- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский
Рабочая программа по русскому языку 9 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тищенко И.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верховская основная общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на ШМО и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
_________ (__________________)
Протокол № 1
от «27» 08. 2015 г.
«Согласовано»:
Зам. директора по УВР
_____________
И.В.Тищенко
31.08. 2015 г.
«Утверждаю»
Врио директора
МБОУ Верховской ООШ
_________________
В.В.Зайцева
Приказ № 78 -ОД
от «31 » 08. 2015 г.
ПРОГРАММА
по русскому языку
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ:
Тищенко Ирина Валерьевна
деревня Верхи
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2010 г., - 11-е издание.
Программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю),из них на развитие речи - 14, диктанты -5, и ориентирована на УМК:
-
Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ Москва, Просвещение, 2010.
-
Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)/сост. Г.М. Вялкова. - 4-е изд. - М.: Планета, 2010.
-
Русский язык: учеб, для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.А.Тростенцова,,
Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.-7-е изд. -М.: Просвещение,2008
-
Русский язык. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 9 класс./авт.- сост. Т.М.Амбушева. Волгоград, 2012.
В авторскую программу изменения не были внесены.
Изучение русского языка в 9-ом классе школы направлено на достижение следующих целей:
* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлёкать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание тем учебного курса( 68 часов)
-
Международное значение русского языка. (1ч)
-
Повторение пройденного в 5 - 8 классах. (5 ч + 2)ч
-
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
-
Сложное предложение. Культура речи.
-
Сложное предложение. (3+1 ч)
-
Союзные сложные предложения.
-
Сложносочиненные предложения. (5 ч + 1 ч)
-
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
-
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
-
Авторское употребление знаков препинания.
-
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
-
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
-
Сложноподчиненные предложения.(19 ч+4)
-
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
-
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
-
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
-
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
-
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
-
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
-
Деловые документы (автобиография, заявление).
-
Бессоюзные сложные предложения.(6 ч + 2 ч)
-
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
-
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
-
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
-
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
-
Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч)
-
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
-
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
-
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
-
Общие сведения о языке и речи.(3 ч)
-
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
-
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
-
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
-
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 - 9 классах. (7 ч + 2 ч)
-
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
-
III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
-
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
-
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
-
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за
курс 9-ого класса.
В результате изучения русского языка ученик должен: знать/ понимать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий:' речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официальноделового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
-
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
-
формулировать вопросы по содержанию текста;
-
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
-
понимать коммуникативную тему, цель, чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
-
составлять конспект прочитанного текста;
-
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
-
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
-
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
-
владеть основными нормами построения у'стного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:
-
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
-
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
-
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
-
писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
-
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
-
совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст:
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
Количество тестов и контрольных работ
Развитие речи
1. Международное значение русского языка
1
-
-
2. Повторение изученного в 5-8 классах
5
1
2
Сложное предложение. Культура речи.
3.Сложное предложение
3
1
Союзное сложное предложение
4. Сложносочиненные предложения
5
1
1
5. Сложноподчиненные предложения
19
1
4
6. Бессоюзные сложные предложения
6
1
2
7. Сложные предложения с разными видами связи
5
1
2
8. Общие сведения о языке и речи
3
9.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи
7
2
ИТОГО
68
5
14
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема урока
Дата
План
Факт
1.
Международное значение русского языка.
Повторение изученного в 5-8 классах.
2.
Р/Р.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Текст. Стили речи.
3.
Простое предложение и его грамматическая основа
4.
Предложения с обособленными членами
5.
Предложения с обособленными членами
6.
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
7.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Сложное предложение. Культура речи.
8.
Понятие о сложном предложении.
9.
Союзные и бессоюзные сложные предложения
10.
Р/Р.Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»
11.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение
12.
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.
13.
Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами
14.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
15.
Р/Р. Рецензия
16.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение
17.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Союзные сложные предложения. Сложноподчиненное предложение
18.
Понятие о сложноподчиненном предложении
19.
Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
20.
Р/Р. Академическое красноречие и его виды.
21.
Союзы и союзные слова в сложносочиненном предложении.
22.
Роль указательных слов в сложносочиненном предложении.
23.
Р/Р.Изложение
24.
СПП с разными видами придаточных. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
25.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
26.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
27.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
28.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
29.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
30.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия
31.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия
32.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения
33.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения
34.
Р/Р. Деловые документы (автобиография, заявление)
35.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в предложении.
36.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении.
37.
Р/Р.Сообщение о происхождении псевдонимов.
38.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
39.
Р/Р.Изложение.
40.
Повторение.
41.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Бессоюзные сложные предложения.
42.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
43.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
44.
Р/Р. Сжатое изложение
45.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
46.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.
47.
Р/Р.Реферат статьи на лингвистическую тему.
48.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
49.
Контрольный диктант с грамматическим заданием/ тест.
Сложные предложения с разными видами связи
50.
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
51.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
52.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.
53.
Р/Р. Сжатое изложение.
54.
Р/Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.
55.
Повторение.
56.
Итоговый диктант с грамматическим заданием
Общие сведения о языке и речи
57.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
58.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
59.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
60.
Фонетика и графика.
61.
Лексикология и фразеология.
62.
Морфемика и словообразование.
63.
Морфология.
64.
Синтаксис.
65.
Р/Р.Текст. Стили речи.
66.
Орфография. Пунктуация.
67.
Орфография. Пунктуация.
68.
Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему или конспект статьи на лингвистическую тему
Список учебников и учебных пособий
-
Большой толковый словарь русского языка. С.-П. «Норинг» 2001
-
С. И. Ожегов. Словарь русского языка 24-е издание. М. Оникс 2007
-
Д. Э. Розенталь. Большойтсправочник по русскому языку. Изд. АСТ 2000
-
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2000
-
Русский язык 5-11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ сост. О. В. Касперская. - Волгоград: Учитель 2010
-
Е. А. Влодавская. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Изд. Экзамен 2014
-
М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова. Диктанты по русскому языку 9 класс. Изд. Экзамен М. 2014
-
М. Ю. Никулина. Зачетные работы по русскому языку 9 класс. М. Экзамен 2016