Конспект урока по русскому языку Главные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияКонспект урока по русскому языку Главные члены предложенияТема урока: Главные члены предложения.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока: 1) образовательные:

  • Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации

  • Перевести знания и умения в навыки определять грамматическую основу предложения

  • Создать условия для применения знаний в различных лингвистических ситуациях

2) воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться друг с другом и в коллективе

  • Воспитывать ответственность и аккуратность в работе

3) развивающие:

  • Развивать познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение данной темы

  • Развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выход из спорных ситуаций

  • Развивать потребность в речевом общении

  • Развивать память и логическое мышление

4) метапредметные:

  • Умение определять и формулировать тему урока

  • Умение слушать собеседника и вести диалог

  • Умение слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы

  • Овладевать действиями сравнения, анализа. Синтеза, обобщения, построения рассуждений

  • Развитие способностей к творческому мышлению

  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • Совместно работать в парах





План урока.

I Оргмомент

  • Какой раздел лингвистики изучаем?

  • Что изучает синтаксис?

  • Над какой темой синтаксиса работаем?

  • Что называется предложением?

II Актуализация

Запись на доске:

В зелёной траве

Жёлтой акации

Заливались цикады

Похожей на шёлк

Дикого крыжовника

В кустах акации

6-1=5



  • Посмотрите на запись на доске, рассмотрите схему к записи, сформулируйте задание.

(Из 6 групп слов исключить одну)

  • По какому признаку будем исключать слова?

( 2 слова не являются словосочетанием, это подлежащее и сказуемое)

III Формулирование учащимися темы и целей урока

  • Исходя из своих заключений, сформулируйте тему урока.

(Подлежащее и сказуемое-это главные члены предложения, значит, тема урока - главные члены предложения)

  • Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.

(Узнать, что выражают подлежащее и сказуемое, какими частями речи они могут быть)

IV Первичное усвоение материала

  • Используя все словосочетания, записанные на доске, и то сочетание слов, которое словосочетанием не является, составьте предложение и запишите его.

(В зелёной траве, похожей на шёлк, в кустах жёлтой акации и дикого крыжовника заливались цикады.)

  • Выделите в предложении подлежащее, поставьте к нему вопрос.

  • Что обозначает подлежащее в предложении?

  • Чем выражено подлежащее?

  • Найдите сказуемое. Поставьте к нему вопрос.

  • Что обозначает сказуемое?

  • Какой частью речи выражено?

V Осознание и осмысление учебной информации

  • Обобщите свои выводы о подлежащем и сказуемом в порядке ваших рассуждений.

  • Проверьте свои выводы по учебнику, параграф 32, 33



  • Найдите в предложении слова, в которых встретились согласные, не имеющие пары по твердости-мягкости.

(Й, Ж, Ш, Ц)

  • Объедините слова из предложения по видам орфограмм.

  1. Безударное окончание прилагательных: зелёной, похожей, жёлтой.

  2. И после Ц: акации, цикады.

  3. О-Ё после шипящих: шёлк, желтый, крыжовник.



  • Найдите в этом предложении слово, в морфемах которого одинаковое количество букв.

(дикого)

VI Первичное закрепление учебного материала

  • Прочитайте пары предложений в упражнении №1, рассмотрите схему, сформулируйте задание.

Упражнение 1.

  1. И.В.Мичурин всю жизнь работал в саду, изучал растения, выводил новые сорта. Им была выращена смородина с вишню.

  2. В Древней Греции ветры называли «птичьими». Во время перелёта все небо было покрыто массой птиц.

Ч.Р.?

- - - - - - - - - - - - - - - - -

(Преобразовать предложения так, чтобы дополнения стали подлежащими. Определить, какой частью речи они выражены.)

  • Самостоятельна работа:

Запишите предложения в тетради.

VII Словарная работа

  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово в 1-ом предложении. В нем есть ярко выраженный признак русского языка.

(Смородина)

  • Это слово образовано суффиксальным способом от слова «смород». Назовите его славянское звучание. Что оно обозначает?

(Смрад. Сильный запах.)

  • Обобщите свои наблюдения. Составьте устно словарную статью по этому слову.



  • Посмотрите на запись на доске. Определите, что здесь записано, ориентируясь на тему урока.

Смородина - ягода.

Мы знаем.

Ягода вкусна и полезна.

Смородина растёт.

(Это главные члены предложения.)

  • Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу. Правильно задайте вопрос к сказуемому. Определите, какой частью речи оно выражено.

  • Проверьте работы в парах.

  • Сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено сказуемое? Обсудите свои выводы в парах, подготовьте монологический ответ.

VIII Самостоятельная работа

  • Посмотрите на схему, сформулируйте задание.

Смородина - ягода.

Мы знаем. + втор.чл.пр. =Т

Ягода вкусна и полезна.

Смородина растёт.

(Составить текст, добавив второстепенные члены предложения).

  • Запишите свой вариант.

IX Итог урока

  • Подведём итог урока. Что изучали на уроке?

  • Что является главными членами предложения?

  • Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

X Информация о домашнем задании

Домашнее задание по выбору:

  • Упражнение 163

  • Упражнение 2 на карточке.

  • Рассмотрите запись на карточке, сформулируйте задание.

Упражнение 2.

  1. Утро имя прилагательное, имя прилагательное. Т

  2. Воздух краткое прилагательное и краткое прилагательное. Зимнее

  3. Снег глагол. утро

  4. Деревья глагол.

  5. Зима - существительное.

(Составить текст «Зимнее утро», учитывая схемы и то, чем выражено сказуемое.)

XI Рефлексия

  • Составьте предложение о том, какие эмоции, чувства испытывали вы на уроке, не забывая о теме. Запишите в тетрадь.

  • Спасибо за работу на уроке.

© 2010-2022