- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочие материалы к уроку Омонимы. Виды омонимов. 5, 10 класс
Рабочие материалы к уроку Омонимы. Виды омонимов. 5, 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быкова О.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОМОНИМЫ. ВИДЫ ОМОНИМОВ. Паронимы.
Омоним- от греч. «омос»- одинаковый и «онима»- имя.
Омонимы- слова, совпадающие в произношении и написании, но имеющие разные значения.
-
У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов)
-
Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтёра)
-
В бою рубят, а после боя развлекают.(Шашки)
-
Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названье- разные предметы.(Гранаты)
1.Омоформы- слова, относящиеся к разным частям речи и совпадающие только в одной форме.
Снег сказал: «Когда я стаю, Ты белых лебедей кормила,
Станет речка голубей, Откинув тяжесть чёрных кос…
Потечёт, качая стаю Я рядом плыл; сошлись кормила;
Отражённых голубей». Закатный луч был странно кос.
2.Омофоны- совпадают в звучании, но различаются по написанию. Могут совпадать и несколько слов.
1) -Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
2)Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.
3) Лет до ста расти нам без старости.
4) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.
5) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.
6) Не под дождём- постоим да подождём (пословица).
7) Во все колокола звонят- Сравни: В овсе колокола звонят.
8) Он же ребёнок!- Сравни: Он жеребёнок.
9) Он у нас часок посидел- Он совсем поседел от горя.
10) Мать свела ребёнка в школу- Ласточка свила гнездо под окном.
11) Ел старик хлеб сухой… Откуда же рыбьи кости?( Так ведь хлеб с ухой).
12) И шаг твой землю тяготил (Ишак?)
3.Омографы- слова, звучащие по-разному, но совпадающие в написании. Обычно имеют ударение на разных слогах, и это меняет звучание слов, которые пишутся одинаково.
В камзоле Баклажан
Был полон блеска.
На кухне утром он сказал Селёдке:
- Треска зазналась!
Ишь как много треска
Изволила поднять на сковородке!
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Грызёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.
Скорей, сестра, на рыб взгляни, Сосульки, как носы у цапель,
Попались на крючок они! И тают,словно карамель.
В ведёрко руку окуни, Я слышу звон апрельских капель,
Не бойся, это окуни! Поёт весенняя капель.
Задание:определите вид омонимов.
Стих, три, строй, шила, течь; костный-косный, везти-вести, компания- кампания; замок-замок, мука-мука, засыпать-засыпать
4.Паронимы-слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Ворон-ворона, апельсиновый- апельсинный, героический- геройский,
абонент- абонемент, эффектный- эффективный, жёсткий- жестокий.
Домашнее задание.
1)Распределите слова в 2 столбика: ключ, метр, спутник, доклад, лук, кисть, норка, игла, клуб, лев, расцвести, корень.
-
Многозначные слова
Слова, имеющие омонимы
2) Запишите слова в 3 столбика: лезть, большая, развеваться, лечу, подвиг, зреть, лук, сорок, тушь, стекло, выходить, простой.
-
Имеющие омоформы
Имеющие омофоны
Имеющие омографы
3) составьте предложения с данными паронимами:
осуждать- обсуждать, чувствительный- чувственный,
представить- предоставить, понятный- понятливый,
ветреный- ветряной.