Урок русского языка в 6 классе «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: Познакомить обучающихся с образованием прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ОВ-/ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Сопоставление правил правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя:

Проверка домашнего задания

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

Игра «Лови ошибку!»

Снежок, горошок, ручёнка, зайчонок, крошочка, доченька, дружёк, бельчонок, сучёк.

-каждому ряду дается по 3 слова. Ребята ищут ошибку группами, совещаются, спорят. Приходят в общему мнению и выбирают спикера, который докладывает учителю результаты обсуждения.

Записывают слова, исправляя ошибку.

-Какое правило повторили? В какой части слова находится орфограмма?

-А мы продолжаем знакомство с именем прилагательным.

-Предположите, как связано то, что мы сейчас делали, с темой урока?

2) Запишите тему урока

«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

- Итак, разберемся с темой урока.

- Предположите, когда пишутся «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»? Каковы условия выбора и от чего зависят?

(от ударения)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Работа с учебником

чтение и анализ параграфа 63, стр.28, выводы

-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?

- Каковы условия выбора и от чего зависит написание прилагательных?

(от ударения)

-как они образуются? Какие суффиксы добавляются ?

Урок русского языка в 6 классе «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

- как связано повторение в начале урока с темой урока? (правописание существительных и прилагательных похожи).

- как определить правильность написания в корнях и окончаниях прилагательных? (как у сущ.)

-обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы.

2. Составление кластера или схемы

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Коллективное выполнение упр.362 с комментариями.Урок русского языка в 6 классе «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

-произвести морфологический разбор прилагательного камышовый (1 чел. у доски)

2) Лингвистический анализ текста.

Цель: выявить систему языковых средств, с помощью которых передается содержание картины.

Картина «Зимний вечер» написана талантливым художником-пейзажистом Н.П.Крымовым. Художник является мастером лирического пейзажа, поэтом скромной, неброской русской природы. На своем полотне Крымов запечатлел небольшую деревушку ясным зимним вечером.

Передний план картины и большую ее часть занимает снег - основная примета русской зимы. Словно большое пуховое одеяло, укутывает он землю, скрывая под собой прошлогоднюю траву, небольшие кустики. Шапками лежит на крышах домов. Свинцовый снег не блестит на солнце, потому что оно уже готово скрыться за горизонтом. В тени он темно-синий, а там, где он еще освещается солнцем, светлый, с розоватыми и сиреневыми оттенками.

-определить тип и стиль текста, средства выразительности.

(В тексте - сравнения, эпитеты, выраженные прилагательными).

-найти слова на изучаемое правило и объяснить их правописание

3.Самостоятельная работа

упр.363 (по вариантам)

-В какой части слова находится орфограмма?

4. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на слайде)

5. Выставление оценок

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.63, правило, упр.364 или составить небольшой текст (8 пр-й), используя слова из рамочек на стр.29







© 2010-2022