Приёмы формирования поликультурной личности

Поликультурное воспитание средствами уроков литературы, на которых изучается не только русская, но и литература других народов, является приоритетной задачей современной педагогики. Личность – нация – человечество - это те основные понятия, начала, которые определяют структуру культуры как единой культуры  человечества. Литература – вид искусства, в котором понятие  диалог является ключевым.  Учителя словесности  стараются представить ее как единый творческий процесс – от века к  веку, от писат... Поликультурное образование призвано развивать чувство собственного достоинства детей и гордости за причастность к своей культуре. И в этом, безусловно, помогает  хороший литературный текст  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приёмы формирования поликультурной личности на уроках литературы

Поликультурное воспитание средствами уроков литературы, на которых изучается не только русская, но и литература других народов, является приоритетной задачей современной педагогики. Личность - нация - человечество - это те основные понятия, начала, которые определяют структуру культуры как единой культуры человечества.

Литература - вид искусства, в котором понятие диалог является ключевым. Учителя словесности стараются представить ее как единый творческий процесс - от века к веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению и, конечно, от «народа к народу».

С начальных классов в сопоставлении изучаются малые формы фольклора: пословицы, поговорки прибаутки, считалки, частушки. На уроках изучения устного народного творчества необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур служит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего, но и других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, является средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Познакомившись с героями русских народных сказок, поняв их структуру, символику, учащиеся на деле убеждаются в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. Все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. (Сб. «Гора самоцветов») Важное место в формировании высоко культурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве». Культурный человек должен знать свою историю

В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности народов. Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри.

Кроме того, литературные произведения помогают познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивают проблемы межнациональных отношений:

- в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник" изображены христианские праздники и традиции, помогающие понять характеры главных героев;
- в повести Лескова «Очарованный странник» представлена широкая панорама жизни народов России;
- с традициями и обычаями народов Кавказа учащиеся знакомятся при изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени";
- красочные картины быта и нравов украинского народа предстают перед читателями в произведениях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине решаются в повести «Тарас Бульба».

Я думаю, что (в связи с последними событиями в Украине) классные руководители могут провести ролевую игру «Приход в класс новичка из семьи беженцев».

Действующие лица:

-класс: а) враждебно настроенная группа

б) индифферентная

в) «группа поддержки», сочувствующие

-новичок, учитель.

Перед учащимися ставится задача попытаться прожить-проиграть максимально широкий реестр различных тактик поведения каждого из действующих лиц. Потом - обсуждение и завершающая дискуссия. Важно затронуть вопрос: Как можно повысить чуткость одноклассников к переживаниям новичка?

Могу также порекомендовать рассказ Андрея Волоса «Свой» для старших классов. Сюжет необычен. Инженер Макушин неожиданно для всех остав­ляет в Москве интересную работу, семью, квартиру и уезжает в ма­ленький таджикский городок Хурра-мабад. Почему? Герой и сам тол­ком этого объяснить не может. Про­сто однажды, приехав в Хуррама-бад в командировку, Сергей почув­ствовал, «что под этим небом уже прошла однажды его жизнь, в ко­торой он говорил на чужом языке и был счастлив». Видимо, это при­зрачное счастье и надумал найти герой в маленьком таджикском го­родке. Москвич выучил чужой язык, женился на таджичке, стал соблю­дать законы шариата, поменял имя. Звали его теперь не Сережей, а Сироджиддином. Но он оставался «чужаком», «пришельцем», он не был «своим». Люди «насмехались над ним так, словно он был насеко­мым, слепо ползающим по загадоч­ной поверхности прозрачного для кого-то стекла». Русскому человеку не дали работать по специальнос­ти, и он очутился в пирожковой, где над ним откровенно издевались. Автор рассказывает о трагедии че­ловека, приехавшего вТаджикистан в то время, когда там развязалась гражданская война, произошли кро­вавые столкновения между племен­ными кланами. Сергея Макушина, героя расска­за «Свой», презирали как «русскую сволочь», как одного из «оккупан­тов». Его зарезали, приняв за кулябца. Борьба между кланами убила русского человека, который так стремился стать «своим». Но пора­зительно, что «умирал он все-таки счастливым - его признали своим».

Пока льется кровь в «горячих точ­ках», пока существует шовинизм, проблемы, поднятые в этом неболь­шом произведении, будут актуаль­ны.

Политкорректность - это только одна из граней поликультурности. Задача педагога - всеми возможными способами развить гармоничную личность, и в этом помогает эстетический компонент. Я хочу на примере рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» коснуться приёма-«индуктора», способного пробудить эмоциональную память учеников. Невзирая на национальную принадлежность, мама - понятие святое. Больше того, нам есть чему поучиться у народов Востока. Их уважение и почитание родителей возведено в культ.

Начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом «мама».

И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства («Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, стихи Д. Кедрина, М.Сергеева).

Уходят наши матери от нас,
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой - то год,
Им отмечаем шумно дни рождения,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

Эти поэтические строки М.Сергеева - отправная точка в решении проблемы истинной человечности в рассказ.

Разбираясь в прочитанном, вместе с ребятами ищем ответы на вопросы.

Хороший вопрос - это «множитель информации»: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика. Атакующая мысль настоящего вопроса разрушает любую инертность мышления.

Поликультурное образование призвано развивать чувство собственного достоинства детей и гордости за причастность к своей культуре. И в этом, безусловно, помогает хороший литературный текст, ведь, как сказал Вяземский:

«Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной».



© 2010-2022