И. А. Крылов – великий русский баснописец

Урок-обобщение на тему: «И.А. Крылов - великий русский баснописец» в  5 классе.  Цель урока:  обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Задачи урока включают в себя образовательные, развивающие и воспитательные формы обучения.        Использованы следующие методические приемы: урок-игра, тренировки развития речи, воспитание интереса к классической литературе, развитие способностей вычленения основной морали и тематики предложенных текстов. Обору...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: И.А.Крылов - великий русский баснописец. (5 класс)

Тип урока - урок-обобщение

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить знания учащихся о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности ( развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание интереса к классической литературе.

Методические приемы: выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста, игра, викторина.

Оборудование: интерактивная доска, фонохрестоматия, презентация, учебники, рабочие тетради, сборники басен Крылова.

1.Слово учителя с использованием презентации

Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Басни Крылова». Давайте вспомним кто же такой Иван Андреевич Крылов.

И.А.Крылов родился13 февраля 1769 г. Он является великим русским баснописцем.

Басня - небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни - назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, басня имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Основной художественный приём - иносказание (аллегория - изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству: например, лев - сила, власть или царственность, заяц - трусость и т.п..). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются:

  • диалог;

  • просторечная лексика;

  • особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

2.Конкурс «Найди пару»

Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что мы знаем о баснях Крылова. Для этого мы проведем конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения - 3 минуты.

Например:

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ОСЁЛ

МУЖИК

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

3.Слайд-шоу. Работа с интерактивной доской.

И.А.Крылов очень известен. Обратите внимание на доску, сколько знакомых вам басен.

4.Работа с текстом

Давайте прослушаем басню «Свинья под дубом».(Использование фонохрестоматии. Читает басню А.Колган.)

Анализ басни ведется по вопросам:

  • Интересна ли басня?

  • Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой?

  • Кто такой невежда?

  • Объясните аллегорию басни

  • Можно ли сказать, что автор осуждает свинью?

  • Какая интонация звучит в реплике Дуба?

  • Актуальна ли мораль басни в наше время?

  • Чему вас научила эта басня?

Давайте прочитаем басню «Ворона и лисица» и ответим на вопросы:

  • Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?

  • Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр?

  • Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение?

  • В чём заключается глупость вороны?

  • Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной?

  • В чём смысл басни?

  • Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

  • Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

5.Слово учителя

Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк. Именно за его талант и трудолюбие его уважали и ценили писатели и поэты. Послушайте, что о Крылове говорит К.П.Вяземский:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта наша быль.

И не забудут этой были

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

6.Опережающее задание

Выразительное чтение по ролям басни «Волк и ягненок».

Слова автора читает Амантаев Ризат

Слова волка -Свинцицкий Владислав

Слова ягненка - Кулаковская Виктория.

  • Какова мораль басни?

  • Что олицетворяет собой волк? А ягненок?

7.Проведение викторины по басням Крылова:

1.В какой басне звучат слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ?(Ворона и лисица)

2.У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (Стрекоза)

3.Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (козел, осел, мартышка да косолапый мишка)

4. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (За слоном)

5.Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк)

6.Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?(Кукушка и петух)

7.Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!». (Волк и ягненок)

8.Закончите фразу: «Ай, Моська! Знать, она сильна ……»(Коль лает на слона)

9.Закончите фразу: «Ворона каркнула во всё воронье горло…» (Сыр выпал и с ним была плутовка такова)

10.Закончите фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь …..»(Все в музыканты не годитесь)

11.Закончите фразу: «Когда в товарищах согласья нет…»(На лад их дело не пойдет)

12.Закончите фразу: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…» (За то, что хвалит он кукушку)

13.Закончите фразу: «Ты всё пела. Это дело…» (Так давай же попляши)

8.Домашнее задание

Нарисовать рисунок к понравившейся басне Крылова.

Прочитать 2-3 басни на выбор.

9.Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Какая из басен Крылова вам понравилась более всего?

  • Почему басня, как жанр, сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?

Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.



© 2010-2022