Лингвистический бум в 11 классе на тему «Я русский бы выучил только за то…»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по русскому языку.

Задачи:

- активизация познавательной деятельности учащихся, пополнение знаний по русскому языку и литературе;

- повторение и систематизация знаний по русскому языку;

- развитие интеллектуальных способностей, внимания, сосредоточенности, творческого и логического мышления, умения выражать свои мысли лаконично;

- повышение общей языковой культуры учащихся, обогащение словарного запаса;

- совершенствование навыка анализа различных фактов языка;

- предоставить возможность учащимся углубить свои познания в области лингвистики.

Лингвистический бум

«Я русский бы выучил только за то…»

I Вступительное слово учителя.

Учиться хорошей интеллигентной речи

надо долго и внимательно - прислушиваясь,

запоминая, замечая, читая и изучая.

Д.С.Лихачёв.

Сможешь познавать самого себя - будешь полнее отдаваться любимому делу. Самоанализ - это высокоразвитый самоконтроль. Неслучайно творческие люди сохраняют склонность к самопознанию, появившуюся в детстве, всю жизнь; без этого не может быть подлинного роста личности.

Проводится мероприятие в форме эстафеты.

Условия.

1. Заполняете за определённое время карточку, передаёте её жюри. Задержавший карточку - покидает эстафету. Чтобы покрутиться, полюбопытствовать, как у соседа, - на это времени не отпускается.

2. Сотовые телефоны не должны принимать участие. Пойманы - выбываете из эстафеты.

3. На дополнительном листочке вы имеете возможность отметить темы для повторения.

Начало эстафеты.

Слайд № 1 Разминка.

1. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах: д..л..катес, д..л..тант, л..б..рал, инт..л..генция, м..н..рал, п..с..мизм, п..р..ферия, г..г..ена, д..з..ртир, д..л..гация, м..ц..нат, м..л..тарист, п..л..нгатор, м..ст..фикация, б..л..гур, г..н..рар, к..т..строфа, к..мп..зиция, н..в..ждение, тр..ф..рет.

- Деликатес, дилетант, либерал, интеллигенция, минерал, пессимизм, периферия, гигиена, дезертир, делегация, меценат, милитарист, пеленгатор, мистификация, балагур, гонорар, катастрофа, композиция, наваждение, трафарет.

2. По толкованию фразеологизма определите сам фразеологизм.

Овладевать собой, успокаиваться. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует. Помогать в трудную минуту, выручать. Временно, незаконно. Становиться благоразумным, образумливаться. Безграмотный или не имеющий силы документ. Слишком бурный или беспричинный восторг.

- Брать себя в руки. Бросаться в глаза кому-либо. Как с гуся вода. На птичьих правах. Браться за ум. Филькина грамота. Телячий восторг.

Слайд "Масленица".

3. Можно ли, не изменяя ни одного звука, изменить род существительного грусть, а существительные съезд, лезть и пядь превратить в другие части речи?

- Груздь, съест, лезть и пять.

4. Выпишите только многозначные слова:

алфавит, играть, гортань, стать, ноготь, принимать, дрова, тянуть, табуретка.

- Играть, стать, принимать, тянуть.

5. В предложении раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

Из-за облачных отрывков глядела на парочку (не)давно поженившихся супругов луна и хмурилась вероятно ей было завидно и досадно на свое скучное (ни)кому (не)нужное детство.

- Из-за облачных отрывков глядела на парочку недавно поженившихся супругов луна и хмурилась: вероятно, ей было завидно и досадно на свое скучное, никому не нужное детство.

Слайд .

К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

вол рак

приз овод

сено рис

кипа вал

сад окно

6. К выделенным словам подберите синонимы.

Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черемухи.

- Неподвижный (26) - застывший, спокойный, сонный, покойный, застылый, недвижный, стоячий;

- густо (25) - сильно, ярко, плотно, сплошь, сочно, интенсивно, кучно;

- насыщен (43) - заполнен, наполнен, напоен, напитан;

- запахом (24) - благовонием, благоуханием, ароматом, пахучестью, душистостью.

Слайд.

Назовите общеупотребительные слова, которые имеют следующее буквальное значение:

1) «король умер» (перс.),

2) «ушки из теста» (финск.),

3) «сидящий впереди» (лат.).

Ответы:

  • король (властитель,шах) мат (умер)

  • пельмень

  • президент

7. Расставьте знаки препинания.

Солидные молчаливые телеграфные столбы Саша оживляют ландшафт и говорят что там где-то есть люди цивилизация …

- Солидные, молчаливые телеграфные столбы, Саша, оживляют ландшафт и говорят, что там, где-то, есть люди, цивилизация ... 8. Нужно расставить ударения. Арахис, ходатайствовать, эксперт, апостроф, каталог, баржа, балованный, стенография, хозяева, бармен, феномен, айвовый, начавший, плесневеть, диспансер, камбала.- Ара'хис, хода'тайствовать, экспе'рт, апостро'ф, катало'г, бало'ванный, стеногра'фия, хозя'ева, ба'рмен, фено'мен, айво'вый, нача'вший, пле'сневеть, диспансе'р, ка'мбала.

9. Соберите пословицы. Коня узнают по зубам. Хороший умом. Вторая натура. Конь играет удилами. Плохой человек славится озорством. Что хорошему человеку помеха. Человека по речам. Болтун языком. То дурному утеха. Привычка.

- Коня узнают по зубам, а человека по речам. Плохой человек славится озорством, а хороший умом. Привычка.- вторая натура. Конь играет удилами, а болтун языком. Что хорошему человеку помеха, а то дурному утеха.

Слайд. Поставьте следующее словосочетание в форму родительного, творительного и предложного падежей: 6821 (количественное числительное).

10. Расставьте ударение в словах: обетованный, разминуться, втридорога, исчерпать, углубить.

- ОбетовАнный, разминУться, втрИдорога, исчЕрпать, углубИть.

11. Выберите грамотно написанный вариант предложения. а) Журавль свой длинный нос засунул волку в пасть, и с трудностью большою кость вытащил и стал за труд просить. б) Журавль свой длинный нос засунул волку в пасть, и с трудностью большою кость вытащил, и стал за труд просить. в) Журавль свой длинный нос засунул волку в пасть и с трудностью большою кость вытащил, и стал за труд просить. г) Журавль свой длинный нос засунул волку в пасть и с трудностью большою кость вытащил и стал за труд просить. - Ответ г).

12. Поставьте напротив предложений слева пропущенные знаки препинания в предложениях. Как вдруг - о чудо, о позор! - заговорил оракул вздор.. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

13. Вставьте пропущенные буквы в словах: ПО ОКОНЧАНИ…, ПО ЗАВЕРШЕНИ…,
ПО ВОЗВРАЩЕНИ…, ПО ПОЛУЧЕНИ…, ПО ПРИБЫТИ…, ПО ПРИЕЗД… - ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ЗАВЕРШЕНИИ, ПО ВОЗВРАЩЕНИИ, ПО ПОЛУЧЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ПРИЕЗДЕ.

Слайд. Из какого литературного произведения пришли в русский язык следующие крылатые слова? Назовите автора. 1) Да, были люди в наше время… 2) И вечный бой! Покой нам только снится. 3) Умом Россию не понять… 4) А поворотись-ка, сынку! 5) Не вынесла душа поэта… 6) Служить бы рад, прислуживаться тошно. 14. Расставьте знаки препинания, укажите предложение с грамматической ошибкой. а) Те кто читал романы Ф.М.Достоевского были вероятно потрясены глубоким психологизмом его произведений. б) Те кто читали романы Ф.М.Достоевского были вероятно потрясены глубоким психологизмом его произведений.
- В соответствии с синтаксическими нормами предложение должно звучать так: Те, КТО ЧИТАЛ романы Ф.М.Достоевского, были, вероятно, потрясены глубоким психологизмом его произведений. Слайд. Объясните, почему в русском языке возникли варианты имен Агафон - Гапон, Иосиф - Осип, Стефан - Степан, Прокофий - Прокопий и т.д.- В древнерусском языке существовали свои особенности, например, слово не могло начинаться с гласной а. Перед а обычно развивался другой согласный, чаще это был j. Сравните, агнец и ягненок. Агнец - слово старославянского происхождения, а ягненок - древнерусского. Иногда гласный А в начале слова утрачивался. Заимствованные слова, не подходящие под фонетическую систему русского языка, видоизменялись. Кроме того, в древнерусском не существовало звука Ф. Поэтому иноязычные (из греческого) слова, содержащие этот звук, в древнерусском языке заменялись на похожий по способу или месту образования звук, чаще всего это П. Так, Стефан стал Степаном, Прокофий - Прокопием. 15. В предложении расставьте знаки препинания. Однажды я увидел эту птицу днём среди камней и очень испугался её стеклянных глаз круглые как пуговицы они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.- Однажды я увидел эту птицу днём среди камней и очень испугался её стеклянных глаз: круглые, как пуговицы, они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем. Слайд. Из какого литературного произведения пришли в русский язык следующие крылатые слова? Назовите автора.

  1. Над кем смеетесь? - над собой смеетесь.

  2. Счастливые часов не наблюдают.

  3. Утром деньги - вечером стулья.

  4. Гений и злодейство - две вещи несовместные.

  5. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

  6. Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Слайд. В рассказе А.П. Чехова «Степь» есть фраза:

«Кирюха… на весь округ считался лучшим троечником».

Как вы понимаете значение слова троечник в этом примере?

- В полном тексте сказано: «Кирюха жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником» , то есть слово троечник имеет значение «извозчик, ямщик, ездящий на тройке» , которое фиксируется в словаре Ушакова, в БАС и в МАС, но в современном русском языке уже не употребляется.

- Слово троечник в том значении, в котором оно употреблено в тексте, в современном русском языке не употребляется в силу своей архаичности; оно является лексическим омонимом разговорного слова троечник в значении «ученик, обычно получающий удовлетворительные оценки, тройки».

16. Укажите правильный вариант фразы.

A) Хозяйка потчевала гостя разными явствами.

B) Хозяйка поччевала гостя разными явствами.

C) Хозяйка подчевала гостя разными яствами.

D) Хозяйка потчевала гостя разными яствами.

E) Хозяйка почивала гостя разными яствами.

Правильный ответ D.

Ответы для слайдов. 1. Единокровный брат - происходящий от одного отца, но разных матерей. 2. Единоутробный брат - рождённый той же матерью, но от другого отца. 3. Сводный брат.- приходящийся кому-нибудь братом по отчиму или мачехе. 4. Не хватает родного брата. (По словарю Ожегова).

4

© 2010-2022