- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока русского языка Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
Разработка урока русского языка Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Комендантова И.В. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока
русского языка
Тема: Обобщение изученного по теме
«Односоставные предложения»
Автор
учитель первой категории
Комендантова И. В.
пос. Факел Социализма
2014
Пояснительная записка.
Интеграция уроков русского языка и литературы - необходимое условие для воспитания любви к родному языку, поэтическому слову.
Урок русского языка в 8- ом классе составлен на основе « Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку( базовый уровень), в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Урок систематизации и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках. На уроке широко используются межпредметная связь с литературой, основами психологии. В основу урока легли технологии проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.
Цель:
1. Речевая компетентность- овладение основами культуры устной и письменной речи, использование в речи односоставных предложений.
2.Языковая ( лингвистическая )компетентность- обобщить знания об односоставных предложениях. формирование умений: -различать виды односоставных предложений -находить односоставные предложения среди других видов предложений
-употреблять в речи односоставные предложения -повторить материал по орфографии и морфологии.
3. Социокультурная компетентность- овладение единицами языка, развитие внимания, мышления.
Ход урока
Оргмомент.
Приветствие.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка- земля,
Здравствуйте, мои друзья.
-С каким настроением пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.
1.Повторение. Развитие речи.
1.1-Ребята! Вы дома повторили тему из раздела «Орфография». Правописание суффиксов -ек, -ик. Давайте вспомним правило.
- А сейчас я называю слова, а вы сигнальте карточками, показывайте мне ответ.
Звоночек, кулёчек, пальчик, кристаллик, мешочек, ножичек, сыночек.
(Анализируются ошибки, делается вывод).(Слайд №1)
1.2 Перед вами текст под названием «Совесть». Автор - М.Е.Салтыков-Щедрин. Щедрин - псевдоним от слова «щедрина» (язва на лице, которая оставалась от болезни оспа).(Слайд № 2)
Писатель М.Е.Салтыков-Щедрин своими произведениями обличал язвы общества.
-Прочитайте выразительно текст и определите его основную мысль.
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они не выдержали её суда по-новому, запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём - и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
- Правильно ли автор считает, что совесть есть только у маленьких детей. Вы можете согласиться или нет.
- Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?
- Да. Это нравственные понятия, такие как Истина, Правда, Милосердие!
- Найдите в этом тексте наречия и объясните их правописание (некогда, волей-неволей, на лету, по-свойски, по-пустому, кого-нибудь, прочь и т.д.)
1.3- А сейчас прочитайте текст. (Читают про себя.)
Источник добра найдешь повсюду. Солнце не ждет, пока ты попросишь, чтобы оно послало на землю свой луч. Оно оказывает помощь нам светом и теплом и не ждет благодарности. Так же поступай и ты, делай все доброе, что зависит от тебя и не ожидай, что тебя об этом кто-нибудь попросит.
Сберечь тепло в себе сможешь, если будешь, не колюч, как кактус, а могуч, как огромный дуб, если откроешь свое сердце настежь и поделишься добром с другими. Мудрый человек любит всех ближних своих, не выясняя, кто из них хорош.
Совершай добро, пока существуешь.
-найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста и подчеркните его.
-как вы понимаете основную мысль.
- найдите наречие в этом предложении и объясните его правописание.
(Наречие настежь)
2.Работа по основной теме урока.
Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме "Односоставные предложения"; отработать умение находить односоставные предложения в тексте, определять их вид. Запишем число и тему урока в тетради.
В русском языке предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные. Объясните, что значит односоставные, двусоставные предложения? Как определить, односоставное ли перед вами предложение? Какие виды односоставных предложений вы знаете?
Работа с таблицей «Односоставные предложения».
2.1 О чем говорит название?
- Определенно-личные предложения.
Название определенно-личные говорит о том, что достаточно легко определить лицо, которое совершает действие. Лицо определено, но не названо.
Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин.)
-Неопределенно-личные предложения.
Название неопределенно-личные говорит о том, что действие производится неопределенным лицом. Деятеля определить трудно. В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит.
…И на обломках самовластья
Напишут наши имена
(А. Пушкин.)
-Обобщенно-личные предложения.
Название обобщенно-личные говорит о том, что действие имеет отношение ко многим людям, ко всем, к каждому.
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (Пословица.)
-Безличные предложения.
Название безличные говорит о том, что в таких предложениях нет и не может быть подлежащего, то есть действующего лица; действие существует независимо от действующего лица.
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить (Ф.Тютчев.)Назывные предложения.
-Название назывные говорит о том, что такие предложения только называют явление или предмет, но не показывают действие.
Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья (А.Фет.)
2.2 Блиц-опрос(самостоятельно, самопроверка)
Отвечает каждый: "да" - "нет".
1. Определенно-личное - двусоставное предложение?
2. Главный член определенно-личного предложения в форме сказуемого 1 или 2-го лица?
3. Люблю грозу в начале мая - определенно-личное предложение?
4. Неопределенно-личные предложения. Это односоставные предложения?
5.В них можно восстановить подлежащее?
6.Нужно ли?
7.Могут ли в них быть подлежащими местоимения 1-го, 2-го лица?
8.Обощенно-личное предложение указывает на то, что действие производится любым лицом, всеми?
9.Обобщенно-личные предложения чаще используются в устной речи в виде пословиц?
10.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
11.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
12.В предложении:
И чувства нет в твоих очах,
и правды нет в твоих речах,
и нет души в тебе
(Ф.Тютчев.)
Слово нет - сказуемое?
13.Может ли назывное предложение быть нераспространенным?
14.назывные имеют только один главный член подлежащее?
(Слайд №4. Самопроверка)
(Слайд №5. Самооценка)
физкультминутка
3.3- Давайте запишем на доске советы известного психолога Карнеги:
1.Высказывайте свое одобрение людям!
2. Улыбайтесь!
3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
4. Помните, что имя человека - самый сладостный для него звук.
- К какому виду односоставных предложений относится каждое?
- Обоснуйте, аргументируйте свой ответ.
- Каким является по структуре последнее предложение?
-Чему нас учат эти советы?
3.4 -А сейчас вы выполните по текстам самостоятельную работу в тетрадях.
Перед вами тексты заданий на «5», «4», «3». Если вы выбрали на «5», «4», не справились, получаете 2.(Приложение №2)
«3»
- Перед вами стихотворные тексты. Автор - Сергей Есенин.
- Выпишите, пожалуйста, сначала назывные предложения, а затем определенно- личные. Укажите чем выражено сказуемое?
Полевая Россия.
Топи да болота, синий пласт небес.
Разбуди меня завтра рано.
Засвети в нашей горнице свет.
Вот уж вечер.
Не жалею, не зову, не плачу.
«4»
- Спишите текст Б.Пастернака .Подчеркните грамматические основы всех предложений. Укажите односоставные и двусоставные предложения.
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
«5»
-Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите типы односоставных предложений. (Напишите в скобках). Постройте схемы пронумеруйте!
1. Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты.
2. Тише дождь и посветлело на улице.
3. Жаркий летний день и густо пахнет мёдом полевыми травам.
4. Утро и кончился наш привал.
5. Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь.
6. В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.
-физкультминутка
3.5-Вспомните и запишите несколько пословиц или поговорок, представляющих собой обобщенно-личные предложения.
3.6-Распределите предложения по типам, записав их номера в соответствующую графу (материал распечатан).
Определенно-личные
5
Неопределенно-личные
2,9
Обобщенно-личные
7,8
Безличные
3
Назывные
4,6
Двусоставные
1,10
-
Мама принимает гостей.
-
На соседней улице построили высотный дом.
-
Нельзя мне жить без друга.
-
Вопли гаек, плеск разбивающихся волн.
-
Рисую солнечное утро.
-
Холодная весна.
-
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
-
От добра добра не ищут.
-
В избе зажгли керосиновые лампы.
-
Ночью люди спят.
(Самопроверка. Слайд № 6)
3.7 Работа в парах
Теперь потренируемся в поиске односоставных предложений. (Текст распечатан для каждой группы). (Приложение№4)
Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: "Как прекрасен мир, посмотрите!". Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. "Пойдем-ка домой, полуночница" - говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
Найдите односоставные предложения, определите их вид.
Проверка.
3.9 (Слайд №7)
Что вы представили , прочитав предложение?
(Слайд № 8)
Посмотрите рисунок.
Совпадает ли ваше представление с тем , что изображено?
(Слайд № 9)
Прочитайте стихотворение.
Найдите назывные предложения.
Одна строка в этом стихотворении хорошо объясняет, почему писатели , поэты так часто используют назывные предложения. Найдите её.
(Слайд № 10)
4. Итог урока.
Совесть, Благородство и Достоинство-
Вот оно святое наше воинство!
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь, как человек.
-Какие односоставные предложения вам известны?
5. Домашнее задание (творческого характера)
Односоставные предложения широко используются в художественной литературе, вводя читателя в живую картину изобразительной действительности. Выпишите из произведений художественной литературы 5 односоставных предложений разных видов, указав автора и название произведения или из поэмы М. Ю Лермонтова «Мцыри».
6. Рефлексия
Обведите свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце напишите односоставными бессоюзными предложениями, как вы себя чувствовали на сегодняшнем уроке.
7. Оценивание.
Приложение1
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они не выдержали её суда по-новому, запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём - и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
Источник добра найдешь повсюду. Солнце не ждет, пока ты попросишь, чтобы оно послало на землю свой луч. Оно оказывает помощь нам светом и теплом и не ждет благодарности. Так же поступай и ты, делай все доброе, что зависит от тебя, и не ожидай, что тебя об этом кто-нибудь попросит.
Сберечь тепло в себе сможешь, если будешь, не колюч, как кактус, а могуч, как огромный дуб, если откроешь свое сердце настежь и поделишься добром с другими. Мудрый человек любит всех ближних своих, не выясняя, кто из них хорош.
Совершай добро, пока существуешь.
Приложение2
«3»
Перед вами стихотворные тексты. Автор - Сергей Есенин.
Выпишите, пожалуйста, сначала назывные предложения, а затем определенно- личные. Укажите чем выражено сказуемое?
Полевая Россия.
Топи да болота, синий пласт небес.
Разбуди меня завтра рано.
Засвети в нашей горнице свет.
Вот уж вечер.
Не жалею, не зову, не плачу.
«4»
Спишите текст Б.Пастернака .Подчеркните грамматические основы всех предложений. Укажите односоставные и двусоставные предложения.
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
«5»
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите типы односоставных предложений. (Напишите в скобках). Постройте схемы!
1. Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты.
2. Тише дождь и посветлело на улице.
3. Жаркий летний день и густо пахнет мёдом полевыми травам.
4. Утро и кончился наш привал.
5. Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь.
6. В окружающей осенней природе было уныло и грустно в этот час.
Приложение3
Распределите предложения по типам, записав их номера в соответствующую графу
Определенно-личные
Неопределенно-личные
Обобщенно-личные
Безличные
Назывные
Двусоставные
-
Мама принимает гостей.
-
На соседней улице построили высотный дом.
-
Нельзя мне жить без друга.
-
Вопли гаек, плеск разбивающихся волн.
-
Рисую солнечное утро.
-
Холодная весна.
-
За опоздание будете наказаны.
-
От добра добра не ищут.
-
В избе зажгли керосиновые лампы.
-
Ночью люди спят, а днём бодрствуют.
Приложение4
Найдите односоставные предложения, определите их вид.
Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: "Как прекрасен мир, посмотрите!". Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. "Пойдем-ка домой, полуночница" - говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
Приложение5
Совесть, Благородство и Достоинство-
Вот оно святое наше воинство!
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь, как человек.