- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Развитие орфографической зоркости
Статья Развитие орфографической зоркости
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Митина О.Г. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие орфографической зоркости.
Из опыта работы .
МИТИНА О, Г. (учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №2»г.Брянска.)
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом , развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами .Это - задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе . Во 2 классе указанная работа продолжается . увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени , так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки .
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того , на что обращается внимание , можно расположить в определненной последовательности .
Письмо с проговариванием .
В основе этого письма - проговаривание по слогам .
Учащиеся произносят слово по слогам , записывают первую букву слога , затем проговаривают гласную и записывают ее ,
например : «За - пишу ( з ) с гласной ( а )» и т. д.
Слоги со стечением согласных дети проговаривают так :
«Нра - пишу ( н ) , пишу ра - (р) с гласной а». Такое письмо исключает пропуск букв . Когда все дети привыкают проговаривать вслух . начинают проговаривание шепотом . постепенно переводя его на мысленное проговаривание .последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе . Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо , исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв . Как правило , такие работы написаны красиво , аккуратно , без исправлений . У детей вырабатывается единый темп письма , появляются положительные эмоции К трудному занятию - письму , воспитываются трудолюбие , культура труда , волевые качества , чувство коллективизма .
Сначала образец проговаривания я давала сама - 1 -2 слова по слогам , потом дети диктовали себе хором по заданному образцу . После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально .
Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок , предупреждает скуку , утомляемость .
Списывание .
Списывание основывается на проговаривании по слогам . Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся . Слово они слышат не от учителя , а находят его в книге и читают сами . Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике , они пользуются полоской бумаги , которую кладут вдоль строчки , списываемой из упражнения . Дети читают слово по слогам и так же по слогам , проговаривая , записывают , затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения .
Если дети устали и отвлекаются , то необходимо сосредоточить их внимание. Провожу игру : « Как птичка зернышки клюет». Дети показывают движением головы: вверх - вниз , вверх - вниз . А на вопрос : « А как мы будем зернышки - слоги клевать?» хором отвечают: « В книжку - в тетрадь , в книжку - в тетрадь.»
--«А сейчас мы узнаем , кто у нас сегодня будет самой лучшей «птичкой ?» будет тот кто все задание выполнит быстро , красиво , грамотно», - отвечают дети .
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память , внимание , сравнение ( соотнесение количества букв в тетради и в книге) , воспитывается самостоятельность , самоконтроль , положительные эмоции .
Комментированное письмо .
Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам . Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения , но обосновывают правописание правил , подбором проверочных слов . Здесь очень важно , чтобы все работали одновременно с комментатором , не отставая и не забегая вперед . Только при этом условии предупреждаются ошибки . Сначала комментируют сильные учащиеся , постепенно включаются и все остальные .Этот вид письма развивает внимание к слову , его значению , сообразительность , речь. Фонематический слух , мышление .
Письмо под диктовку
с предварительной подготовкой .
Письмо развивает зрительную память , речь , мышление , представления , фонематический слух , интерес .В детях воспитывается коллективизм , организованность , честность , объективная самооценка .
Письмо под диктовку .
Сначала диктую слова так , как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово , дети повторяют его по слогам хором или шепотом , но так , чтобы я слышала . Если кто-то скопировал неправильно ( исказил окончание слова , или безударную гласную в корне ,или парную согласную ), то предлагаю еще раз повторить это слово всем , затем одному ученику ( тому , кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам . Таким образом , внимание к слову повышается , развивается слуховая память , фонематический слух , интуитивное письмо . Ошибок типа « на деревьев» вместо на деревьях нет .
Письмо по памяти .
Такой вид письма развивает память , мышление .речь , внимание. Воспитывается трудолюбие , аккуратность , дисциплинированность, самоконтроль .Два- три раза в неделю я даю небольшие тексты для письма по памяти . Например :
1. …Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
А. Пушкин
2. Мы не смотрим на погоду
И без дела не сидим.
Ходим с песнями в походы
Или что - то мастерим.
Г. Ладонщиков
3. На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
В. Жуковский
Творческие работы .
Это самый трудный вид письма , требующий внимания , умения рассредоточить его и на составление предложений , и на запись своих предложений ( диктуется каждое слово по слогам ) , и на логику изложения .
Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты .У меня 2 класс - программа «21 век»: учимся писать изложения , сочинения. Объем работ невелик. Умение диктовать себе по слогам помогает учащимся избавляться от ошибок .Дети спрашивают как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого , сознательного отношения к работе .Проверка творческой работы - трехразовая. Я предлагаю детям такой памяткой при проведении творческих работ :
-
Составь рассказ .
-
Выдели первое предложение . Вспомни три правила о предложении .
-
Запиши , диктуя себе по слогам .Где , нужно подбери проверочные слова .
-
Проверь по слогам каждое слово .
-
Проверь , все ли нужные мысли ты записал .
Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки ,которые включаю в каждый урок русского языка .В чем их суть ? Произношу слово , одновременно на доске изображаю его схему ( в виде прямоугольника).
Дети вдумываются в смысл , определяют , с маленькой или большой буквы писать и почему . Если с большой , я пририсовываю к прямоугольнику вертикальную черточку.
« Какие еще правила «спрятались» в этом слове ?»- спрашиваю у детей .
Приведу некоторые варианты грамматических зарядок .
Какие буквы «спорят» ? Какие побеждают ?
№1
Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…
№2
Бочаро (в - ф) Гусе (в - ф ) кру ( к - г ) стол ( б - т )
№3
Ря (д - т ) ма (г - к ) су (б - п ) гла ( з - с )
№4
К( о-а)за д(о-а)ма р(е-и)ка тр(о-а)ва
№5
П(о-а)ет з(о-а)вет ст(а-о)ит х(о-а)тел
Для меня очень важно знать степень усвоения изученного материала каждым учеником .При проверке тетрадей я веду учет проблем , фиксирую их в особой тетради. На основании анализа ошибок письменных работ составляю грамматические зарядки , даю дифференцированные и индивидуальные задания в тетрадях .
Систематически проводя указанные выше виды работ , формирую у своих учеников орфографическую зоркость . Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод , что данная система оправдывает себя , дает хорошие результаты . При 100% успеваемости и 80% качества знаний .
О.Г.МИТИНА Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №2» г Брянск.