- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: СПП с несколькими придаточными
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: СПП с несколькими придаточными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евдокимова С.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
"Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них" по методике КСО "Коллективно-творческое сотрудничество"
Этапы работы по методике "Коллективно - творческого сотрудничества":
I этап - возникновение творческой ситуации
-
столкновение с новым;
-
творческая неопределённость (муки творчества).
2 этап - эвристический
-
скрытая работа в зоне подсознания;
-
звено эврики (озарение);
-
раскрытие идеи.
3 этап - завершение
-
воспроизведение (идеи, содержания);
-
подтверждение (оценка со стороны одноклассников или учителя).
Цели занятия.
-
Мы должны:
-
через методику КСО познакомиться с СПП с несколькими придаточными;
-
далее развить навыки работы с текстом.
-
Должны начать учиться:
-
различать виды СПП с несколькими придаточными;
-
правильному интонированию, постановке знаков препинания в таких предложениях;
-
дальше различать союз от союзного слова;
-
выступать перед одноклассниками;
-
по мере возможности использовать в речи такие предложения.
Материалы занятия взяты из нашей рукописной книги "Мудрые мысли" и из доклада выпускницы гимназии "Экология души человека".
Ход урока
-
Организационная часть. (Тема, цели занятия).
Слово "экология" мы часто слышим по радио и телевидению, проблемы экологии решаются у нас повсеместно, работают в школах клубы юных экологов.
Обычно это слово связывают с природой, а между тем есть ещё и такие понятия как экология культуры, экология языка, экология души человека.
Слово "экология" составлено из двух древнегреческих слов: "эко" означает "дом, родина". Вторая часть "логия", точнее "лог" означает "слово", "понятие". "мысль", "учение".
Если слово "экология" употребить по отношению к природе, то мы говорим о бережном отношении к природе. А если употребить по отношению к душе человека, то о чём мы будем говорить? (о бережном отношении к душе любого человека, то есть о бережном отношении к внутреннему, психологическому миру человека, его сознанию).
-
Групповая работа по методике "Коллективно - творческого сотрудничества".
1 этап - Возникновение ситуации.
Вам даются предложения, высказывания великих людей или цитаты из научных статей, связанные с лексической и лингвистической темами урока.
Задания:
-
Прочитайте предложение. (Каждой группе даётся одно предложение)
-
Сделайте его синтаксический разбор.
-
Начертите схему.
-
Дайте название данному виду подчинения придаточных предложений.
-
Укажите, при помощи чего (союза или союзного слова) соединено придаточное к главному.
2 этап - эвристический. Решение лингвистической ситуации.
-
Предложение первой группы:
Д.И. Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.
-
Предложение второй группы:
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О.Ключевский, русский историк 20 века).
-
Предложение третьей группы:
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына. (М.Е Салтыков -Щедрин, русский писатель 19 века).
На работу, коллективно - творческое сотрудничество, даётся 10 минут (II этап методики)
3 этап. Завершение: воспроизведение решения задачи, подтверждение (оценка со стороны одноклассников и учителя).
Один из группы идёт к доске, рисует схему предложения, пишет вариант названия подчинения. Работу сверяем с готовыми схемами и общепринятыми названиями. Подведение итогов.
Д.И. Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.
Последовательное подчинение
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Параллельное подчинение
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына.
Однородное подчинение
-
Теперь работа с текстами. Вопросы и задания к ним даются. На работу даётся примерно 10 минут.
Желательно, чтобы в выступлениях принимали участие все члены группы. В этом случае лучше заранее обговорить, кто по каким пунктам будет выступать.
Вопросы и задания к тексту:
-
Прочитайте внимательно текст.
-
Дайте толкование непонятных слов (при необходимости обратитесь к словарю).
-
Определите тему, основную мысль текста.
-
Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
-
Проанализируйте синтаксический строй текста: каких в нем предложений больше - простых или сложных? Чем это можно объяснить?
-
Согласны ли вы с мнением автора текста? Если нет, выскажите свою точку зрения, приведя аргументы (То есть обоснуйте свои мысли).
Тексты
1.Начало нашего века характеризуется стремительным развитием науки, продвинувшего знания человека в область совершенно новых исследований: кибернетики, космоса, генетики. Наряду с этим возрастает интерес к осмыслению того, что мы называем душой.
При изучении биографии некоторых великих людей и генеалогических таблиц невозможно не обратить внимание на некоторые факты, которые нельзя объяснить ни случайными совпадениями, ни роковым стечением обстоятельств. Впечатление такое, будто в череде поколений вокруг возникают роды, представители которых предрасположены к бедствиям, дебильности, психическим расстройствам, самоубийствам, бесплодию.
Таких примеров было так много, и они были столь повсеместны, что в народе не могли не обратить на них внимания и не заметить: подобный недуг поражает те или иные ряды отнюдь не случайно.
Люди, хорошо знавшие традиции и предания русского дворянства, почти без удивления относились, например, к высокой детской смертности в семье Льва Толстого к тому что у его дочерей часто рождались мёртвые младенцы.
Ведь некогда сын Петра I царевич Алексей погибший в застенке, проклял до 25-го колена всё потомство графа Петра Толстого сыгравшего немалую роль в его гибели. И потому как будто бы в каждом поколении разветвленного рода Толстых умирало много младенцев и наряду с выдающимися людьми рождались и много слобоумных, и просто безумных.
Раз уж речь зашла о Толстых, как не вспомнить ещё одного представителя этого рода знаменитого Толстого - эмигранта, авантюриста и дуэлянта, убившего на инспирированных им поединках десять человек. Эти смерти не прошли ему даром! От жены - цыганки у него было одиннадцать детей, умиравших один за другим. Сообразив, что это наказание выпало ему неспроста, он составил список убитых им людей и после смерти каждого своего ребёнка вычеркивал из списка по одному имени и писал: "Квит!". После того как в списке оказались зачеркнуты все фамилии, у Толстого осталась одна единственная дочь вышедшая впоследствии замуж за Василия Перфирьева.
Основатель рода граф Петр Толстой переложил на потомков ответственность за совершенные им поступки, как добрые, так и злые. Добрые деяния предка помогли Толстым возвыситься, стать знатным родом, приобрести репутацию, а за злые дела предка они несли наказание.
Основатель рода волен в своих действиях, но расплачиваются за них его потомки. Поэтому он должен помнить о своей ответственности перед потомками; должен знать как отзовутся его поступки на их жизни через годы и десятилетия
2. В наше время стали редкостью такие человеческие качества, как доброта, честность, гуманность. Нравственный кризис, о котором нынче заговорили во весь голос,- это не что иное, как ощущение некоторой частью людей бессмысленности своего существования и невозможности найти в ней смысл из-за разрушения общечеловеческих ценностей, отсутствия изначальной культуры, которая позволяет найти путь к истине жизни. Этим и объясняются многие социальные беды нашего общества - распространение алкоголизма, рост наркомании, разгул жестокой и бессмысленной преступности. Но ведь человек живёт в этом мире для того, чтобы что-то творить, продолжать, искать и добиваться. Это его предназначение в жизни. Он должен найти своё, особое место, где будет царить добро и любовь. Он должен прожить эту жизнь такой, какой она ему предстала, и стараться улучшить её.
Сегодня, как никогда, встала проблема экологии души человека. Это мы люди, разумные создания природы, должны заботиться друг о друге: зачем мы должны всю злость, горечь от нашей жизни вымещать на таких же себе подобных, усугубляя тем самым их и наше существование?!
Конечно, есть люди, наделённые от природы разными отрицательными качествами: злые, завистливые, высокомерные, чванливые. Сосуществование добра и зла, как единство и борьба противоположностей - закон природы.
Своей отрицательной психической энергией люди нарушают космический баланс и что получается? Отрицательная психическая энергия, словно смог, окутывает нашу планету. Человек должен понять, что своими дурными мыслями, поступками, грехами и пороками, злобой, жадностью, завистью отравляет не только себя, но и окружающих. Отрицательные излучения, накапливаясь, нарушают функции регулирования организма, выводят из строя внутренние органы. Это не мистика и не фантастика. Это научно доказанное явление и факт. Мы не очень осведомлены в этой области и до сих пор не осознали силу мысленной энергии, которую сами творили, а потому и не видим те отрицательные результаты, которые она производит.
3. Мы дети природы, и она относился к нам как мать: если мы поступаем плохо -наказывает, устраивает разные стихийные бедствия: землетрясения, наводнения и другие. Если же мы живём по её законам, то есть честно, по - совести, если мы добрые, отзывчивые, то она помогает нам в жизни, оберегает от разных несчастий, бед. Таких примеров в жизни много. Так, русский писатель, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын был брошен после войны в один из сталинских лагерей. В самом начале ссылки тяжело заболел: рак, новое обострение (одну операцию он перенёс в лагере). "Осенью 1953 года очень было похоже, что я доживаю последние месяцы. В декабре подтвердили врачи,... что жить мне осталось не больше трёх недель... Это был страшный момент в моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор.. .Никому я не мог крикнуть, позвать: приезжайте, возьмите, спасите моё написанное!... Вечерами и ночами, бессонными от болей, я торопился мелко - мелко записывать, и скручивал листы по нескольку в трубочки, а трубочки наталкивал в бутылку.. .Бутылку я закопал в своём огороде - и под Новый 1954 год поехал умирать в Ташкент. Однако я не умер (при моей безнадёжно запущенной остро - злокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращённая мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель)". Цель - написать за всех, кто "не доцарапал, не дошептал, не дохрипел", умирая за колючей проволокой.
И таким образом природа исцелила его, безнадёжно больного, оберегала его и после. Он покинул этот мир в августе этого года, на 90-ом году жизни.
Каждый должен понять, что необходимо заботиться о чистоте своей души, а это значит - быть честным и чистым в мыслях и поступках, тем самым создавая и умножая в мире положительную энергию. У каждого есть свобода выбора, так давайте вместе сеять на Земле Добро, Любовь, Мудрость, Истину!
-
Предупредительный диктант с заданиями: (Предложения взяты из текстов учащихся)
-
Определите вид подчинения.
-
Определите виды придаточных.
-
Назвать, с помощью чего (союза или союзного слова)соединены в них предложения.
- Мы не очень осведомлены в этой области и до сих пор не осознали силу мысленной энергии, которую сами творили, а потому и не видим те отрицательные результаты, которые она производит.
- Нравственный кризис, о котором нынче заговорили во весь голос,- это не что иное, как ощущение огромным количеством людей бессмысленности своего существования и невозможности найти в ней смысл из-за разрушения общечеловеческих ценностей, отсутствия изначальной культуры, которая позволяет найти путь к истине жизни.
-
Вопросы - выводы :
-
Таким образом, на какие виды делятся СПП с несколькими придаточными?
-
С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главному?
-
Чем можно объяснить использование СПП, в том числе и с несколькими придаточными, преимущественно в научном стиле? (Они помогают передать сложные отношения между явлениями, фактами)
-
Занимательная часть занятия.
-
Очень быстро, почти не задумываясь, закончите пословицы:
-
- Волков бояться -…
-
- Нет дыма…
-
- Куй железо…
-
- На безрыбье…
-
- Не гордись званием…
-
- Снявши голову…
-
- Знает кошка…
-
- Под лежачий камень…
-
- Близок локоть…
-
- Старший друг…
-
- Что посеешь,…
-
- После боя…
-
Загадки:
-
- Горя не знаем, а горько плачем. (облака)
-
- Под гору коняшка, в гору деревяшка. (санки)
-
- Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберёт (звёзды)
-
- Скоро ест и мелко жуёт,
Сама не глотает и другим не даёт. (пила) -
- Два конца, два кольца, а в середине гвоздик. (ножницы)
-
Викторина из разных областей наук (по детским энциклопедиям издательства "Росмэн")
-
- К какому классу животных принадлежит человек?(млекопитающих)
-
- Когда какая-то разновидность животных исчезает с лица Земли, это называется: а) истощением; б) вымиранием; в) эксгибиционизмом.
-
- Гориллы это хищники или травоядные животные? (травоядные)
-
- Какое из этих животных может отказаться от части своего тела: а) попугай; б) ящерица; в) осёл.
-
- На чём были основаны первые единицы измерений? (на длине различных частей тела)
-
- Какие часы были самыми первыми в истории человечества?(древнеегипетские солнечные часы. Время узнавали по длине тени на особой шкале)
-
- Где на Земле сутки длиннее - на полюсе или на экваторе? (Сутки везде одинаковы, равняются 24 часам)
-
- Откуда пошло выражение "писать с красной строки"? (В старину первые буквы нового абзаца в книгах писали красной краской).
-
Вопросы и задания на сообразительность:
-
- Первый слог-нота, второй- установленный образец одежды, целое- изменение в обществе, преобразование. (реформа)
-
- Первый слог-морское животное, второй-междометие, целое - родина фарфора.(Китай)
-
- Каких камней нет на дне морском? (сухих)
-
- Кто на все руки мастер? (перчаточник)
-
- Юбка для лампочки. (абажур)
-
-Почему поп покупает шляпу на базаре или в магазине? (даром никто не даёт)
5