Урок по русскому языку для 5 класса Омонимы

Предлагаемый урок проводится в рамках программы М.М.Разумовской при изучении темы "Лексика" с учётом деятельностного подхода. Приёмы работы на уроке способствуют формированию когнитивных, коммуникативных, регулятивных УУД. В процессе урока учащиеся в совместной работе знакомятся с видами омонимов, учатся различать многозначные слова и омонимы. Ученикам предлагаются разного вида задания на закрепление. Для реализации задач были применены следующие приемы: практические задания, работа со словарями.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Омонимы».

Цели урока:

- сформировать у учащихся знание определения понятия омонимы, знание того, чем отличаются омонимы от многозначных слов;

- выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов;

- повторить переносное значение слов, правописание безударной гласной в корне слова, правописание глаголов.

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательный интерес при работе со словарями;

- воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному слову.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тесты по орфографии, слова для лексико-орфографической работы, схема «Виды омонимов».

Лексическая работа: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, толковый словарь Ожегова

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Орфографическая пятиминутка «Проверь себя».

Задание 1

Вставь пропущенные буквы. Найди «третий лишний» (подчеркни).

А) л … сной, л ... сичка, стр … ла ;

Б) заб … жал, пос … дел с горя, зас … делся ;

В) уд … вление, по ... вление, пл …сать;

Г) к…рмить, н…очной, зап…х;

Задание 2

Зачеркни ненужную букву.

А) н( е,и) бесный, пр(е,и) лестный, цв(е,и)тной ;

Б) м(а,о)хнуть, сп(а,о)сти, к(а,о)рмить;

В) сп(е,и)шит на работу, сп(е,и)шите правильно,

Г) прим(е,и)рение, прим(е,и)рять костюм,

Задание 3

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни «пятый лишний».

А) (б,п) ло…, ду…, зу…, зо…, штам… ,

Б) (г,к) поро…, сло…, ро…, галсту…, сапо…,

В) (д,т) ло…ка, кла…, чу…кий, жи…кий,ре…кий

Г) (з,с) ре…кий, ни…кий, про…ьба, ука…ка,ре…ьба.

Задание 4

Выбери слова с непроизносимыми согласными. Подчеркни эти слова.

Прелес…ный, ус…ный, напра…ный, дворня…ка, здра…ствуй, ло…кий,

чес…ный, мес…ный.

3. Проверка изученного материала.

Сначала, ребята, вспомним, о чём шла речь на прошлых уроках?

- Лексика - это-------------------------------------------------------------------------------

- А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение?

- В толковых словарях разъясняется ----------------------------------------------------

- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ----------------- Однозначными называются слова, имеющие ---------------------------------------

- Слово может иметь ---------------------------------------------------------- значения

- Перенос названия происходит, если у предметов есть ---------------------------

- Антонимы это ------------------------------------------------------------------------------

- Синонимы это ------------------------------------------------------------------------------

4.Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка, по области ЛЕКСИКИ.

На просторах Лексики ждут нас новые друзья - это омонимы. Познакомимся с ними поближе. Запишите число и тему урока.

1.Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка».

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля, - у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю! - сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

- Ребята, почему подруги долго не понимали друг друга ?

- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ОВСЯНКА? (два)

- Одинаково ли пишутся и звучат слова?

- Подумайте, одинаковы ли они по значению?

2.Записи на доске

Найдите омонимы. Докажите.

Горький лук, стрельба из лука;

Вкусная овсянка, слушать овсянку;

Стакан из стекла, вода стекла;

Косить косой, косой взгляд;

Теплая печь, печь пироги.

- Сможете ли вы сами дать определение омонимам?

Омонимы - это ….( с греч. «омос»- «одинаковый» и «онима» - «имя». Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.)

3.Теоретический материал. Схема «Виды омонимов».

1.Лексические омонимы пар («газ,воздух»)-

(разные по значению слова, пар («незасеянное поле»)

совпадающие в написании,

произношении и грамматическом

оформлении)

2.Фонетические омонимы острые мечи-

(омофоны) - слова, имеющие круглые мячи

одинаковое произношение,

но различное значение и

написание.

3.Графические омонимы орган (человеческий)-

(омографы) - слова, имеющие орган (инструмент)

одинаковое написание, но

различающиеся по значению

и произношению.

4.Грамматические омонимы пила (сущ.)-

(омоформы)- слова, имеющие пила (глагол)

в произношении и написании

в определенных формах

совпадения.

4.Тест - практикум.

Определите вид омонимов, докажите.

Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. (Лексические)

Простые люди мира взяли дело защиты мира в свои руки. (Лексические)

Мне избушку отворите и капустки отварите. (Омофоны)

Скоро встречу я в лесу настоящую лису. (Омофоны)

Пока на лавке посидел, я от снега поседел. (Омофоны)

Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. (Омоформы)

Простой трактора произошел по весьма простой причине. (Омоформы)

5.Физкультминутка.

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы руки разведем

И побежим кругом.

6.Работа у доски.

1.Расставьте знаки препинания. Прочитайте вслух написанное. Чем объясняется его юмористическое содержание?

- Что случилось доченька? Почему ты пищишь?

- Я выпила лекарство, а в рецепте написано: «Три раза в день после приема пищи».

- Дочка, ты же неверно прочитала!

2. Составьте предложения со словами, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Произнесите эти слова, объясните их значение.

Атлас - атлас, хлопок - хлопок, орган - орган, замок - замок, мука - мука.

7.Работа в группах.

- Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

1 группа - нахождение в ТСО слов омонимов.

2 группа - нахождение в ТСО многозначных слов.

3 экспертная группа - рецензирование ответов учащихся.

- Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы - разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные - как одно слово с перечислением значений.

8.Творческое задание.

- Послушаем стихотворение «Вы откуда, молодцы?»

День вступил в свои права,

Постучали в дверь слова.

Я открыл им: что за чудо?

Предо мною близнецы

Я спросил их:- Вы откуда?

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:

- Заверяем, голова,

Что и раньше с нами встречи ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу - далеки!

О чём предупреждает нас автор? ( Омонимы - слова, далёкие по смыслу).

-Найдите омоним в стихотворении. (Язык)

-Сколько звуков обозначает буква я в слове язык?

Отгадайте загадки.

- Как отгадки связаны с темой урока?

1.Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают. (очки)

2.Со мной ходи стрелять учиться

И на грядке меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А чаще попадаю в щи. (лук)

3.Я от солнца, от огня

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (свет)

Задание: Найдите омонимы в стихотворении

Ключ

Где тот ключ, который скажет,

Как воды найти в степи,

А где тот, что нам укажет

Ноты до, си, ля, фа, ми?

Где же тот, что дверь откроет?

А где тот, что банку вскроет?

- При использовании омонимов могут возникнуть смешные ситуации!

Загадки - смешинки

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор».

А я с кресла бежать во весь опор.

По-моему, врач хитрит что-то:

Кому же целый лес в рот совать охота?

(Сосновый лес и стальное сверло в бормашине.)

Смотри, по воде барашки бегут.

-Ну и люди…ну и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелее воды.

(Небольшие белые пенистые волны и животное)

9. ТЕСТ.

- Да, огромна страна русского языка. Широкими просторами Лексики мы дружно подошли к главному испытанию урока. Выполним тест.



Тестирование.

Укажите номер правильного ответа.

1. Словарный состав языка изучает раздел науки о языке:

  1. грамматика

  2. лексика

  3. морфология

  4. синтаксис

2. Найдите ряд слов в переносном значении:

  1. лисья хитрость, железная воля, каменный дом;

  2. золотое сердце, тёплый приём, холодный взгляд;

  3. дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ;

  4. грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь.

3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

  1. однозначными

  2. многозначными

  3. синонимами

  4. омонимами

  5. антонимами

5.Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:

1. Не люблю запах_________

Туго натянуть тетиву ___________

2. Умыть _________

Определить ________глагола.

3. Подъёмный __________

__________с горячей водой.

4.Прикусить _____________

Английский___________

5. Итоги урока. Вывод по изученному материалу.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Определение омонимов.

- Виды омонимов. Их значение.

- Как отличать омонимы и многозначные слова?

- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

- С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке?

6.Домашнее задание

- Нарисуйте свою иллюстрацию к теме «Омонимы». На вашем рисунке должны быть предметы, названия которых являются омонимами и многозначным словом.

Объявление оценок.


© 2010-2022