Статья Развитие орфографической зоркости

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие орфографической зоркости.

Из опыта работы .

МИТИНА О, Г. (учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №2»г.Брянска.)

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом , развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами .Это - задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе . Во 2 классе указанная работа продолжается . увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени , так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки .

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того , на что обращается внимание , можно расположить в определненной последовательности .

Письмо с проговариванием .

В основе этого письма - проговаривание по слогам .

Учащиеся произносят слово по слогам , записывают первую букву слога , затем проговаривают гласную и записывают ее ,

например : «За - пишу ( з ) с гласной ( а )» и т. д.

Слоги со стечением согласных дети проговаривают так :

«Нра - пишу ( н ) , пишу ра - (р) с гласной а». Такое письмо исключает пропуск букв . Когда все дети привыкают проговаривать вслух . начинают проговаривание шепотом . постепенно переводя его на мысленное проговаривание .последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе . Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо , исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв . Как правило , такие работы написаны красиво , аккуратно , без исправлений . У детей вырабатывается единый темп письма , появляются положительные эмоции К трудному занятию - письму , воспитываются трудолюбие , культура труда , волевые качества , чувство коллективизма .

Сначала образец проговаривания я давала сама - 1 -2 слова по слогам , потом дети диктовали себе хором по заданному образцу . После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально .

Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок , предупреждает скуку , утомляемость .

Списывание .

Списывание основывается на проговаривании по слогам . Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся . Слово они слышат не от учителя , а находят его в книге и читают сами . Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике , они пользуются полоской бумаги , которую кладут вдоль строчки , списываемой из упражнения . Дети читают слово по слогам и так же по слогам , проговаривая , записывают , затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения .

Если дети устали и отвлекаются , то необходимо сосредоточить их внимание. Провожу игру : « Как птичка зернышки клюет». Дети показывают движением головы: вверх - вниз , вверх - вниз . А на вопрос : « А как мы будем зернышки - слоги клевать?» хором отвечают: « В книжку - в тетрадь , в книжку - в тетрадь.»

--«А сейчас мы узнаем , кто у нас сегодня будет самой лучшей «птичкой ?» будет тот кто все задание выполнит быстро , красиво , грамотно», - отвечают дети .

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память , внимание , сравнение ( соотнесение количества букв в тетради и в книге) , воспитывается самостоятельность , самоконтроль , положительные эмоции .

Комментированное письмо .

Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам . Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения , но обосновывают правописание правил , подбором проверочных слов . Здесь очень важно , чтобы все работали одновременно с комментатором , не отставая и не забегая вперед . Только при этом условии предупреждаются ошибки . Сначала комментируют сильные учащиеся , постепенно включаются и все остальные .Этот вид письма развивает внимание к слову , его значению , сообразительность , речь. Фонематический слух , мышление .

Письмо под диктовку

с предварительной подготовкой .

Письмо развивает зрительную память , речь , мышление , представления , фонематический слух , интерес .В детях воспитывается коллективизм , организованность , честность , объективная самооценка .

Письмо под диктовку .

Сначала диктую слова так , как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово , дети повторяют его по слогам хором или шепотом , но так , чтобы я слышала . Если кто-то скопировал неправильно ( исказил окончание слова , или безударную гласную в корне ,или парную согласную ), то предлагаю еще раз повторить это слово всем , затем одному ученику ( тому , кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам . Таким образом , внимание к слову повышается , развивается слуховая память , фонематический слух , интуитивное письмо . Ошибок типа « на деревьев» вместо на деревьях нет .

Письмо по памяти .

Такой вид письма развивает память , мышление .речь , внимание. Воспитывается трудолюбие , аккуратность , дисциплинированность, самоконтроль .Два- три раза в неделю я даю небольшие тексты для письма по памяти . Например :

1. …Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

А. Пушкин

2. Мы не смотрим на погоду

И без дела не сидим.

Ходим с песнями в походы

Или что - то мастерим.

Г. Ладонщиков

3. На солнце тёмный лес зардел

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

В. Жуковский

Творческие работы .

Это самый трудный вид письма , требующий внимания , умения рассредоточить его и на составление предложений , и на запись своих предложений ( диктуется каждое слово по слогам ) , и на логику изложения .

Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты .У меня 2 класс - программа «21 век»: учимся писать изложения , сочинения. Объем работ невелик. Умение диктовать себе по слогам помогает учащимся избавляться от ошибок .Дети спрашивают как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого , сознательного отношения к работе .Проверка творческой работы - трехразовая. Я предлагаю детям такой памяткой при проведении творческих работ :

  1. Составь рассказ .

  2. Выдели первое предложение . Вспомни три правила о предложении .

  3. Запиши , диктуя себе по слогам .Где , нужно подбери проверочные слова .

  4. Проверь по слогам каждое слово .

  5. Проверь , все ли нужные мысли ты записал .

Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки ,которые включаю в каждый урок русского языка .В чем их суть ? Произношу слово , одновременно на доске изображаю его схему ( в виде прямоугольника).

Дети вдумываются в смысл , определяют , с маленькой или большой буквы писать и почему . Если с большой , я пририсовываю к прямоугольнику вертикальную черточку.

« Какие еще правила «спрятались» в этом слове ?»- спрашиваю у детей .

Приведу некоторые варианты грамматических зарядок .

Какие буквы «спорят» ? Какие побеждают ?

№1

Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…

№2

Бочаро (в - ф) Гусе (в - ф ) кру ( к - г ) стол ( б - т )

№3

Ря (д - т ) ма (г - к ) су (б - п ) гла ( з - с )

№4

К( о-а)за д(о-а)ма р(е-и)ка тр(о-а)ва

№5

П(о-а)ет з(о-а)вет ст(а-о)ит х(о-а)тел

Для меня очень важно знать степень усвоения изученного материала каждым учеником .При проверке тетрадей я веду учет проблем , фиксирую их в особой тетради. На основании анализа ошибок письменных работ составляю грамматические зарядки , даю дифференцированные и индивидуальные задания в тетрадях .

Систематически проводя указанные выше виды работ , формирую у своих учеников орфографическую зоркость . Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод , что данная система оправдывает себя , дает хорошие результаты . При 100% успеваемости и 80% качества знаний .

О.Г.МИТИНА Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №2» г Брянск.



© 2010-2022