Рабочая программа по русскому языку 9 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верховская основная общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области



«Рассмотрено на ШМО и рекомендовано к утверждению»

Руководитель ШМО

_________ (__________________)

Протокол № 1

от «27» 08. 2015 г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УВР

_____________

И.В.Тищенко

31.08. 2015 г.


«Утверждаю»

Врио директора

МБОУ Верховской ООШ

_________________

В.В.Зайцева

Приказ № 78 -ОД

от «31 » 08. 2015 г.









ПРОГРАММА

по русскому языку

для 9 класса

на 2015-2016 учебный год



СОСТАВИТЕЛЬ:

Тищенко Ирина Валерьевна







деревня Верхи

2015 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. - Москва «Просвещение», 2010 г., - 11-е издание.

Программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю),из них на развитие речи - 14, диктанты -5, и ориентирована на УМК:

  1. Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ Москва, Просвещение, 2010.

  2. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)/сост. Г.М. Вялкова. - 4-е изд. - М.: Планета, 2010.

  3. Русский язык: учеб, для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.А.Тростенцова,,

Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.-7-е изд. -М.: Просвещение,2008

  1. Русский язык. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 9 класс./авт.- сост. Т.М.Амбушева. Волгоград, 2012.

В авторскую программу изменения не были внесены.

Изучение русского языка в 9-ом классе школы направлено на достижение следующих целей:

* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлёкать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание тем учебного курса( 68 часов)


  • Международное значение русского языка. (1ч)

  • Повторение пройденного в 5 - 8 классах. (5 ч + 2)ч

  • Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

  • Сложное предложение. Культура речи.

  • Сложное предложение. (3+1 ч)

  • Союзные сложные предложения.

  • Сложносочиненные предложения. (5 ч + 1 ч)

  • I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

  • Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

  • Авторское употребление знаков препинания.

  • II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

  • III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

  • Сложноподчиненные предложения.(19 ч+4)

  • I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

  • Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

  • Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

  • Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

  • II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

  • III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

  • Деловые документы (автобиография, заявление).

  • Бессоюзные сложные предложения.(6 ч + 2 ч)

  • I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

  • Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

  • II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

  • III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

  • Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч)

  • I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

  • II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

  • III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

  • Общие сведения о языке и речи.(3 ч)

  • Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

  • Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

  • Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

  • Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 - 9 классах. (7 ч + 2 ч)

  • Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

  • III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

  • Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

  • Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

  • Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за

курс 9-ого класса.

В результате изучения русского языка ученик должен: знать/ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий:' речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально­делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель, чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения у'стного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

  • писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст:



Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

1. Международное значение русского языка

1

-

-

2. Повторение изученного в 5-8 классах

5

1

2

Сложное предложение. Культура речи.

3.Сложное предложение

3

1

Союзное сложное предложение

4. Сложносочиненные предложения

5

1

1

5. Сложноподчиненные предложения

19

1

4

6. Бессоюзные сложные предложения

6

1

2

7. Сложные предложения с разными видами связи

5

1

2

8. Общие сведения о языке и речи

3

9.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи

7

2


ИТОГО

68

5

14








Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

Дата

План

Факт

1.

Международное значение русского языка.

Повторение изученного в 5-8 классах.

2.

Р/Р.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Текст. Стили речи.

3.

Простое предложение и его грамматическая основа

4.

Предложения с обособленными членами

5.

Предложения с обособленными членами

6.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

7.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложное предложение. Культура речи.

8.

Понятие о сложном предложении.

9.

Союзные и бессоюзные сложные предложения

10.

Р/Р.Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

11.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение

12.

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

13.

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами

14.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

15.

Р/Р. Рецензия

16.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение

17.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Союзные сложные предложения. Сложноподчиненное предложение

18.

Понятие о сложноподчиненном предложении

19.

Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

20.

Р/Р. Академическое красноречие и его виды.

21.

Союзы и союзные слова в сложносочиненном предложении.

22.

Роль указательных слов в сложносочиненном предложении.

23.

Р/Р.Изложение

24.

СПП с разными видами придаточных. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

25.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

26.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

27.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

28.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

29.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

30.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия

31.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия

32.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

33.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

34.

Р/Р. Деловые документы (автобиография, заявление)

35.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в предложении.

36.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении.

37.

Р/Р.Сообщение о происхождении псевдонимов.

38.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

39.

Р/Р.Изложение.

40.

Повторение.

41.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Бессоюзные сложные предложения.

42.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

43.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

44.

Р/Р. Сжатое изложение

45.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

46.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

47.

Р/Р.Реферат статьи на лингвистическую тему.

48.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

49.

Контрольный диктант с грамматическим заданием/ тест.

Сложные предложения с разными видами связи

50.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

51.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

52.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.

53.

Р/Р. Сжатое изложение.

54.

Р/Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.

55.

Повторение.

56.

Итоговый диктант с грамматическим заданием

Общие сведения о языке и речи

57.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

58.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

59.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

60.

Фонетика и графика.

61.

Лексикология и фразеология.

62.

Морфемика и словообразование.

63.

Морфология.

64.

Синтаксис.

65.

Р/Р.Текст. Стили речи.

66.

Орфография. Пунктуация.

67.

Орфография. Пунктуация.

68.

Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему или конспект статьи на лингвистическую тему




Список учебников и учебных пособий


  1. Большой толковый словарь русского языка. С.-П. «Норинг» 2001

  2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка 24-е издание. М. Оникс 2007

  3. Д. Э. Розенталь. Большойтсправочник по русскому языку. Изд. АСТ 2000

  4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2000

  5. Русский язык 5-11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ сост. О. В. Касперская. - Волгоград: Учитель 2010

  6. Е. А. Влодавская. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Изд. Экзамен 2014

  7. М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова. Диктанты по русскому языку 9 класс. Изд. Экзамен М. 2014

  8. М. Ю. Никулина. Зачетные работы по русскому языку 9 класс. М. Экзамен 2016



© 2010-2022