Рабочие материалы к уроку Омонимы. Виды омонимов. 5, 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОМОНИМЫ. ВИДЫ ОМОНИМОВ. Паронимы.

Омоним- от греч. «омос»- одинаковый и «онима»- имя.

Омонимы- слова, совпадающие в произношении и написании, но имеющие разные значения.

  1. У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (Быки мостов)

  2. Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтёра)

  3. В бою рубят, а после боя развлекают.(Шашки)

  4. Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названье- разные предметы.(Гранаты)

1.Омоформы- слова, относящиеся к разным частям речи и совпадающие только в одной форме.

Снег сказал: «Когда я стаю, Ты белых лебедей кормила,

Станет речка голубей, Откинув тяжесть чёрных кос…

Потечёт, качая стаю Я рядом плыл; сошлись кормила;

Отражённых голубей». Закатный луч был странно кос.

2.Омофоны- совпадают в звучании, но различаются по написанию. Могут совпадать и несколько слов.

1) -Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу!

2)Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

3) Лет до ста расти нам без старости.

4) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.

5) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

6) Не под дождём- постоим да подождём (пословица).

7) Во все колокола звонят- Сравни: В овсе колокола звонят.

8) Он же ребёнок!- Сравни: Он жеребёнок.

9) Он у нас часок посидел- Он совсем поседел от горя.

10) Мать свела ребёнка в школу- Ласточка свила гнездо под окном.

11) Ел старик хлеб сухой… Откуда же рыбьи кости?( Так ведь хлеб с ухой).

12) И шаг твой землю тяготил (Ишак?)

3.Омографы- слова, звучащие по-разному, но совпадающие в написании. Обычно имеют ударение на разных слогах, и это меняет звучание слов, которые пишутся одинаково.

В камзоле Баклажан

Был полон блеска.

На кухне утром он сказал Селёдке:

- Треска зазналась!

Ишь как много треска

Изволила поднять на сковородке!

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Грызёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

Скорей, сестра, на рыб взгляни, Сосульки, как носы у цапель,

Попались на крючок они! И тают,словно карамель.

В ведёрко руку окуни, Я слышу звон апрельских капель,

Не бойся, это окуни! Поёт весенняя капель.

Задание:определите вид омонимов.

Стих, три, строй, шила, течь; костный-косный, везти-вести, компания- кампания; замок-замок, мука-мука, засыпать-засыпать

4.Паронимы-слова, близкие по звучанию, но разные по значению.

Ворон-ворона, апельсиновый- апельсинный, героический- геройский,

абонент- абонемент, эффектный- эффективный, жёсткий- жестокий.

Домашнее задание.

1)Распределите слова в 2 столбика: ключ, метр, спутник, доклад, лук, кисть, норка, игла, клуб, лев, расцвести, корень.


Многозначные слова

Слова, имеющие омонимы

2) Запишите слова в 3 столбика: лезть, большая, развеваться, лечу, подвиг, зреть, лук, сорок, тушь, стекло, выходить, простой.

Имеющие омоформы

Имеющие омофоны

Имеющие омографы

3) составьте предложения с данными паронимами:

осуждать- обсуждать, чувствительный- чувственный,

представить- предоставить, понятный- понятливый,

ветреный- ветряной.



© 2010-2022