- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Нравственное воспитание на уроках русского языка
Нравственное воспитание на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова В.Ф. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Нравственное воспитание на уроках русского языка»
Из опыта работы учителя русского языка МКОУ СОШ №13с.Ыллымах
Рязановой.Е.А
Условие возникновения, становления опыта
Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров.
Предмет «русский язык» не является среди них исключением. Ф.И.Буслаева, говорил: «Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении языку»
Действительно, воспитательное воздействие на учащихся при обучении русскому языку велико. Оно вытекает из объективно существующих связей межу языком и самыми разнообразными сторонами действительности. Природа лингвистических объектов такова, что в них отражаются и реалии предметного мира, и человеческие отношения, и внутренний мир человека, его познавательная деятельность.
Одним из несомненных преимуществ уроков русского языка является то, что учитель может и организовать откровенную беседу по тому или иному этическому вопросу, и затронуть тот же вопрос незаметно для учащихся, давая лишь образцы для подражания, пищу для размышлений, оставаясь, казалось бы, в стороне от тех нравственных проблем, которые, по его замыслу, встают перед учащимися.
Выбранная мною тема «Нравственное воспитание на уроках русского языка» помогает решать задачи нравственного воспитания, поставленные перед школой и обществом.
Отдельными крупицами опыта работы в этом направлении и хотелось бы поделиться.
Основная цель моей работы:
создание системы нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка
Достижение цели вижу в следующем:
-пробуждение интереса учащихся к учебному предмету;
-формирование и развитие нравственных основ поведения;
-формирование патриотического чувства.
-обогащение речи
-развитие познавательных интересов
Актуальность: введение ФГОС
Формирование и развитие нравственных качеств школьников в процессе обучения русскому языку строится через:
1.Воспитание интереса к урокам русского языка:
Предмет «русский язык» школьник часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому задача воспитания интереса к урокам русского языка очень важна и актуальна. Успех в решении воспитательных задач на уроках русского языка в обязательной мере определяется интересом к нашему предмету. Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать, воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся любят уроки русского языка, испытывают желание полнее и глубже изучить родной язык, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.
Проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из серьезных и актуальных в современной методике, прежде всего потому, что отношение учащихся к предмету русского языка в известной мере отражает и их отношение к родному языку.
1.1.Использование изобразительных возможностей русского языка
В основе работы по воспитанию интереса к предмету уделяю постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой - пробудить интерес к слову. Так, раскрывая выразительные возможности фонетического строя русской речи, используются поэтические тексты, ибо поэзия - искусство звучащего слова.
Например, дети с интересом наблюдают за глухими и свистящими звуками, которые ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шуршанием в стихотворении В.Суслова
«Слушал Шорох тишину»
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит…
1.2.Использование игровых технологий:
Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности ребёнка. В процессе игры складывается и совершенствуется самоуправление свом поведением. Игра приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.
Также использую игровые формы построения урока: «урок-викторина», «урок-игра»
Применяю дидактические игры:
Игра «Соколиный глаз»(при изучении темы «Устаревшие слова» )
Задание: кто найдет в тексте больше устаревших слов:
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком (Н.Рыленков)
Игра «Третье лишнее» (тема «Словообразование»)
Задание: Какое слово лишнее?
1. Приставка, суффикс, окончание
2.Скалолаз, пешеход, мясорубка
3. Картонка, японка, бумажонка
1.3.Использование занимательного материала:
Ребусов, шарад, загадок, стихотворений
Загадка ( Тема «Омонимы»)
Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Другое щелкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу. 2.Урок должен быть наполнен таким языковым материалом, который бы не оставил ученика равнодушным:
2.1.С целью формирования и развития нравственных основ поведения использую высказывания (афоризмы) выдающихся людей (писателей, поэтов…), которые влияют на понимание нравственных ценностей в жизни:
Истинная человеческая сущность выражается в человеке тогда, когда его поступками движет не кто-то другой, а его собственная совесть. ( В.Сухомлинский)
Как часто что-нибудь мы, сделавши худого, кладём вину в том на другого. (И.Крылов)
Каждая книга обязательно что-то тебе открывает, бросает в душу маленькое зёрнышко, и оно потом всходит добрым росточком. (С.Бенедиктов)
Радуется жизни тот, кто знает и любит своё дело, смело думает о завтрашнем дне, не боится трудностей, чувствует себя нужным человеком среди других людей и отдаёт им все свои силы (Л.Кассиль)
Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувствами любви к миру, к человеку. (М.Горький)
Ум имей хоть маленький, но свой (М.Горький)
Искренность в отношениях, правда в обращении - вот дружба(А.Суворов)
Превосходная должность - быть на земле человеком. (М.Горький)
Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства. (А.Чехов)
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мыслю, а не одной памятью (Л.Толстой)
Горцы говорят, что лягушка только потому до сих пор без хвоста, что приклеить его оставила на завтра. (Р.Гамзатов)
Плохой друг как тень: в солнечный день не догонишь, в пасмурный день не найдёшь. (А.Кунанбаев)
Никакая причина не извиняет невежливости. (Т.Шевченко)
Умение учиться - трудное и большое искусство.(К.Кулиев)
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки (Л.Толстой)
Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К.Ваншенкин)
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.Чехов)
Зависть есть признание себя побеждённым. (А.Скрябин)
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. (В.Сухомлинский)
Уважение к истине - начало мудрости.(А.Герцен)
Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя. ( В.Сухомлинский)
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А.Радищев)
Непонимание опасности не есть ещё храбрость. ( Д. Гранин)
Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное (Томас Бабингтон, британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик)
2.2.Источником нравственного опыта всегда служили пословицы, поговорки:
они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности.
Лексика народных изречений отличается общедоступностью, неприхотливостью, ясностью, меткостью и - безобидностью. К тому же пословицы - превосходный тренировочный материал для разных видов лингвистического разбора. Главное достоинство - глубокое содержание, афористичность и чёткость
Тематическая группа пословиц «Учение»
Не стыдно не знать - стыдно не учиться
С умным знаться - ума набраться.
Без букв и грамматики не учатся математике.
Красота приглядится, а ум пригодится
Ученье-лучшее богатство
Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.
Знания в юности - это мудрость в старости.
Знание- родник, который никогда не исчерпаешь.
Учить- ум точить
Умные речи приятно слушать
Чужим умом не проживёшь
Хлеб питает тело, а книга питает разум
2.3.Большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических оборотах.
Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы, например такие, как: держаться до последнего, душа нараспашку, задать перцу, глаза на мокром месте, горе луковое (незадачливый человек, недотёпа (с оттенком шутливого сочувствия), ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, оставаясь пассивным; напрасно надеяться на что-либо) и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя фразеологизмы, ученик, соответственно, учится и нравственным оценкам, и нормам этических отношений
3.Гражданско-патриотическое воспитание:
Русский язык как учебный предмет несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма, воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.
3.1.Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала: тематических диктантов, упражнений для самостоятельной работы.
3.2.Любовь к своей родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм
Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения и разделы. Используется и специально подобранный дидактический материал, включающий задания на отработку норм русского литературного языка, на совершенствование коммуникативных качеств речи (точности, выразительности, логичности)
(Тема: Определение общего грамматического значения имён существительных, прилагательных, глаголов. Переносное значение слова)
Человек произносит слова. Мы воспринимаем их смысл. Но как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли. (Б.Расторгуев)
3.3.Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом родины. Воспитывая у детей любовь к природе, я обращаюсь к писателям и поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и лугов, рек и морей:
«Мой край»
Якутия моя - просторный край России.
И распростерся он могучий и широкий,-
С зеленою тайгой и морем темно-синим,-
Далеко-далеко на северо-востоке.
В Якутии рассвет - что хвост лисицы красной,
А вечера ее - как соболиный мех.
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою как песец ее сверкает снег.
Хотя и говорят, что край у нас суровый:
Метели, мерзлота и мало теплых дней,-
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет и нет его щедрей.
Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,
Так сердцем я тянусь в родимые края.
Порой мне кажется, что здесь берет начало
Россия - родина великая моя (Л.Попов)
Береза, ива, лиственница-все
От заморозков первых увядают:
Стоя, грустя о гаснущей красе,
которая шуршит и опадает.
Как беспощадна стужа зимних дней!
Как холодны закаты цвета меди!
Лежат сугробы -словно у корней
Заночевали белые медведи (Семен Данилов)
3.4.Использование высказываний великих, знаменитых людей, содержащих богатый языковой материал и несущих большой патриотический заряд:
Наша Родина-это могучее тысячелетнее дерево. Так пусть же каждый из нас будет не сухим, бесплодным сучком на этом дереве, а живой, плодоносящей ветвью. (В.Сухомлинский)
Патриот-это человек, служащий родине, а родина -это прежде всего народ.(Н.Чернышевский)
В любви к отечеству мы не уступим ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом. (К.Ушинский)
Люблю тебя, моя Россия, за твой характер боевой, за испытанья грозовые, за величавый облик твой. (С.Васильев)
Настоящий патриотизм не уживается с неприязнью к отдельным народностям (Н.Добролюбов)
Патриотизм начинается с самого простого: с дерева возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или степной полыни. (И.Эренбург)
3.5.Использование материала краеведческого характера:
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. С любви к малой родине начинается любовь к нашей большой стране.
Поэтому материалы краеведческого характера, усиливают воспитательную, развивающую, социокультурную направленность обучения русскому языку.
Цели:
Социокультурный аспект- знакомство с богатствами своего края, выработка умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости
Развивающий аспект- развитие таких качеств ума, как самостоятельность, доказательность, способность к самооценке, развитие произвольного внимания
Воспитательный аспект- воспитание любознательности, желания развивать кругозор, любовь и чувство гордости к родному краю, воспитание бережного отношения к природе
Учебный аспект-развитие речевых умений. Расширение словарного запаса.
К урокам подбираю материал из произведений писателей, поэтов - якутян, использую статьи из республиканской газеты «Якутия», районной газеты «Алданский рабочий», республиканского детского журнала «Колокольчик», Интернет-ресурсы
Материал к изучению темы «Однородные члены предложения:
Якутия - одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. Северную тундру покрывают мох и ягель, здесь растут карликовые березки. В тайге произрастают сосна, ель, лиственница, кедр, береза и осина. Цветы на севере отличаются ярким, сочным цветом, а ягоды - насыщенным вкусом. Привольно чувствуют себя животные бескрайних просторов: лось, лисица, соболь, росомаха, белый и бурый медведи, морж, северный олень, снежный баран. В республике встречаются около 250 видов птиц. В тундре обитают редкие птицы: стерх (белый журавль), канадский журавль, гагара, белый гусь, беркут, орлан-белохвост. На арктическом побережье шумят птичьи базары. Природа республики охраняется в Олёкминском и Усть-Ленском заповедниках.
3.6.Приобщение учеников к памяти о Великой Отечественной войне:
Виды работ:
1.Анализ поэтических текстов о войне.
Именно поэтический текст в наибольшей степени может способствовать пробуждению эмоционального отношения к событиям военного времени, их сопереживания юным читателем. Поэтому выбираются такие стихотворения и отрывки из поэм, в которых закрепилось личное авторское восприятие пережитого. Русская поэзия Великой Отечественно войны очень богата и представляет учителю большой выбор.
2.Анализ непоэтических текстов малых жанров
Поэтический текст пробуждает сопереживание, воспитывает память сердца,но поэтический текст всегда обобщает. А память, воспитывающая ответственность, обязательно предполагает и знание, причём знание очень конкретное: то, что поразило меня, происходило не когда-то и где-то, а на моей земле, с реальными людьми. Для пробуждения хотя бы первоэлементов такого знания используются фактические тексты: газетные заметки, письма, сводка Совинформбюро, дневниковые записи. Анализ таких текстов позволяет не только познакомить учеников с законами построения текстов практических жанров, но и раскроет перед ними своеобразие авторского взгляда участников на зафиксированные в текстах события.
3.Самостоятельный подбор учащимися материалов (стихотворений, художественных текстов, воспоминаний участников, ветеранов о Великой Отечественной войне):
Якутяне в годы Великой Отечественной войны (Тема «Имя числительное» , 6 класс)
Во время Великой Отечественной войны воины из Якутии служили во всех родах войск. Они прославились как отличные снайперы, умелые разведчики, отважные артиллеристы, танкисты, лётчики. В ряды Красной армии было призвано 59 238 якутян. В тылу врага люди тоже помогали приблизить победу. В 1943 году на деньги трудящихся республики была построена танковая колонна «Советская Якутия».
4.Обучение и воспитание успехом
Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду, то есть способствует эффективности обучения.
Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника
Ситуация успеха - это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни.
Создание ситуации успеха на уроке:
-атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока
-авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех, значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнок, повышает активность и его свободу
-высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем?
-реальная помощь в продвижении к успеху - скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути её выполнения
Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус
( За дело!)
-педагогическая поддержка в процессе выполнения работы ( краткие реплики или мимические жесты)
-оценочное суждение (устный комментарий педагога способен смягчить горечь, ободрить, дать надежду. В таком комментарии важно всё: оттенки интонации, жесты, взгляды.
Если отметки выставляются формально, без комментариев, то педагог показывает свою отчуждённость, вызывая отчуждённость и учащихся.
Доклад
«Нравственное воспитание на уроках русского языка»
Учитель: Рязанова.Е.А
2012год