Урок литературы. Лирика А. С. Пушкина. Поэтические картинки зимы

Урок литературы в 5 классе посвящен пейзажной лирике А.Пушкина. Цели урока: показать своеобразие пейзажной лирики Пушкина и мастерство в создании картин зимнего пейзажа; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому искусству. Проводится частичный анализ стихотворений, слушается сообщение ученика о пейзажных зарисовках в романе в стихах А.Пушкина "Евгений Онегин", демострируются репродукции пейзажей русских художников (в презентации к уроку). Выполняется словарная работа,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: Лирика А.С.Пушкина.

Поэтические картинки зимы.

Подготовила Пилипенко И.В.

учитель высшей категории

МОУ Заброденская СОШ

Калачеевский район,

Воронежской области

Цели урока: показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство в создании картин зимнего пейзажа; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому искусству.

План урока:

  1. Повторение.

  2. Чтение и частичный анализ стихов.

  3. Сообщение ученика.

  4. Словарная работа.

  5. Подведение итогов.

Словарная работа: пейзаж; синонимический ряд - буря, непогода, снежная круговерть, буран, вьюга; градация, кровля, куртины.

Оборудование: репродукции картин художников-пейзажистов, музыка П.И.Чайковского, художественное фото, презентация (прилагается).

Ход урока.

  1. Повторение.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

  • Вспомните, что такое пейзаж?

(На первом слайде: Пейзаж - это изображение природы в искусстве.)

  • Давайте посмотрим на доску и послушаем музыку. (Звучит музыка П.И.Чайковского, показываются слайды с репродукциями картин русских художников, художественное фото современных авторов)

  • Что изображено на картинах и фото? Чья музыка звучит?

  • Что вам кажется радостным и что печальным в зимней природе? Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски в нем преобладают? Чем красива зима?

  • А как вы думаете, легче или труднее изобразить картины природы средствами литературы?

(Понимаем, что вопрос несколько неправомерен, но он разбудит мысль и творческое воображение ребенка.)

- С какими пейзажными стихами Пушкина вы встречались в начальной школе? Процитируйте по памяти вспомнившиеся строчки. (2-3 отрывка читают дети)

  1. Чтение и частичный анализ стихов.

ТЕМА «ПОЭТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ЗИМЫ В СТИХАХ ПУШКИНА».

(На слайде: тема урока и портрет А.С Пушкина)

Слово учителя. Большинство из стихотворений, предложенных в вашем учебнике, имеют отношение к михайловскому периоду (август 1824 - сентябрь 1826) жизни Пушкина («Зимний вечер» 1825, «Зимняя дорога» и «Няне» 1826). Вы помните, что пребывание поэта в Михайловском было вынужденным, а круг его общения крайне ограниченным. Такой был Пушкин в это время (репродукция картины П.П. Кончаловского «Пушкин в Михайловском. Фрагмент», фото кабинета поэта в Михайловском). Представим, что мы, пройдя по главной аллее михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных, рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из 2-х комнаток. Это домик няни. (На слайде - фото домика няни).

Арина Родионовна, когда Пушкин жил в Михайловском, была там главной хозяйкой, ее заботами поддерживался дом. Но, пожалуй, еще важнее было то, что душевное ее участие обогревало поэта и что она была первым слушателем и ценителем ее произведений. Арину Родионовну знали и любили друзья Пушкина, навещавшие его в изгнании. (На слайде: репродукция картины Н.Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском») (Чтение стихотворения «Няне» учеником).

Краткий анализ стихотворения.

  • Каков жанр этого стихотворения? (Послание)

  • Какова форма обращения поэта к няне? Что стоит за этими словами?

  • Какие слова помогают понять внутреннее состояние лирической героини? Как удалось Пушкину передать мотив горестного ожидания?

  • Какие слова и выражения навеяны фольклорными источниками? (Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах…)

  • Каким чувством окрашено стихотворение?

  • Дороги Пушкину эти минуты. И вот он уже сам читает своей старенькой «подружке» - няне стихи, которые, можно сказать, не сочинились, а просто вылились из сердца.

(Чтение стихотворения «Зимний вечер»)

Анализ стихотворения.

  • Почему мы с уверенностью можем сказать, что строки этого стихотворения тоже обращены к Арине Родионовне, ведь она нигде не названа по имени?

  • Портрет няни нарисован на фоне разбушевавшейся непогоды. Какие художественные средства помогают ее представить? (олицетворения, сравнения, звуки)

Выразительное чтение стихотворений «Зимняя дорога» и «Бесы».

  • Что общего в этих стихотворениях? (Зимняя непогода передается глазами путников).

На уроке позвучали стихотворения, рисующие картины зимнего пейзажа. Но как он не похож на тот, который мы слышим, чувствуем в знаменитых и, надеемся, знакомых пушкинских строчках: (Звучит стихотворение «Зимнее утро» в исполнении ученика. Слайд: фото зимнего пейзажа)

  • Это одно из самых светлых стихотворений Пушкина: радость наслаждения красотой не омрачена здесь никакими грустными раздумьями. В нем отражается душевное состояние, переживания поэта.

Годы ссылки Пушкина в Михайловское, судя по всем материалам того времени, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения.

3.Сообщение ученика. - Изображения зимнего пейзажа присутствует и в романе в стихах «Евгений Онегин». Расскажет нам об этом Овсянникова Юля.

Зимний пейзаж в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

В романе А.С.Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа.

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых во дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Такими красивыми строчками автор рисует начало русской зимы. Во многих строках он показывает жизнь деревенских людей:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и грустно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Пушкин любит своих героев, поэтому через описание природы он хочет показать яркими их чувства и мысли:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Даже в описании сна главной героини Татьяны автор романа пытается нарисовать зимний лес наиболее точно, чтобы читатель легко смог представить все происходящее:

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных…



4.Словарная работа. В текстах стихотворений мы встретились с незнакомыми вам словами, давайте вспомним их и запишем.

Непогода, вьюга, снежная круговерть, буран, буря. - Близки ли по значению эти слова? Как называются такие слова? А как расположены эти синонимы, в порядке возрастания или убывания признака? (На слайде слова)

Такой художественный прием, при котором синонимы располагаются в порядке возрастания или убывания, называется градацией.

Кровля - крыша, настил на стропилах. Куртина - цветочная грядка, клумба (устаревшее слово).


  1. Подведение итогов.

- Итак, картины зимы у А.С.Пушкина очень разные. Это и страшные картины в «Бесах», и буря в «Зимнем вечере», и «отуманненный» лунный лик в «Зимней дороге», и роскошь яркого зимнего дня в стихотворении «Зимнее утро». - А какие картины, созданные поэтом, особенно запомнились вам?

Оценки за урок. Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, нарисовать зимний пейзаж (по желанию). (На слайде)


4

© 2010-2022