Урок-практикум по русскому языку в 9 классе

Урок-практикум состоит из 4 разделов: конспект урока,презентация, карточки,тест. Позволяет обобщить изученный материал, систематизировать знания по теме "Сложноподчинённое предложение", формировать умения отражать строение СПП в схемах, закрепить умения видеть в предложениях главную и придаточную части, отработать навыки постановки знаков препинания в СПП.  Способствует развитию логического мышления,  умения доказывать свою точку зрения и отстаивать её,  умения работать сообща в парах и группах....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-практикум (2 часа)

Тема: «Сложноподчинённое предложение» (9 класс)

Цели:

Образовательные: обобщение знаний по теме, формирование умения отражать строение СПП в схемах, закрепление умения видеть в предложениях главную и придаточную части, отработка навыка постановки знаков препинания в СПП;

Развивающие: развитие логического мышления, умения доказывать свою точку зрения и отстаивать её;

Воспитательные: воспитание коммуникабельности, умения работать сообща в парах и группах.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, доска, карточки. Класс поделён на 4 группы по 6 человек.

Ход урока:

I. Оргмомент. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Нам необходимо:

Знать: главные признаки СПП, средства связи придаточного предложения с

главным.

Уметь: находить главное и придаточное предложения, определять средства

связи придаточного предложения с главным, конструировать СПП.

(Дети записывают тему урока.)

II. Работа с текстом. (Текст написан на доске.)

- М…л…сердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего - это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (По Д. Лихачёву).

Беседа.

  • Прочитайте выразительно текст.

  • Какова тема и основная мысль текста?

  • Какие ключевые слова отражают тему текста?

  • Разберите первое слово по составу.

  • Запишем в тетрадь два предложения и сравним их.

Лицо человека, часто искажающееся злобой, становится безобразным.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

  • Отличаются ли эти предложения по смыслу?

  • А по структуре? Докажите.

  • Определите тип сложного предложения.

  • Есть ли ещё в тексте СПП?

  • Какие предложения называются сложноподчинёнными?

  • Какие группы СПП вы знаете?

III. Презентация « СПП» (См. файл). Учитель (или подготовленный ученик) представляет презентацию, состоящую из 5-ти слайдов, рассказывает о структуре СПП, средствах связи и видах придаточных.

IV. Схематический диктант

- Начертите схемы прочитанных предложений. Определите вид придаточного.

1. Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение.

( Когда…), [ ]. - СПП с придаточным условия.

2. Назначение человека именно в том, чтобы делать добро.

[… ук.сл.], ( чтобы…). - СПП с придаточным изъяснительным.

3. Там, где умный убеждает словами, дурак действует кулаками.

[ Там, ( где…), … ] . - СПП с придаточным места.

4. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

( Когда…), [ ]. - СПП с придаточным условия.

5. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

[ ], ( ибо…). - СПП с придаточными причины.

6. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

[…сущ, ( которые…), …]. - СПП с придаточным определительным.

( Дети в тетрадях строят схемы данных предложений, затем от каждой группы к доске выходят по 1 человеку, перечерчивают эти схемы, остальные проверяют).

V. Тест « Строение СПП» (См. файл). Ребята работают в парах на компьютере, проверяют знания по строению СПП.

VI. Задание «Найди пару»

- Перед вами главная и придаточная части предложений. Найдите пару для каждой части, стрелками соединив их. Определите вид придаточного.

Главная часть

Придаточная часть

1. Не осуждай

1. Где упадёт яблоко,

2. Надо много пережить

2. чтобы ночью твой сон был спокоен.

3. Поступай днём так

3. что всё будет хорошо.

4. там вырастет яблоня.

4. которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти.

5. Берегись такого слова

5. чтобы стать человеком.

6. Я уверен

6. пока не выслушаешь обе стороны.

Ребята работают в парах, осуществляют взаимопроверку, затем обсуждают правильные ответы в группах. Когда вся группа будет готова, получают у учителя ключ к ответу, выставляют оценки в «Лист контроля»


1 - 6

4 - 1

2 - 5

5 - 4

3 - 2

6 - 3

Ключ к ответу:


VII. Работа с карточками № 1 - 5. ( См. файл ). Работают так же, как в предыдущем задании: сначала в парах, затем в группах.

VIII. Подведение итогов.

IX. Домашнее задание.

«5» - упр. 207

«4» - упр. 202

«3» - упр. 200


© 2010-2022