Урок на тему Фразеологизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему Фразеологизмы

Урок на тему Фразеологизмы

Урок на тему Фразеологизмы

Урок на тему Фразеологизмы

Урок на тему Фразеологизмы

Урок на тему Фразеологизмы

Урок на тему Фразеологизмы

Тема: «Фразеологизмы».

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;

  • Систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке;

  • Употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.

Задачи урока:

1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;

4) обогащать словарный запас школьников;

5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актаулизация прежних знаний. Игра «Знаете ли вы?»

  3. Изучение новой темы

  4. . Тренировочные упражнения

  5. Подведение итгов. Домашнее задание. Оценки.

Оборудование:

- словарь фразеологизмов

- интерактивная доска

- проектор

-комьютер



I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (учащиеся смотрят на доску и делают вывод о том, что урок будет проходить в виде игры)

Ребята, прочитав тему урока, поставьте на сегодняшний урок цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока, т.е. что я должен знать, уметь, применить.

II. Актаулизация прежних знаний. Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют все ученики,кроме Павленко Алены( у нее индивидуальное задание: она ищет словаре фразеологизмов значение и происхождение фразеологизмов: дамоклов меч, панический страх, перейти Рубикон, ахиллесова пята, кануть в лету.)

  • Вопросы задаются всем сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).

  • За каждый правильный, давший этот ответ, получает жетон.

  • В конце игры подсчитываются жетоны у учащихся.

  • Все учащиеся получают оценки в журнале( кто набрал больше жетонов «5», у кого меньше «4»)

Задание 1

Замени буквы цифрами:

а - 1, б - 2, в - 3, г - 4, д - 5, е - 6, е - 7, ж - 8, з - 9, и - 10, й - 11, к - 12, л - 13, м - 14, н - 15, о - 16, п - 17, р - 18, с - 19, т - 20, у - 21, ф - 22, х - 23, ц - 24, ч - 25, ш - 26, щ - 27, ь - 28, ы - 29, ъ - 30, э - 31, ю - 32, я - 33.

Слайд1

Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)

Задание 4. Что такое диалект, диалектизмы? Пример (Говор.)

Задание 5. Мы говорим «белка», а на севере говорят... (векша.)

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин, аквариум и т.д.

Задание 8. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:

Очи - глаза; десница - рука; ланиты - щеки; выя - шея; чело - лоб; рамена - плечи; баталия - битва; уста - губы; глаголет - говорит; перст - палец.

Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

  1. одно заимствованное слово;

  2. одно устаревшее слово.

Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:

  • Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)

  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)

  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)

  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)

  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)

  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)

  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

  • Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)

Задание 12. Замените исконно русскими слова заимствования:

  • презентация (представление)

  • шоу (зрелище)

  • имидж (облик)

  • прогресс (развитие)

  • космос (Вселенная)

  • менталитет (обычаи-привычки)

  • диалог (беседа)

III. Изучение новой темы

1.Проблемный вопрос

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

2.Воспроизведение теории

Вспомним, что такое фразеологизмы?

Слайд 2

Фразеологи́зм или фразеологическая единица - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.Фразеологизмы, подобно словам, имеют единое, целостное значение. Поэтому они достаточно свободно вступают со словами в синонимические отношения, например: гонять лодыря - бездельничать; кот наплакал - мало; собаку съел - ловкий, опытный; козел отпущения - жертва.

Необходимо отметить, что некоторые фразеологизмы имеют переносное значение.

  1. Сообщение ученика о значении и происхождении фразеологизмов.

IV. Тренировочные упражнения

1. Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «вставлять палки в колеса» - мешать, «как кот наплакал» - мало, «как снег на голову» -

неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать, «как курица лапой» - неразборчиво.) Отгадайте, что изображено на рисунке, подбери фразеологизм к ним (рисунки детей)

Урок на тему Фразеологизмы

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре) Слайд3

Урок на тему Фразеологизмы

Спустя рукава (небрежно, кое-как) Слайд4

Урок на тему Фразеологизмы

Как курица лапой (небрежный почерк) Слайд 5

Урок на тему Фразеологизмы

Море по колено (ничего не страшно) Слайд6

Урок на тему Фразеологизмы

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично) Слайд7

Урок на тему Фразеологизмы

Волчий аппетит (очень сильный аппетит) Слайд8

Урок на тему Фразеологизмы

Носом к носу (близко столкнуться) Слайд9

Урок на тему Фразеологизмы

Как пить дать (наверняка) Слайд10



  1. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм (Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм):



Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Проверь себя

Слайд 11

Без задних ног; брать себя в руки; бросать слова на ветер; взять голыми руками; водить за нос; не разольёшь водой; вывести на чистую воду; делать из мухи слона; держать язык за зубами; держать камень за пазухой; ждать у моря погоды; за тридевять земель; зарубить себе на носу; заговаривать зубы; гроша медного не стоит; днём согнём не сыщешь; в ежовых рукавицах держать; палец о палец не ударить ; впросак попал.

3. Лексическая работа.

- Какие слова называются синонимами? Как вы думаете, какие

фразеологические обороты можно назвать синонимичными? Подберите синоним

к фразеологизму /работать с огоньком/.

- Какие слова называются антонимами? Что такое антонимичные

фразеологические обороты? Подберите антоним к фразеологизму /засучив

рукава/.

- Заполните таблицу Слайд 12

Фразеологич. оборот Фразеологизм- синоним Фразеологизм- антоним

Работать с огоньком

Язык проглотить

Упасть духом

Со всех ног

Фразеологич. оборот Фразеологизм- синоним Фразеологизм- антоним

Работать с огоньком работать засучив рукава работать спустя рукава

Язык проглотить молчать как рыба язык без костей

Упасть духом повесить нос воспрять духом

Со всех ног во всю прыть плестись как черепаха

4.Конкурс «Лицедеи»

Каждый ученик вытаскивает по очереди карточку с заданием-фразеологизмом. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные ученики - угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках. Не находить места. Прикусить язык. Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз. Зарубить на носу. Ломать голову. В рот воды набрал.

5. Фразеологические единицы по своей семантике и грамматическим признакам соотносятся с соответствующими частями речи и в предложении выступают в качестве его члена. Например, бить баклуши, тянуть канитель, закидывать удочку, водить за нос - это глагольные фразеологизмы, которые в предложении обычно являются сказуемым; точка зрения, кисейная барышня, козел отпущения, ахиллесова пята - именные фразеологизмы; рукой подать, как на ладони, со всех ног, спустя рукава - наречные и т.п.

Прочитайте текст Слайд 13

Спишите, вставив пропущенные орфограммы, пунктограммы

и раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните их как

члены предложения, устно объясните значение.

Попались на удочку.

Пр_гласил нас как-то сын л_сника (к )себе. За гр_бами, говорит, сходим

п_охотимся рыбу удить будем . Уху сварим - пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развес_ли, слуша_м. Мой братишка так

голову пот_рял от счастья. Как же! В лесу зан_чуем палатки разоб_ём

к_стёр разложим из ружья палить будем. Потом он мне покою (не) д_вал:

Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку (на) этом

деле с_ел. (Не) знаю, каких собак он съел, а вот мы попались (на )

удочку. Обм_нул он нас…

V. Подведение итгов. Домашнее задание. Оценки.

1.Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: закончите

рассказ " Попались на удочку", введя в него 5-6 фразеологических оборотов.

2. Итак, подведем итоги нашего урока:

1. Что такое фразеологизм?

2. Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения?

3. Что нового вы узнали из истории фразеологизмов?

4. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?

3. Выставление оценок за урок.



© 2010-2022