- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок творческая мастерская по литературе
Урок творческая мастерская по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сардаева И.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок: творческая мастерская
Тема: «Что скрыто за стихом?»
Эпиграф
Стихи не пишутся - случаются, как чувство или как закат
Душа - немая соучастница: не написал - случилось так.
А.Вознесенский.
Форма и содержание - две категории,
не существующие отдельно одна от другой.
Г.Флобер
Цели урока:
- научить детей создавать ассоциирующуюся цветоформу к изучаемому произведению;
- дать учащимся возможность приобщиться к творческому процессу;
- почувствовать радость самовыражения в словах, образующих форму
и раскрывающих её содержание;
- развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;
- воспитание любви к малой Родине.
Метапредметные категории: содержание и форма
-
Вступительная беседа
Учитель читает стихотворение:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
- Ребята, а из вас кто-то пробовал писать стихи?
- Легко ли это?
- Что необходимо, чтобы родились стихи?
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о том, какие бывают стихи, что скрывается за строками поэта, могут ли эти строки воплощаться в какую-либо форму, и как раскрывается содержание этой формы. Но ещё мы попробуем себя в роли художников, которые не словами, а красками могут передать свои чувства и мысли, скрытые за строчками произведения. И давайте задумаемся над словами А.Вознесенского, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Чтение эпиграфа
В русской критике издавна ведётся спор: рождаются стихи благодаря авторскому вдохновению или делаются, как, например, сапоги или глиняная посуда; нужно ли иметь талант, способность, чтобы писать стихи, или достаточно этому просто научиться, как любому другому ремеслу?
- В самом начале урока я прочитала стихотворение. Скажите, о чём оно?
Ответ: Это стихотворение о весне.
- Ребята, а вы можете сказать, в чём отличие стихотворного текста от прозаического?
Ответ: У стихотворения есть рифма, ритм.
- А если мы посмотрим на текст этого стихотворения, то увидим, что оно разделено на отдельные столбики, или на части. А каждая часть раскрывает определённые приметы весны. Эти части , как кирпичики, находят одна на другую и за словами перед нами предстаёт образ весны. Вы встречались с формой такого стиха?
Ответ: Да, почти всегда.
- За одинаковой формой стиха может скрываться совершенно разное содержание. А давайте представим, что мы художники, но такие не совсем умелые художники, и нам нужно представить образ этой весны в какой - либо красочной форме. Посмотрите ещё раз на это стихотворение и скажите, какая форма вам представилась? Какими красками вы бы её раскрасили?
- То есть , в нашем воображении из услышанного текста предстала форма с определённым цветом, который передаёт настроение. Поэтому мы должны сегодня ещё задуматься над словами французского писателя Г.Флобера Чтение эпиграфа
- А трудно ли поэту написать стихотворение?
Давайте посмотрим, как на этот вопрос отвечает лирический герой К.Бальмонта.
2. Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта
Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка.
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека.
Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, столько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда - не сочиняю.
- С чем, с каким явлением природы лирический герой стихотворения
К. Бальмонта сравнивает процесс написания стихов?
Ответ: Лирический герой говорит о таком процессе, как рождение.
- Так как же получаются стихи у лирического героя?
Ответ: Стихи рождаются благодаря вдохновению.
-
То есть стихи рождаются вместе с какими-то чувствами, эмоциями, как говорит поэт А.Вознесенский «как чувство или как закат». И тогда в самом обычном поэт видит что-то необычное, что мы с вами представляем как простое явление.
-
Но за строками стиха в своём воображении мы снова можем представить какую-либо форму. Давайте посмотрим, что напоминает нам процесс написания стихов К.Бальмонта. Рождается первая строка, другая, третья. На что это похоже? Попробуйте теперь изобразить эту форму на бумаге с помощью красок.
Ответ: На лесенку. Постепенно первая ступенька, вторая, третья.
Ответы могут быть разными. Дети отвечают, у кого что получилось.
- Запишите в первый столбик под рисунком слова, которые указывают на последовательность хода самого процесса ( другая, третья, четвёртая и т.д.), а во второй столбик - слова, которые указывают на действия появления этих строк одну за другой ( мелькает, смеётся, набегая).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Стихотворение К.Бальмонта вызвало у нас ассоциации с формой, которая скрыта за содержанием самого стихотворения. Ключевые слова указывают нам на то, что процесс написания идёт постепенно, после рождения «внезапной» строки.
- Стихотворение только тогда начинает для нас свою жизнь, если мы его поняли. А чтобы понять поэта - надо войти в его мир. Научиться видеть то, чего мы не видим, а он видит.
3. Создание творческого продукта.
А сейчас давайте попробуем побыть поэтами. Я представлю вам самые обыкновенные формы: (учитель для 1 группы капает на блюдце каплю и ставит перед учениками; для 2 - даёт зелёный листок растения или дерева; для 3 - мяч). Охарактеризуйте предложенные вам формы, присмотритесь внимательнее и постарайтесь увидеть в них что-то необыкновенное, как поэт. Запишите к ним по 3 слова.
Учащиеся записывают слова и зачитывают их.
- Мы говорим сегодня о весне. Постарайтесь связать эти формы и записанные слова с весной и составьте двустишие, не забывая про рифму, ведь вы же поэты.
Работа учащихся под музыку (2-3 мин.)
Зачитывают, что получилось.
- И теперь мы видим, что нашей форме соответствует содержание. Да ещё и стихотворное.
- А говоря о капле наш мордовский поэт И.Девин написал такие слова:
И. Девин «Капля»
Как жемчуг, капля дождевая
Висит на ветке предо мной.
В ней - синь. В ней - светлость зоревая
С необычайной тишиной.
- С чем сравнивает поэт каплю? Что он в ней видит?
Ответ: Сравнивает с жемчугом. Видит синь, светлость зоревую с тишиной
- Посмотрите, ребята, такая маленькая форма, и такое большое в ней содержание.
- Подтверждаются ли слова Г.Флобера о том, что форма и содержание не существуют отдельно друг от друга?
4. Рефлексия
- Теперь вы убедились на себе: трудно ли рождаются стихи, как говорит об этом К.Бальмонт?
- Изменилась ли у вас самооценка творческих способностей?
5. А ведь за строками поэта можно увидеть не только художественную форму в красках, но можно ещё услышать и музыку. Причём музыке может соответствовать и различная форма написания стихотворения. Давайте послушаем музыку, а я вам прочитаю два стихотворения. Определите, к какому стихотворению какая подходит музыка.
В.Маяковский
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там -
дым,
здесь -
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.
И.Бунин
После половодья
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
Музыка: Бородин А.П. - Вальс, С.Прокофьев - Марш
- Значит, ребята, за стихом может скрываться ещё и музыкальная форма.
6. - А мне хотелось бы дополнить ваши знания о форме стиха. В литературе существует такой жанр поэзии, где стихи пишутся в какой-либо фигуре или геометрической форме: треугольника, конуса, звезды и т.д. Это фигурные стихи - изобретение древнегреческих поэтов, позже в своём творчестве к ним обращались поэты различных эпох и направлений. В России к фигурным стихам обращался поэт первой половины 19 века Г.Р.Державин. Посмотрите и прочитайте это стихотворение. (Слайд)
- В какой форме оно изображено?
- Каково содержание этой формы?
- То есть форма может быть не только ассоциативной, но и графической.
7. Итог урока
- Ребята, чему вы научились на сегодняшнем занятии?
К.Бальмонт
Как я пишу стихи
Рождается внезапная строка.
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека.
Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, столько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда - не сочиняю.