Урок по литературе на тему Особенности пейзажной лирики Ф. Тютчева и А. Фета

Урок по литературе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета позволяет - сопоставить стихи русских "певцов природы", найти общее и различное, определить художественные особенности пейзажной лирики поэтов; - учить самостоятельной исследовательской работе на основе литературного произведения; - учить выразительному чтению и анализу лирического произведения, находить средства выразительности, развивать дар слова; - приобщить школьников к миру поэзии, живописи и музыки, раскрыть богатство и выразительнос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИТЕРАТУРА

Особенности пейзажной лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Цели:

- расширить знания и представления учащихся о творчестве великих русских поэтов;

- выявить основные характерные черты поэтического стиля каждого поэта, найти общее и различное, выделить особенности;

- совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

- развивать образное мышление и творческие способности учащихся;

- воспитывать любовь к поэзии, к родной природе средствами литературы и живописи.

ХОД УРОКА

  1. Этап самоопределения и целеполагания.

- Послушайте музыкальный фрагмент. (Чайковский П.И. «Времена года»)

- Что вы представляли, когда слушали музыку, какие образы, картины, чувства возникали у вас? (картины природы)

- Как называется изображение природы в живописи или в литературе? (пейзаж)

- Учитывая, что было задано на дом, и сказанное сейчас, попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о пейзажной лирике Тютчева и Фета)

- Правильно, тема нашего урока «Особенности пейзажной лирики Ф.Тютчева и А.Фета». (записывают в тетрадь) СЛАЙД 1(тема урока и эпиграф)

Эпиграф: Не то, что мните вы, природа
не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.

- Имена этих поэтов часто стоят рядом. Их называют «певцами русской природы». Какие вопросы по теме возникают у вас, что бы хотели сегодня узнать? (формулируются вопросы учащимися)

- Эти вопросы и определят цели и задачи нашего сегодняшнего занятия: СЛАЙД 2 (цели)

1. Что объединяет поэтов? Что можно отметить общего в их жизни и творчестве?

2. Как воспринимают природу и как изображают ее в лирике?

3. Какие основные черты и художественные особенности пейзажной лирики можно выделить в творчестве каждого?

- Что, по-вашему, нам необходимо, чтобы ответить на эти вопросы? (знать биографию, стихи, уметь сопоставлять и анализировать)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Что мы уже знаем по теме урока? Вспомните, что было домашним заданием? (познакомиться с биографией, вспомнить выученные ранее в курсе литературы стихи) СЛАЙД 3 (портреты поэтов с цитатами о них)

- Откуда были родом Тютчев и Фет?(оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев - Овстуг на Брянщине)

- Какая тема творчества занимает особое место в поэзии каждого? (тема природы)

- Что в биографии Ф.И.Тютчева вас, может быть, удивило или на что вы обратили внимание? (Тютчев писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки, а в деревне жить совсем не мог и не любил… Стихи сочинял «на ходу»)

- Какие сложности и противоречия в жизни Фета очень волновали его, на что он потратил много сил? (Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин)

- О жизни и творчестве А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении: Он в мире грёзы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта -

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

- Мы говорим сегодня о пейзажной лирике в их творчестве. Вы должны были обратиться к изученному ранее и вспомнить стихи о природе уже знакомые вам. Пожалуйста, посмотрите на картины природы и подберите к ним строчки из выученных ранее стихов этих поэтов. (читаются отрывки из стихов, на доске демонстрируются пейзажи) СЛАЙДЫ

- Назовите особенности изображения природы в этих стихах? (природа оживлена, много эпитетов, олицетворений, метафор)

3. Этап пробного учебного действия.

- Давайте расширим наши знания и представления о творчестве поэтов, рассмотрев несколько новых произведений. Сегодня мы поговорим не только, даже не столько о образности и выразительности лирики, сколько постараемся определить характерные черты поэтического мастерства поэтов. Что нам необходимо вспомнить для работы с лирическим текстом? (план анализа лирического произведения)

Давайте послушаем стихотворение Тютчева "Еще земли печален вид".

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты,

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует,

И золотит твои мечты?

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь..

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?.. (1836)

- какой изображена природа в этом произведении? Что использовал поэт для создания пейзажа? (Природа оживает, олицетворения)

- о чем, кроме природы, говорит поэт? (о душе, об ощущениях, о чувствах)

- Какие особенности композиционные и поэтические вы можете отметить?

(композиция двучастная - 2 части. Противостояние миров и их единство одновременно).

- А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета. Каждое его стихотворение - это целая гамма впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Стремление выразить «невыразимое» через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение - одно из главных свойств поэзии Фета. Поэт воспринимает природу через прекрасные метафоры и эпитеты.

Пришла, - и тает всё вокруг,

Всё жаждет жизни отдаваться,

И сердце, пленник зимних вьюг,

Вдруг разучилося сжиматься. (Замерло от восторга)

Заговорило, зацвело

Всё, что вчера томилось немо,

И вздохи неба принесло

Из растворённых врат эдема. (Рай)

Как весел мелких туч поход!

И в торжестве неизъяснимом

Сквозной деревьев хоровод

Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей,

И с неба песня, как бывало;

Как будто говорится в ней:

Все, что ковало - миновало.

Нельзя заботы мелочной

Хотя на миг не устыдиться.

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

- О чём стихотворение? (О приходе весны)

- Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема. Тютчев и Фет - певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

- Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну. Весна - это необыкновенное время года, которое вдохновляет и вдохновляло многих писателей и поэтов, художников и композиторов.

О весне Афанасий Фет писал очень много, всю свою жизнь. У него есть даже цикл стихотворений под названием «Весна». Для него главное показать настроение. Он старается выразить свое впечатление от весны. Эта таинственная сила освежает, обновляет человека, обновляет его силы, приносит ему радостное ощущение.

- А с чем у вас ассоциируется весна? (…ассоциативный ряд или синквейн)

- Красота и естественность их поэзии совершенны, стихи выразительны и музыкальны. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант...» - говорил о Фете П.И. Чайковский.

Музыкальность - особенность лирики Тютчева и Фета. На их стихи было написано множество романсов, которые получили широкую известность. (Звучат романсы «Весенние воды» и «Я пришел к тебе с приветом» )

- Итак, мы отметили, что они рассматривают природу в единстве с душевным состоянием человека, с его мировосприятием. Природа часто заставляет поэтов задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых автор размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразии в окружающем мире? (Философская лирика)

Философская лирика - понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева и Фета. Это еще одна особенность пейзажной лирики поэтов.

4. Этап закрепления знаний.

Работа в группах.

1 группа - анализирует стихотворение Фета "Какая грусть! Конец аллеи…" (1862)

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,-

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

- Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека. Для Фета связь между тем, что происходит во внутреннем мире человека, и явлениями внешнего мира несомненна, и эту связь он не устает подчеркивать. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. - Какие художественные средства помогают передать красоту природы? (Олицетворение, эпитеты, сравнения, метафоры)

2 группа - анализирует стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко..»

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его - лови скорей!

Смотри, оно уж побледнело, еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь, и живешь.

Проверяется работа учащихся в группах.

5. Этап включения в систему знаний. Выводы и обобщение по теме урока.

- Давайте вернемся к целям нашего занятия. На все ли вопросы мы нашли ответы? Что осталось не рассмотренным? Есть ли вопросы?.(ответы детей)

- Тогда посмотрите в ваши записи и сделайте вывод: какие общие черты и художественные особенности пейзажной лирики Тютчева и Фета можно назвать? (ответы)

- Что отличает их пейзажную поэзию? Назовите индивидуальные черты.

6. Этап рефлексии.

- закончить урок предлагаю приемом «Левая рука»: обведите свою руку и заполните записями, опираясь на свои впечатления от урока -1) было важным и интересным …

2) по… вопросу я получил конкретную рекомендацию, знания

3) мне было трудно, или не понравилось… потому что..

4) моя оценка атмосферы занятия…

5) для меня было недостаточно…

Учащиеся озвучивают записанное

Итоги урока, оценки.

Домашнее задание: написать сочинение по эпиграфу урока

© 2010-2022