- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер-класс на тему: «Использование технологии критического мышления как метода, направленного на развитие личности ученика»
Мастер-класс на тему: «Использование технологии критического мышления как метода, направленного на развитие личности ученика»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пустарнакова О.А. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Подготовила: учитель русского языка и
литературы,
МОУ СОШ имени Всеволода
Павловича Сергеева с Родничок,
Пустарнакова Оксана Анатольевна.
Мастер-класс « Использование технологии критического мышления как метода, направленного на развитие личности ученика».
Эпиграф
Увидеть новое - большая заслуга. Увидеть
новое и не пройти мимо - заслуга не меньшая.
Напротив - большая.
Д.С. Данин
Критическое мышление, по мнению американских ученых Ж. Пиаже и Л. Выготского - это поиск здравого смысла (как поступить логично, с учетом своей точки зрения, а также других мнений) и отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление? - Это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
- принимать независимые продуманные решения.
Ход занятия:
-
Подготовительно-организационный:
-
Приветствие, вступительное слово.
Рада всех приветствовать! Важно в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей.
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой - стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой - человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
- Какое оно сильное, могучее, вечное - море.
А человек с холодным сердцем сказал:
- Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
- Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
- Где ты видишь прекрасный цветок? - удивился человек с холодным сердцем. - Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
- Да, камень, но там, внутри, цветок розы, - возразил человек с горячим сердцем. - Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
- Да, крепкий камушек….
В.А. Сухомлинский
- А вам приходилось видеть красоту на своем пути?
- Как вы думаете, уважаемые коллеги, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
- Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту русского языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.
2) Определение целей и задач мастер-класса.
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.
Задачи мастер-класса:-
создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространение педагогического опыта.
Проведение подобных уроков проходит три стадии.
1 стадия- стадия вызова.
На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения. Я на этой стадии предлагаю поверить домашнее задание учащимся , используя сорбонки.
2 стадия - осмысление содержания.
Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.
Одним из методических приемов, который можно использовать в групповой форме, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные действия учащихся.
Тема урока: «Роль родного языка в жизни людей».
Необходимо заполнить фишбоун.
Прием «Кластер»
У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки. Поэтому можно предложить ребятам оформить свою информацию - составить кластеры. Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой или которые уже выбрал из текста. Это дает общее представление учащихся о герое, предмете.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением формы критического мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Составление кластера : «Русский язык».(используя имена прилагательные)
Составление синквейна: «Лингвистика»
Форма : «Письмо по кругу». Интересны задания творческого характера. Уважаемые коллеги, необходимо написать письмо, используя наш могучий русский язык.
Нужно составить текст, читая только последнее предложение на тему : Однажды на море…»
3 стадия - рефлексия.
Особенно интересны виды работ на третьей стадии:ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).
Использование бортового журнала.
Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали.
И хотелось бы завершить мастер- класс словами: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»