Разработка урока на тему Образы помещиков в поэме Мертвые души (Манилов и Коробочка)

Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы «Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.  Оборудование: таблица, текст поэмы «Мертвые души», иллюстративный материал по теме урока. Поэма «Мертвые души» бы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы «Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: таблица, текст поэмы «Мертвые души», иллюстративный материал по теме урока.

Ход урока.


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний (беседа, анализ главы первой)

- Расскажите, что вы узнали из прочитанного о главном герое произведения.

- Какой был цель его приезда в губернский город NN?

- Найдите в тексте и прочитайте портретное описание Чичикова. Как вы думаете, почему писатель наделяет его безликой внешностью? Обоснуй свой ответ. Какими словами автор выражает свое отношение к персонажу?


  1. Мотивация учебной деятельности

- Поэма «Мертвые души» была задумана Н.В. Гоголем как широкое эпическое полотно. Гед автор берется правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.

- Образная система поэмы строится в соответствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья Россия, чиновничья Россия и образ Чичикова.


  1. Работа над темой урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Автор создает целую систему образов, очень реалистичную и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам героев со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.


  1. Коллективная работа по составлению опорной схемы- конспекта «Система образов поэмы» (запись на доске и в тетрадях)









Система образов поэмы

Ноздрев

Собакевич

Коробочкачка

Плюшкин

Манилов

Помещики,

Чичиковдеревенские жители


Прокурор

Губернатор

Чиновники,

Полицмейстер

Почтмейстергородские жители



  1. Аналитическая беседа «Размышляем, обсуждаем»

а) Анализ главы второй

- Кого из помещков Чичиков посещает первым?

- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?

- Какая деталь в описании героя является ведущей?

- Расскажите, кто такой Манилов. Какое впечатление он на вас произвел?

- Как автор характеризует Манилова? Какая черта характера является ведущей у этого персонажа?

- Чем обычно был занят помещик? Как он относится к своему имению?

- Объясните термин «маниловщина».



  1. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы»

Герои поэмы.

Помещик

Экономический упадок

Моральное разложение

Манилов

Безхозяйственный помещик

Праздный мечтатель, живущий в мире грез, - «рыцарь пустоты»

Коробочка

Мелочная скопидомка

«Дубинноголовая»

Ноздрев

Безалаберный прожигатель жизни

Бесшабашный враль, мот и шулер

Собакевич

Прижимистый и упрямый хозяин

Оскотинившийся кулак

Плюшкин

Скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения

«Прореха на человечестве»

Общие черты всех помещиков

Низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме.



  1. Сопоставительная работа: анализ образов Манилова и Коробочки.



Различия образов Манилова и Коробочки



Манилов

Коробочка

Небрежность

Аккуратность

Восторженная наивность

Упрямая подозрительность

Беспечность

Мелочность, жадность

Манилов - спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады - - все для него препочтенейшие люди. Это человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, «человек так себе, ни то, ни се»

«Дубинноголовая» Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

5.Подведение итогов урока

«Под сенью дружных муз…». Работа с иллюстрациями П.М. Боклевского к поэме «Мертвые души»

- Серия иллюстраций к поэме принадлежат П.М. Боклевскому. Художник полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача - передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображение их лиц. Манилов представлен художником, отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле.

Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в башмаках. Круглая, мягкая фигура Коробочки, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, напоминает плотно набитый куль или мешок.

6.Домашнее задание.

1. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.



© 2010-2022