Конспект-урока «Имена существительные нарицательные и собственные» по УМК (М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская и др.) 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект-урока«Имена существительные нарицательные и собственные» по УМК (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др.) 5 класса.Конспект-урока«Имена существительные нарицательные и собственные» по УМК (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др.) 5 класса.Конспект-урока«Имена существительные нарицательные и собственные» по УМК (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др.) 5 класса.Конспект-урока«Имена существительные нарицательные и собственные» по УМК (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др.) 5 класса.Конспект-урока«Имена существительные нарицательные и собственные» по УМК (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др.) 5 класса.Конспект-урока«Имена существительные нарицательные и собственные» по УМК (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др.) 5 класса.Тема: «Имена существительные нарицательные и собственные»

(§ 91) (М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 5-го класса. Кн. 2).

Цель урока: создать условия для открытия учащимися новых теоретических сведений о существительных собственных и нарицательных и освоения способов применения этих сведений в языковой и речевой практике.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; развитие умений работы с информацией из различных источников, осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Предметные: осмысление теоретических сведений о собственных и нарицательных именах существительных и их применение на практике; умение отличать нарицательные существительные от собственных, умение рассуждать на лингвистические темы.

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организационный момент.

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись: Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Актуализация имеющихся знаний и способов их применения

Повторить теоретические сведения о категории одушевленности и неодушевленности потренироваться в определении данной категории, проверить домашнее упражнение

Задаёт вопросы для повторения:

-Что вы знаете о категории одушевленности неодушевленности у существительных в современном русском языке?

Проверка домашнего упражнения (упр. 485):

-Зачитайте какие существительные, вы выписали как одушевленные и неодушевленные?

-обратите внимание на написание слов? Что вы заметили?

-В чем заключается разница в оформлении этих слов на письме?

Учащиеся отвечают на вопросы приводят примеры.

Зачитывают существительные в упражнении 485, сначала одушевленные, затем неодушевленные. Отвечают на вопрос: «Среди одушевленных существительных встречаются имена, фамилии, отчества, они записаны с большой буквы»

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, его истории.

Метапредметные: способность к передаче информации, умение анализировать, сопоставлять, приводить примеры, иллюстрирующие теоретические выводы.

Предметные: знания о категории одушевленности и неодушевленности существительных в современном языке.

3.. Столкновение знания и незнания

Столкнуть имеющиеся у школьников знания о формах числа у существительного с незнанием того, что в русском языке есть существительные, имеющие форму только множественного числа

Учитель предлагает выполнить задание:

Соедините в пары существительные: медведь, мальчик, журнал, Оля, Миша, «Непоседа», Пасха, девочка, Коля, праздник.

2. по какому признаку существительные были соединены в пары

3.Распределите существительные на две группы. Определите категорию одушевленности

4. Прокомментируйте результаты выполнения задания

Подыскивают пару к каждому существительному, комментируя, что имя Миша может встречаться и у мальчиков. Полученных существительных распределяют по группам по принципу написания начальной буквы, либо по категории одушевленности и неодушевленности. Проанализировав, проделанную работу, приходят к выводу, что с большой буквы могут писаться как одушевленные, так и неодушевленные существительные. Одни существительные обозначают общее название предметов, а другие - единичные лица и предметы.

Личностные:

понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.

Метапредметные: умение анализировать, наблюдательность, умение сообщать о результатах деятельности.

Предметные: применение знаний о категории одушевленности и неодушевленности существительных на практике, разграничение смешиваемых языковых явлений.

4. Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельноти

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:

Как бы вы определили тему урока?

Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Целеполагание. Научиться различать существительные собственные и нарицательные и правильно использовать их в речи.

Формулировка темы урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Планирование: Исследовать достаточное количество таких существительных, определить особенности их значения (возможно, сгруппировать по значению), проверить, как такие существительные сочетаются с другими словами, сформулировать выводы по результатам исследования.

Личностные:

понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.

Метапредметные: определение границ незнания, умение определять цель деятельности и её этапы.

Предметные:

указание на новое языковое понятие, отбор приёмов языкового анализа в соответствии с его целью.

5. Открытие новых знаний

Создать условия для исследования существительных собственных и нарицательных

Учитель предлагает материал для исследования:

Прочитайте 5 текстов, выпишите имена собственные, проведите исследование, результат запишите

(Приложение№1)

-Как вам удобно работать в ходе исследования?

-Как будет представлен результат исследования?



После сообщения групп о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника п. 91 ст. 52. Вопрос к учащимся после прочтения правила:

Сравните свой вывод со сведениями из учебника?

Учащиеся выбирают работу в группах и определяют, что результат исследования будет представлен в виде таблицы и словесного вывода. Приступают к исследованию по плану, намеченному на предыдущем этапе.

Они определяют значения предложенных существительных, выделяют группы по значению (имена и фамилии, географические названия, исторические события, клички животных, название литературных произведений). Результат исследования: Рассмотренные нами собственные существительные могут быть объединены в смысловые группы:

Груп-па по знач.

Примеры


Вывод: Собственные существительные не всегда, обозначают имя человека, они могут быть употреблены в качестве названия места или события.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, группировать, разрешать проблемные ситуации, приводить примеры, иллюстрирующие теоретические выводы, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах исследования.

Предметные:

анализ языковых единиц, определение грамматических понятий, выявление смысловых групп слов, подбор языковых примеров, определение формы числа у существительных и выявление признаков существительных, имеющих форму только множественного числа

6. Выведение способа применения новых знаний

Выявление последовательности действий при применении новых знаний

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательность действий при опознании собственных имен существительных, составьте граф?

Устанавливают последовательность (работают в группах или парах):

Существительное

единичность обобщенность

с большой буквы с маленькой буквы

Личностные:

понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.

Метапредметные: определение способа применения новых знаний

Предметные:

опознание существительных собственных и нарицательных

7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения

Закрепить знания о существительных, имеющих форму только множественного числа, сформировать умение применять эти знания в различных ситуациях

Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности.

Упр. 496 (письм.).

Задание: дополните каждую группу слов в таблице 2 -3 собственными примерами (можно воспользоваться словарём). Уточните значение существительных называющих игры.

Упр. 500 (устно и письм.).

Различение смешиваемых явлений. Обогащение словарного запаса учащихся

Упр. 499 (устно и письменно).

Упражнение с элементами творчества:

Составить 7 - 8 предложения на тему «Мой город», в которых были бы использованы собственные существительные, обозначающие географические названия, имена, фамилии, исторические события. Запиши эти предложения.

Учащиеся сами подбирают имена собственные, обсуждают варианты в парах, дополняя тематические группы.


Учащиеся выполняют упражнение по заданию.

Учащиеся составляют с собственными существительными предложения.


Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, приводить примеры, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения, творчески применять новые знания, создавать письменные высказывания.

Предметные:

подбор языковых примеров, анализ языковых единиц, умение различать омонимичные языковые явления, распознавание существительных собственных и нарицательных.

8. Рефлексия. Подведе-ние итогов урока.

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля:

-Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете?

-Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня?

-Какие знания вы приобрели вновь?

-Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

-Какие задания показались вам особенно трудными? Почему?

-Над чем в новой теме считаете нужным дополнительно поработать?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ещё раз анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. Проговаривают вновь теоретические сведения о собственных существительных. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: самоконтроль и самооценка.

Предметные:

выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением

9. Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Применить новые знания в творческой ситуации

1) Подготовиться к рассказу об именах существительных собственных и нарицательных (§ 91, таблица в тетради)

2) Упр. 489,490

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

развитие учебных мотивов, интереса к предмету, обогащение словарного запаса.

Метапредметные

Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения , построение связного высказывания на заданную тему.

Предметные:

знание особенностей существительных собственных и нарицательных использование новых знаний в собственной речи.

Составитель: учитель русского языка и литературы Филык Е.Б.

1


© 2010-2022