- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа литература 10 класс база
Рабочая программа литература 10 класс база
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юдина С.Н. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 «А» 10 «Б» классов_составлена в соответствии
с:
-
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утверждённым приказом Министерства образования российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Программы общеобразовательных учреждений, литература, 5-11 классы, базовый уровень. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 10-ое издание, Москва,Просвещение,2009;
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-
Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
-
Основной образовательной программой - Образовательной программой среднего общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
-
Учебным планом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
-
Положением «Об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
-
Положением «О рабочей программе по учебному предмету, курсу» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа по Литературе для 10 «А» и 10»Б» классов составлена на основании учебной программы по литературе для 10 класса , автор В.Я.Коровина (Москва,Просвещение,2009)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русская литература XIX века. 10 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений,
автор - Ю.В.Лебедев, М. «Просвещение», 2014г (№1.3.1.1.7.1 ФПУ), в полном объёме реализующего содержание программы по литератере для 10 класса.
Программа рассчитана на102 часа в год ( 3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение в год:
Уроков развития речи - 10 часов
Цель рабочей программы:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы посредством их прочтение и анализ, основанного на понимании образной природы искусства слова, принципах единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио- графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Кроме того, специфической особенностью изучения литературы в 10 «В» классе является тесная связь с предметом «Русский язык», поскольку русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающихся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Педагогические технологии
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:
-
критического мышления;
-
проблемного обучения;
-
творческих мастерских;
-
проектно- исследовательской деятельности;
-
интерактивных и интернет- технологий.
Выбор данных технологий для 10 «А» и 10 «Б»классов обусловлен необходимостью интенсивного освоения курса литературы 2 половины 19 века при всей его сложности и многообразии в рамках времени, ограниченном стандартом образования 3 часами в неделю, с учётом разноуровневой подготовки классного контингента, специфики интереса к чтению и классической литературы в частности у современных школьников.
Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся 10 «А» и 10 «Б» классов осуществляются в соответствии с
-
Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;
-
Положением о государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа - литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Основное содержание учебного предмета.
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) (обзорное изучение с анализом отдельных глав).
Одна из петербургских повестей по выбору .
А.Н. Островский
Драма «Гроза»
И.А. Гончаров
Роман «Обломов»
(с анализом фрагментов).
Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты)
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
Три произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
Пьеса «Вишневый сад»
Тематическое планирование по литературе в 10 «А» и 10 «Б» классах
.
№
Тема
Количество часов
1
Введение.
1
2
Александр Сергеевич Пушкин.
2
3
Михаил Юрьевич Лермонтов.
2
4
Николай Васильевич Гоголь.
2
5
Россия второй половины 19 века
2
6
Александр Николаевич Островский.
9
7
Иван Александрович Гончаров
8
8
Иван Сергеевич Тургенев.
11
9
Н.Г. Чернышевский
1
10
Федор Иванович Тютчев.
3
11
Афанасий Афанасьевич Фет.
5
12
Николай Алексеевич Некрасов.
9
13
Николай Семенович Лесков
3
14
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
4
15
Федор Михайлович Достоевский
10
16
Алексей Константинович Толстой
2
17
Лев Николаевич Толстой
18
18
Антон Павлович Чехов.
9
19
Итоговое занятие
1
20
Резерв
1
Итого
102
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 «А » и 10 «Б» классах
№
п/п
Тема урока
Кол. час.
Дата проведения
Форма занятий
1
Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.
1
Лекция с элементами беседы
2-3
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество А .С.Пушкина Мотивы лирики Пушкина Роман «Евгений Онегин»
2
Урок-повторение, беседа, чтение и обсуждение.
4-5
М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»
2
Урок-повторение чтение и обсуждение, беседа
6-7
Н.В.Гоголь Жизнь и творчество Н.В.Гоголя Поэма «Мёртвые души»
2
Урок-повторение, беседа
8
Обзор русской литературы 2 половины 19 века
1
Лекция с элементами беседы
А.Н.Островский
9
9
Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
10
Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.
1
Работа с текстом, аналитическая беседа
11
Город Калинов и его обитатели.
1
Аналитическая беседа,ИКТ
12-13
Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.
2
Проблемные задания, работа с текстом
14
Сила и слабость характера Катерины
1
Беседа, работа с текстом
15
Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»
1
Развитие речи
16
Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
1
Аналитическая беседа
17
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского
1
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
И.А.Гончаров
8
18
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
19
Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов - его сущность, характер, судьба.
1
Комбинированное
20-21
Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа.
2
Проблемные задания, диалог
22
Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе)
1
Проблемные задания,
аналитическая беседа
23
Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа.
1
Проблемные задания
24
Однотезисное сочинение по роману «Обломов»
1
Развитие речи
25
Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?»
1
Развитие речи
И.С.Тургенев
11
26
Жизнь и творчество И.С.Тургенева
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
27
Сборник «Записки охотника»
1
Семинарское занятие
28
Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа
1
Комбинированное
29
Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
30
Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
31
Кто истинные друзья и последователи Базарова?
1
Проблемные задания
32
Дружба и любовь в жизни героев.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
33
Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ.
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
34
Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
35
Конспект статьи Д.Писарева «Базаров»
1
Развитие речи
36
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева
1
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
37
Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
1
Урок-лекция, презентации учащихся
38
Ф.И.Тютчев.
Жизнь и творчество.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
39-40
Мотивы лирики Тютчева
2
Семинарское занятие
41
А.А.Фет. Жизнь и творчество
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
42-43
Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
2
Семинарское занятие
44-45
Сочинение по творчеству Тютчева и Фета
2
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Н.А. Некрасов
9
46
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
47
Тема любви в лирике Некрасова
1
Семинарское занятие
48
Тема народа в творчестве Некрасова
1
Комбинированное
49
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.
1
Комбинированное
50-51
Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники.
2
Аналитическая беседа, работа с текстом
52
Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
53
«Долюшка русская, долюшка женская…»
1
Аналитическая беседа, работа с текстом
54
«Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы. Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова
1
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
55
Н.С.Лесков. Жизнь и творчество
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
56-57
Повесть «Очарованный странник». Проверочная работа
2
Комбинированное
М. Е. Салтыков-Щедрин.
4
58-59
Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор
2
Лекция с элементами беседы, ИКТ
60
Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
61
«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина
1
Комбинированное
Ф.М. Достоевский
10
62
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
63-64
Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.
2
Комбинированное
65
Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
66
«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
67-68
Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова
2
комбинированное
69
Женские образы романа. Проверочная работа.
1
комбинированное
70-71
Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского
2
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
72-73
Лирика А.К. Толстого
2
Анализ лирического произведения
Л.Н. Толстой
18
74-75
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
2
Лекция с элементами беседы, ИКТ
76
Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.
1
Комбинированное
77
Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
78
«Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
79
Изображение войны 1805-1807гг.
1
Комбинированное чтение
80
«Надо жить, надо любить , надо верить»
1
Комбинированное чтение
81-82
«Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»
2
Лекция с элементами беседы, ИКТ
83
«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
84
«Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона)
1
Проблемные задания, беседа
85-86
Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов
2
Проблемные задания
87
Проверочная работа
1
Проверка ЗНК
88
Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
89
Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
90-91
Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого
2
Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
А.П.Чехов.
9
Лекция.
92
Жизнь и творчество.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
93
Ранние рассказы.
1
94
Трилогия о любви.
1
Семинарское занятие
95
Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».
1
Сообщения, лингвистический анализ
96
«Вишнёвый сад»- драма или комедия?
1
Комбинированное
97
Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе.
1
Лекция с элементами беседы, ИКТ
98
Молодое поколение в пьесе.
1
комбинированное
99
«Россия- наш сад». Символика названия.
1
Лекция ,конспект
100
Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова
1
101
Итоговый урок по курсу 10 класса
1
102
Резервный урок
1
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 10 класса ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
2.Мультимедийные презентации.