллектуальная игра как способ изучения гуманитарных предметов» и в проектной деятельности.

В 2013-2014 учебном году ученицами 9 класса (под моим руководством) был создан свой вариант словесной командной игры «Alias» на английском языке. Этот проект защищался на секции «Социальные и практико-ориентированные проекты» в рамках V школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Из 9 представленных работ наш проект занял первое место. В этом году мы планируем выступить с данной работой на III районной научно-практической конференции.

Формирование коммуникативных навыков - процесс долгосрочный. Я думаю, что увидеть истинные результаты проводимой работы можно будет в мае 2016 года, когда нынешние десятиклассники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Хотя одним из показателей могут стать и результаты ОГЭ прошлого года, когда все обучающиеся показали положительные результаты.

Что дает мне эта игротехника. Проведенное в октябре этого года педагогом-психологом тестирование «Оценка уровня общительности» среди обучающихся 10 класса показало, что все они коммуникабельны (100%). Хотя степень коммуникабельности у всех разная.

50 % - общительны, любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них затруднения. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя уверенно, раскрепощенно. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.

33 % - весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Этим учащимся не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

17 % - нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время шумные компании, экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.

Голландский философ Йохан Хайзенга во многом прав, говоря, что «человек всегда будет стремиться играть», а потому и настольные игры всегда будут видоизменяться и совершенствоваться.

Спасибо за внимание!


© 2010-2022