Урок по русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русской литературе «Я, конечно, вернусь…»

Цели:

  • показать важнейшие составляющие художественного мира В. Высоцкого, черты его индивидуальности;

  • рассмотреть тематическое разнообразие и эстетическое единство его произведений;

  • осмыслить авторскую концепцию мира и человека;

  • нравственное воспитание учащихся.

Оборудование:

  • портреты и фотографии поэта,

  • сборники стихотворений,

  • записи песен,

Звучит песня «Я не люблю" (музыкальный эпиграф к уроку).

Форма урока: урок - альманах

Ход урока

Учитель: Говорят, что у каждого времени - каждые 15 - 20 лет - есть певец, который поёт арию большинства. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха. (Слайд 1-4)

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телеспектаклях, 8- в радиоспектаклях. (Слайд5,6 )

Поэтическое творчество В. Высоцкого отличается широким тематическим диапазоном и жанровым разнообразием.

Свои первые песни Высоцкий писал только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании.

Ранние песни В. Высоцкого были немного уличные и хулиганские. Самую первую симпатию Высоцкий вызвал как раз тем, что его задиристые куплеты не походили на то, что люди слышали в эфире. И эти насмешливые, иронические монологи без малейшей помощи средств массовой информации разлетались по стране. ( Слайд 7,8)

Учитель: Мы открываем первую страницу альманаха, которая называется «Песни о войне 1941 - 1945 гг» ( Слайд 9)

Звучит песня В. Высоцкого "Он не вернулся из боя"
- Дайте смысловой анализ художественного текста.
- Какие мотивы и образы присутствуют в тексте?

Владимир Высоцкий не был на фронте, так как родился в 1938 году. Он был ребёнком, когда началась война, но он вырос в семье военного, а поэтому знал многое о войне.
Звучит песня В. Высоцкого "Братские могилы"
Этой песней Высоцкий неизменно начинал все свои выступления.
- Какова основная мысль данной песни? Какие чувства вызывает?

Ученик: Вслушиваясь в проникновенные строки стихов о войне, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой "все судьбы с путями скрестились":

И крики "ура!" застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Шесть раз занимали мы ту высоту,
Шесть раз мы ее отдавали.
А может ее стороной обойти.
Да что мы к ней так прицепились?!
Но, видно уж точно все судьбы - пути
На этой высотке скрестились.

Ученик: Как будто он сам, тяжело раненый, лежал в госпитале:

И однажды, как в угаре,
Тот сосед, что слева, мне
Вдруг сказал: "Послушай, парень,
У тебя ноги-то нет..."

Ученик: Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину:

Я успеваю улыбнуться,
Я вижу, кто идет за мной.
Мы не успели ... оглянуться,
А сыновья... уходят в бой.

Ученик: Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал себе самое сокровенное желание - "выйти живым из боя" и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уже решил, миновала беда.
И удалось отвертется...
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце...

Учитель: Вторая страница нашего альманаха «Любовная лирика»

В нем существовало одновременно несколько людей, и среди них, как равный с поэтом, мастером, авантюристом, мудрецом и лицедеем, жил ребёнок, доверчивый и ранимый, дерзкий и застенчивый. Он был любим и дорог многим, сам влюблялся, был трижды женат. А следующие строки как нельзя ярче и точнее выражают его отношение к любви:

«Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу - и, значит, я люблю!

Я люблю, и, значит, я живу!»

Величайшим счастьем и благом для поэта оказалась любовь к французской актрисе, русской по происхождению, - Марине Влади.

Звучит песня «Я несла свою беду»

Ученик: С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм "Колдунья" с ее участием. Во время очередного приезда в Москву Марина побывана в театре на Таганке. Ей очень понравилась игра молодого, но очень талантливого и уже популярного актера Владимира Высоцкого в спектакле "Пугачев". После ужина в ресторане Высоцкий увез Марину к другу и весь вечер пел для нее свои песни под гитару.

Марина Влади - русская и по отцу, и по матери. Ее настоящая фамилия Мария Катрин Владимировна Полякова-Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества - Марина Влади - мировна. (Слайд 10)

Большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально - поэтических произведений, которые обогатили его песенное творчество.

Звучит песня "Лирическая"

Ученик: Любовь окрыляет Высоцкого, и он посвящает Марине все новые и новые стихи.

Мне каждый вечер зажигает свечи
И образ твой окуривает дым…
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

1 декабря 1969 года они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины тоже. Положение осложнялось еще и тем, что Влади жила и работала в Париже. Их соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви.

Люблю тебя сейчас
Не тайно - напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю;
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.

Звучит песня "Она была в Париже"

Учитель. Третья страница называется «Песни о спорте» (Слайд 11)

Учитель: На концертах Высоцкий часто пел о спорте, Никто из поэтов не уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так, - боксом, акробатикой. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта.

У него есть песня "Профессионалы", которую он написал после игры СССР - Канада в хоккей, когда сборная СССР стала в пятый раз чемпионом мира. Эта песня стала любимой у хоккеистов:

Профессионалам - отчаянным малым,
Игра - лотерея, - кому повезет.
Играют с партнером - как бык с матадором, -
Хоть, кажется, принято наоборот.

Ученик: "Песенка про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастье, он все время переступает доску, от которой отталкиваются, - и у него рекорды не засчитываются.

Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер завопил?
Просто восемь сорок результат, -
Правда, за черту переступил.
Ой, приходится до дна ее испить -
Чашу с ядом вместо кубка я беру.
Стоит за черту переступить -
Превращаюсь в человека - кенгуру.

Ученик: "Песня о штангисте" - это не шуточная песня - она лирико-комедийная. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий хотел сначала написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

Пытаются противники
Рекорды повторить,
Но я такой спортивненький
Что страшно говорить.
Но затем передумал, и песня получилась более серьезная.
Не отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга -
Вечный мой соперник и партнер.
Такую неподъемную громаду
Врагу не пожелаю своему -
Я подхожу к тяжелому снаряду
С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
Мы оба с ним как будто из металла, -
Но только он - действительно металл.
А я так долго шел до пьедестала,
Что вмятины в помосте протоптал.

Учитель: Следующая страница - «Философские песни (песни-баллады)» (Слайд 12 ).

Звучит песня В. Высоцкого "Бег иноходца"
- Какова основная мысль этого стихотворения - песни?
- Какой второй, тайный смысл содержится в песне о конских бегах? (Ответы учащихся).
"Иноходец" - иной, другой, не такой. Герой живет и действует не как все и только таким путем может прийти к общей цели.

Учитель: Высоцкий восстает не против Советской власти, не против политической системы. Он никогда не был диссидентом, антисоветчиком, он всегда был не только русским, но и советским патриотом. Он восстает против того, что эта власть лишает его свободы творчества, независимости поведения и мышления. Но, несмотря на лояльность Высоцкого к существовавшему строю, власть всячески пыталась затруднить доступ стихов и песен Высоцкого к читателям. При его жизни было опубликовано лишь одно его стихотворение в альманахе 1975 года "День поэзии".

У В. Высоцкого есть несколько десятков песен-баллад. Глубокие, верные, тонкие, точные, они удивляют своей неожиданной философской глубиной, гуманизмом и даже поэтическим талантом.


Звучит баллада "Притча о Правде и Лжи".
- Дайте определение притчи.
- Как вы поняли сюжет баллады?
- Каковы исторические корни сюжета о Правде и Лжи?
- Какой постулат провозглашает поэт? ("Правда со временем восторжествует" - данный постулат, отражает общечеловеческую веру в конечную и безусловную победу правды).

Ученик: Как у каждой творческой личности, у Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку.

Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие "почитатели" его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. Как бы в отместку он написал песню "Слухи":

Закаленные во многих заварухах,
Слухи ширятся, не ведая преград.
Ходят сплетни, что не будет больше слухов совершенно,
Ходят сплетни, будто сплетни запретят.
Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам,
А беззубые старухи их разносят по домам.

Учитель: Последняя страница - «Политические песни» (Слайд 13 )

Сейчас мы послушаем песню, написанную Высоцким в 1968 году во время съемок кинофильма "Хозяин тайги". Валерий Золотухин назвал этот период творчества Высоцкого его болдинской осенью. А вот слова другого современника Высоцкого: "Володя терпеть не мог охотников. Он говорил мне об одном нашем общем приятеле: "Такой хороший парень, а убивает…Давай уговорим его, чтоб не убивал".

Слушаем песню "Охота на волков".

  • Как вы поняли: на кого идет охота и кто эти охотники?
    (Охота идет на инакомыслящих со стороны идеологов власти. Стихотворение отражает конфликт Высоцкого с бездушной социальной системой, догматической тоталитарной идеологией. Высоцкий как человек и поэт был частью той литературы, что несла читателям подлинные ценности, была и противоядием, и противодействием, и нравственной опорой.).

  • Как бы вы определили интонацию заключительных строк: "Я из повиновения вышел!"?
    (Это интонация торжества. Высоцкий верит, что "силу подлости и злобы одолеет дух добра" (Б.Пастернак).

Ученик: Песни Высоцкого чем-то похожи на роли, он сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. И делал все так талантливо и убедительно, что иные его путали с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и восторгались. Люди считали, что он в свое время горел в танке, воевал в штрафбате, шоферил на Полярном Урале, "срок тянул на Колыме". А Высоцкий будто бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену и пел свои песни-роли. И это были уже не роли, а целые пьесы со своими характерами, конфликтами, сюжетом.

Ученик: Свое последнее стихотворение Высоцкий написал за 5 дней до смерти. Он читал его всего один раз Марине Влади.

Ученик читает стихотворение "И снизу лед, и сверху - маюсь между"

Ученик: Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от инфаркта в больнице, а в это время полным ходом в Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы спортсменов, Только на Таганке висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов, люди прощались с Владимиром Высоцким.(Слайд 14,15,16)

12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится из стягивающих его пут. Над ним гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о лучшей его песне.

Звучит песня "Кони привередливые"

Ученик: Сегодня о Высоцком много пишут, выходят его книги, диски. Альпинисты называют его именем труднодоступные горные вершины. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах в годы Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, кинолентах, а главное, в памяти людей.

Ученик:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, авва отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь?

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Знакомство с творчеством Высоцкого состоялось, говорить о нем, слушать его песни можно не один урок, но мне хочется надеяться, что теперь каждый из вас обретёт «своего» Высоцкого, выберет те его произведения, которые понравятся больше других, потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

В песнях Высоцкого есть то, что нужно в трудную минуту - неистощимая сила, непоказная нежность и размах души.

Список использованной литературы:

  1. Владимир Высоцкий. Нерв: Стихи. - Алма-Ата: Онер, 1989. - 192 с.

  2. Влади М. Владимир, или Прерванный полет / Пер. М. Влади и Ю. Абдуловой. - Алма-Ата: Жазушы, 1990. - 176 с.

  3. Кулагин А. Высоцкий и другие: Сб. статей. М., 2002.

  4. Сушко Ю.М. Владимир и Марина. - М.: Вагриус, 2006.

Материалы с интернет сайта, использованные в разработке урока:

  1. Сценарий литературного кафе для старшеклассников "Я, конечно, вернусь…" (по творчеству В.Высоцкого), учитель русского языка и литературы Новичкова Ольга Владиславовна.

  2. Литературно - музыкальная композиция «Посвящение Владимиру Высоцкому» ,Смольникова Наталья Николаевна.

  3. «Авторская песня: В. С. Высоцкий»- сценарий урока литературы

    для учащихся 10 - 11 классов, Чугунова Наталья Петровна,



© 2010-2022