- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плюснина Е.С. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение основная общеобразовательная школа п. Христофорово Лузского района
Кировской области
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ В 9 КЛАССЕ
Программу подготовила
учитель русского языка и литературы
МОКУ ООШ п. Христофорово
Лузского района Кировской области
Плюснина Елена Серафимовна
п. Христофорово
2014 г.
Программа
9 класс
Пояснительная записка
-
Понять литературу, не зная мест,
где она родилась, не менее трудно,
чем понять чужую мысль, не зная
языка, на котором она выражена.
Д. С. Лихачев
В последнее время все чаще повторяют слова Н. М. Карамзина, что «Россия сильна провинцией». Сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура так или иначе связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение гениальных произведений отечественной культуры. Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании в своё время подчеркивалась в трудах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.
В наше время образованный человек должен быть не только «человеком знающим», но и подготовленным к жизни, умеющим ориентироваться в сложных проблемах современной литературы, способным осмыслить свое место в мире. Для этого современная школа вводит новые интегрированные предметы, изучающие родной край, в том числе и литературу родного края.
Программа курса «Литература Вятского края» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, побуждая к глубокому изучению творчества поэтов и писателей, чья биография неразрывно связана с Вятским краем. Предлагаемые произведения будут способствовать интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формированию навыков исследовательской деятельности, активной гражданской позиции, региональной идентификации личности.
Новизна программы заключается в том, что она представляет не имеющий аналогов системный курс изучения литературы родного края с 5 по 11 класс. Это уникальный подбор недостаточно изученного литературного краеведческого материала от фольклора до современной литературы. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства по изучению литературы вятского края в регионе, предоставляет широкие возможности для творческой и исследовательской деятельности учителя и ученика.
Актуальность программы курса «Литература Вятского края» определяется тем, что программа способствует решению задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, социальной адаптации учащихся, стимулирует интерес к историческому прошлому, обычаям и традициям народов родного края.
Программа выполняет две основные функции
1. Информационно - методическую, что позволяет всем участникам дополнительного образования получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного курса.
2. Организационно - планирующую: чётко представляет выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по классам, разделам и темам.
Программа является ориентиром для составления учебных программ в школах области. Педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. Таким образом, программа, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Цель курса - формирование у учащихся основ российской, гражданской идентичности с учётом культурно - исторических, этнических, социально - экономических, демографических и иных особенностей региона через художественное наследие в аспекте исторической и культурной жизни Вятки.
Задачи курса:
-
изучить художественное наследие в аспекте исторической и культурной жизни Вятки;
-
выявить связь литературы с бытом, обычаями и культурными традициями вятчан;
-
на материале конкретных произведений раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
-
расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить их общую эстетическую культуру;
-
воспитывать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
В процессе освоения курса предполагается
-
закрепление знаний об особенностях вятского фольклора, полученных в курсе начальной школы;
-
знакомство с биографиями вятских писателей XVII - XX веков и начала XXI века;
-
чтение и обсуждение художественных произведений;
-
формирование и развитие культуроведческой компетентности учащихся;
-
анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
-
изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения;
-
повторение знаний по истории и теории литературы в процессе изучения произведения.
Ценность курса «Литература Вятского края» заключается в том, что, расширяя и обогащая знания школьников о литературе родного края, прививая им любовь и уважение к истории и культуре Вятского края, он поможет полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Большое воспитательное и образовательное значение имеет включение в курс самостоятельной деятельности учащихся при отборе текстов, при изучении биографий писателей, поэтов, краеведов. Литературно-краеведческая работа может носить исследовательский, прикладной характер.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, проблемный, эвристический, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала, интернета, медиаресурсов.
Одним из важнейших условий работы в 5 - 11 классах является работа с текстом художественного произведения, целенаправленное формирование отклика читателя.
Формы занятия: традиционные - это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы; нетрадиционные: музейный урок, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Программа курса ориентирована на систематическую исследовательскую и проектную деятельность школьников. Успех работы будет зависеть от сочетания видов и форм занятий:
-
лекций (обзорная лекция педагога, доклады школьников);
-
семинаров (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
-
исследований (изучение текстов, сбор материалов, работа с научной и художественной литературой, изучение и классификация собранных материалов, подготовка докладов, проектов и мультимедийных презентаций);
-
творчества (дневники, сочинения, эссе, путевые заметки, проведение литературно-музыкальных вечеров и встреч с писателями);
-
оформления (выставки, литературные карты, стенгазеты).
В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста поисково-исследовательская деятельность усложняется (использование большего количества и сложности источников, разнообразие приемов работы, степень самостоятельности детей). Задача учителя - помочь выбрать ученику или группе учащихся тему для мини-исследования или исследования, определить возможные формы и методы работы, наметить план исследования, рекомендовать список необходимой литературы, руководить исследованиями учащихся, поддерживая атмосферу творческого поиска.
Формы контроля результатов образовательной деятельности: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, доклады, статьи.
В результате освоения содержания курса учащиеся должны совершенствовать умения в следующих видах деятельности:
чтение и восприятие:
- читать произведения; воспроизводить содержание (видеть главных героев, основные сюжетные линии и события);
чтение, истолкование и оценка:
- анализировать и оценивать изученное произведение; характеризовать его компоненты с точки зрения проблематики и идейного смысла; группировки героев и системы образов; особенности композиции; взаимосвязи узловых эпизодов (сцен); средств изображения образов-персонажей; рода и жанра произведения, способов авторского повествования; своеобразия авторской речи; авторского отношения к изображаемому;
- давать оценку изучаемым лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты жизни и творчества изучаемых писателей;
- характеризовать историю произведений;
- объяснять связь произведений со временем (создания) написания и нашей современностью;
- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (называть основные черты этих направлений);
- чтение и речевая деятельность:
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение данного эпизода в произведении;
- составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
- писать творческие и исследовательские работы:
- сочинения на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений), рассуждения проблемного характера, сочинения-характеристику героев, истолкование эпизода небольшого прозаического произведения, истолкование (эпизода небольшого прозаического произведения, стихотворения, произведения устного народного творчества), рецензию на изученное произведение;
- на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие;
- выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть (в соответствии с программой).
В результате изучения курса «Литература Вятского края» учащиеся должны
знать и понимать:
-
взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
-
историю создания произведений;
-
биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
-
характеристику героев;
-
характерные особенности эпохи и жизни вятского края, отраженные в изученных произведениях;
-
жанровые особенности произведений;
-
тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть;
уметь:
-
анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
-
выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
-
пересказывать узловые сцены и эпизоды изучаемого произведения;
-
давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
-
писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
-
составлять рассказ об авторе книги;
-
подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
-
выразительно читать произведение (или фрагменты, в том числе выученные наизусть);
-
делать обзор публикаций по литературному краеведению, анализировать их;
-
работать со справочной и критической литературой;
-
вести переписку с писателями края.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
выбора произведения для самостоятельного чтения;
-
создания связного текста на необходимую тему;
-
поиска нужной информации о литературном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Программа написана с учетом возрастных особенностей школьников.
Реализация календарно-тематического плана обеспечит освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно и т.п.), составлять план.
На уроках учащиеся могут овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять "иными словами"), формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих их интересов и соотносить со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Программа ориентирована на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании тем курса.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса, включающего: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, тексты произведений, альбомы, справочники, словари и т.п.
Условия реализации программы.
Важнейшими условиями реализации разработанного курса являются
деятельностный характер процесса преподавания курса;
синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения литературы;
формирование коммуникативной компетентности, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
сбалансированное развитие устной и письменной речи;
формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
усиление речевой направленности в изучении тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
формирование представления о родной литературе как форме выражения национальной культуры народа, достоянии народа.
Временной период
Содержание
Количество часов
Предлагаемые формы и виды контроля
всего
теория
практика
Введение
Литература Вятского края в XX веке
1
1
Литература XX века
А. А. Лиханов. Жизнь и творчество. Тема детства в творчестве А. А. Лиханова. Повесть « Последние холода».
В. Н. Крупин. Жизнь и творчество. Тема природы в творчестве В. Н. Крупина. Роман «Живая вода».
Поэзия Вятского края. Обзор.
Жизнь и творчество О. М. Любовикова. Тема Великой Отечественной войны в творчестве О. М. Любовикова.
М. П. Чебышева. Жизнь и творчество.
П.П. Маракулин. Жизнь и творчество.
П. П. Маракулин. Стихи о Великой Отечественной войне.
«За окнами Дымково».
Н.И. Перминова. «Прощёное воскресение»
3ч
3ч
1ч
2ч
1
3
1
1
1
1
1
1
1
2ч
2
1
1
1
1
Анализ произведения по выбору. Иллюстрации к произведениям.
Исследовательские проекты
Создание викторины.
Доклады.
Проекты учащихся «Суровая правда солдат».
Нарисовать обложку книги.
14
6
8