Развитие речи в условиях сельской школы

Творческие работы-это упражнения творческого характера, направленные на формирование у школьников всего комплекса речевых умений. Цель уроков развития речи- помочь школьникам подняться на новую ступень культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка. Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работе по обогащению словаря и грамматического строя речи обучающихся и развития их связной монологической речи.   В школьны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи обучающихся в условиях сельской школы

В современном обществе наблюдается тенденция к с снижению грамотности среди подростков, а в скором времени и населения России. Это не значит, что мы сплошь будем «купаться» в безграмотности! Компьютер убережет нас от этого. Я говорю об орфографии. А что делать с речью? Особенно в сельской местности, где грамотную и красивую речь в большинстве случаев можно услышать только по телевизору.

Творческие работы-это упражнения творческого характера, направленные на формирование у школьников всего комплекса речевых умений. Цель уроков развития речи- помочь школьникам подняться на новую ступень культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка. Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работе по обогащению словаря и грамматического строя речи обучающихся и развития их связной монологической речи.

В школьных учебниках дается немало тем для творческих работ, но сочинение остается одним из главных видов работы по развитию речи, а в свете современных тенденций ( допуск к ЕГЭ в виде сочинения) одна из наиболее сложных форм деятельности обучающегося.

Обучение сочинению начинается в начальной школе, но основное внимание уделяется в среднем, а совершенствование навыков - в старшем звене. Я не буду затрагивать темы по развитию речи, которые даны в учебниках, а представлю только те, которые использую практически на каждом уроке.

В 5-ом классе можно начать со словарных диктантов, из слов которых затем ребята составляют связный текст (примерно 30 слов). Эту работу можно сделать иначе, сгруппировав слова по темам: «Спорт», «В школе после уроков», «Экскурсия» и т.п. затем составить небольшие рассказы на соответствующие темы.

Другой вид сочинения- по данному началу: «Выросла в сосновом темном бору маленькая белоствольная березка - красавица. Она торопилась расти, тянулась к солнышку. Но высокие сосны закрывали свет, выпивали росу и влагу. Совсем изнемогла березка. Но…»

Мне больше нравятся сочинения-миниатюры. Один из видов - по репродукциям картин русских художников, цветным фотографиям, фоновым рисункам. При проверке выполненной работы учитывается полнота описаний и умение пользоваться словарем.

Другой вид- по опорным словам: придумать заглавие, определить главную мысль (сильные морозы, колядки, ряженые; река, шалаш, камыши, ночь, луна).

Интересны ребятам сочинения-миниатюры по заданной теме: «Почему цветок называют мать - и -мачеха?... Иван-да-Марья?»

Перед работой над мини-сочинением дать ребятам задание: выбрать из словаря синонимов ( и эпитетов) слова, которые можно использовать в работе. Другим обучающимся дать задание написать сочинение-миниатюру, используя эти слова.

В 5-ом классе в разделе «Словообразование» даю задание письменно ответить на вопрос (это также мини-сочинение): «Что я знаю о слове зеленоватый?». Для этого вида сочинения можно брать и другие части речи.

В нашей школе ежегодно проводится «Праздник урожая», где в одном из заданий нужно подготовить осенний букет. Затем ребята описывают его, решив вопрос о стиле и типе речи, выбирая одну из тем:

  1. описание букета в целом;

  2. описание отдельного элемента букета;

  3. как готовили букет;

  4. совет: каким бы был букет, если бы он нужен был завтра;

  5. где стоит букет.

Большое значение для развития творческих речевых способностей обучающихся имеет использование музыки на уроках русского языка. Достаточно, чтобы отрывок из классического музыкального произведения прозвучал два раза. Ребята пишут сочинение-миниатюру, опираясь на свое понимание музыки и впечатления. Часто использую «Утро» Грига, пьесу Щедрина «Ночь», Чайковского и др.

Большое внимание уделяю патриотическому воспитанию обучающихся. Перед 9-ым Мая, Днем освобождения нашего села, города от немецко-фашистских захватчиков в школе проводим конкурс сочинений о Великой Отечественной войне. Можно провести сочинение -репортаж с выставки картин, посвященному этому событию, а также подробный рассказ об одной из них (« Я веду свой репортаж с выставки картин…»). Активно эту работу используем и во внеклассной работе (Фоторепортажи).

Это далеко не все способы заставить обучающихся развивать самостоятельность наблюдений, накапливать живые впечатления, учиться оформлять их словесно и последовательно. Нужно добиваться того, чтобы обучающиеся не пугались слова «сочинение» не только на уроке, но и при сдаче экзаменов.



© 2010-2022