Презентация по русскому языку на тему «Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах» (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа МБОУ «Макеевская основная школа»

Класс - 5

Предмет - русский язык

Автор УМК - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Тема урока - «Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах»

Тип урока - урок повторения

Учитель - Широухова Ирина Петровна

Технологии

  1. Технология коллективной деятельности

  2. Технология проблемного обучения

  3. Игровая технология

  4. Технологии групповой деятельности

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных; умение находить существительные в тексте, разбирать их.

2.Метапредметные:

- регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели

урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- коммуникативные:

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать

мысли;

сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать

на вопросы, слушать и слышать;

формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные:

формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-

познавательные действия, осуществляя логические операции анализа,

синтеза, классификации;

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний,

преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых

задач;

извлекать нужную информацию.

3. Личностные:

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание условий для развития уважительного отношения учеников

друг к другу;

- формирование сознательного отношения к собственной безопасности

и здоровью.



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации деятельности учащихся

Средства

ИКТ

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И урок мы наш начнем».

Сегодня нам будут помогать сказочные герои: Лисичка, Медвежонок, Мышка, Зайчата.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Звучит музыка













Слайд 2

2.Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося).

Учитель: Ребята! На доске записаны слова. Ваша задача заключается в следующем: найти четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому.

Телефон/ ухо = кино/ … (глаза)

Двор/ ворота = дом/ … (дверь)

День/ свет = ночь/ … (тьма)

Весна/ осень = рассвет/ …(закат)

Человек /платье = дерево/ …(листва)

Дружба/ любовь = вражда/ …(ненависть)

Учитель: Найдите среди записанных слов антонимы. Выпишите их в тетрадь.

(День - ночь, свет - тьма, рассвет - закат, весна - осень, дружба - вражда, любовь - ненависть).

Учитель: Что объединяет все эти слова?

Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.

Учитель: Помогите мне сформулировать тему.

Тему записываем на доске и в тетрадях.

«Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах».

Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном.

Попробуем вместе сформулировать задачи урока, решение которых поможет нам закрепить наши знания об имени существительном.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёров высказывания, смотрят презентацию, обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно.



Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?

Учащиеся отвечают: Имя существительное.

Ученики формулируют тему и записывают её в тетрадях.

«Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах»

Фронтальная, групповая, индивидуальная

























Слайд 3

3.Целеполагание

Давайте озвучим задачи и разместим их на нашей пирамиде, а наши сказочные герои нам будут помогать эти задачи решать.

Дети предлагают задачи:

- вспомнить, что такое имя существительное;

- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?

- как изменяются имена существительные?

- каким членом предложения может быть?

Ученики размещают на «Пирамиде» задачи вместе со сказочными героями.

Фронтальная

Слайд 4

4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

Получение новой информации происходит из материала §20.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На партах у вас лежат сердечки разных цветов. Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках сердечки

♥ - знал (а)

♥ - новое для меня

♥ - думал (а) иначе

♥ - осталось непонятным

Работа с текстом после прочтения:

1. Что вы знали по этой теме?

2. Какая информация была новой?

3. А о чём вы думали иначе?

4. Что осталось непонятным?

Работа с учебником, чтение параграфа.


Расставляют значки, рекомендованные учителем.

Отвечают на вопросы, каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме.

Фронтальная, индивидуальная


5 этап. Первичная проверка понимания.

6 этап. Первичное закрепление.

Учитель: На экране вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие?


Картошка, лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, картофель, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.

(Проверка на экране)

Учитель: К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Луч (солнечный), печь (деревенская), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь (хищная), степь (широкая), шалаш (большой), ключ (музыкальный).


Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?

Работа с упр. 97. Дети выполняют его в паре: один выписывает 3 существительных во множественном числе, другой - в единственном числе. Затем осуществляется взаимопроверка.

В это время 1 учащийся работает с карточкой.

От данных существительных образовать форму множественного числа:

абажур, параш…т, пл…нета, спор…смен, мастер, деталь, п…мидор, скр…пач.


Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на экран. Что изображено на картинках? Чем необычны названные вами существительные?

(Очки, ворота, дрова; лапша, горох)


Учитель: Что вы вспомнили, выполняя эту работу?

Физкультминутка.

Учитель: 1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 - вопросы к ним, 3 - примеры.

Учитель: А теперь посмотрите на тексты, напечатанные на листах, которые лежат на ваших столах. Укажите падежи имён существительных.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Предложения:

и.п.

1) Словно серые вороны

п.п.
Раскричались на лугу.

п.п.

2) На пушистых ветках

т.п.
Снежною каймой

и.п.
Распустились кисти

т.п.
Белой бахромой.

и.п.

3). Отговорила роща золотая

т.п.
Берёзовым, весёлым языком.

и.п. п.п.

4). Холодный месяц на сосне

т.п.

корабликом стоит.

Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа два вопроса?

Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.

На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?

(Собака, кошка, стол, пингвин, ручка, цветок, дерево, кустарник, корова, ель).

Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:

Пианино (пианист), трактор, камень, баян, вклад, Москва, журнал.


Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?

Учитель: Идём, ребята, дальше! На экране слова, записанные в два столбика. Необходимо стрелочками соединить синонимы.

Профессия холод

Слабость специальность

Стужа тоска

Скука бессилие

Манеж автор

Учитель: определите, какими членами предложения являются имена существительные в данных предложениях. Сделайте соответствующие разборы.

У опушки белеет березка. Ее облепила стая красногрудых птиц. Они оживленно перекликаются, порхают по ветвям.

Учитель: Ребята, посмотрите на ваши парты. На них лежат листочки с текстом. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных. Какое правило нам необходимо вспомнить? Это, дети, самостоятельная работа. Выполнив, листочки сдайте.

Где очки у тёт… Вал…?

У неё очки пропали!

Ищет бедная старушка на подушк…,

На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,

В старом лукошк…, в миск… у кошк… .

Искала и в беседк…, спросила у соседк…

А они на самом деле

У неё на лбу сидели!

Учащиеся отвечают - по родам.

Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое учащихся - у доски.




Учащиеся отвечают: Ь после шипящих на конце существительных

У доски работают 3 учащихся, остальные работают самостоятельно.



Учащиеся отвечают: Одни имена существительные имеют только форму множественного числа, другие - только единственного числа.

Учащиеся отвечают: существительные изменяются по числам.

Трое учащихся работают у доски.

Учащиеся работают самостоятельно.



На экран выводятся предложения, дети проверяют себя.





Ответ учащихся: существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.

Каждый учащийся зачитывает одно имя существительное - одушевлённое, другое - неодушевлённое.

Учащиеся работают устно.



Ответ учащихся: Суффикс.

Один учащийся у доски, остальные работают в тетради.

Учащиеся определяют морфологические признаки данных существительных.

Учащиеся работают парами.



Учащиеся отвечают: надо знать, что имя существительное имеет 3 склонения (1 скл.- земля, стена; 2 скл.- конь, окно; 3 скл.- глушь, степь). Работа выполняется самостоятельно.

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная




Слайд 5



Слайд 6






























Слайд №7












Слайд 8










Слайд 9












































Слайд 10

















Слайд 11


7 этап. Домашнее задание.

Дифференцированное задание:

§20, таблицы (упр.96, 99) учить;

1.Упражнение №98 или 100.

2.Составить небольшой рассказ об отдыхе на море (на пруду), используя максимальное количество имён существительных.



8 этап. Рефлексия.

А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет.

Те ученики, которые задачи формулировали у «Пирамиды», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как задачу. Снимаем Сказочного героя вместе с задачей с «Пирамиды».

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

На краю стола каждого ученика прикреплены звёздочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано:

Голубые (Мне понравилось, что…)
Желтые (Я узнал, что…).

Красные (Было скучно, неинтересно).

Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета и затем прикрепляют их себе на грудь.


Слайд12


© 2010-2022