Урок внеклассного чтения для 7 класса «Красота в рассказе В. Крупина «Сбрось мешок!»»

Представляемый урок «Красота в рассказе Владимира Крупина «Сбрось мешок!» – урок внеклассного чтения в 7 классе, проведенный после изучения творчества Н.В. Гоголя. Выбор не случаен, так как мы говорим о связи поколений. Произведения Н.В. Гоголя и В. Крупина роднит то, что в них авторы касаются «вечных» тем: отцов и детей, красоты и ее проявлений. Мы на уроке по творчеству Н.В. Гоголя говорили с детьми о красоте героев повести: душевной и физической (мужество, героизм, самоотверженность, способно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения для 7 класса «Красота в рассказе В.Крупина «Сбрось мешок!»»Урок внеклассного чтения для 7 класса «Красота в рассказе В.Крупина «Сбрось мешок!»»Урок внеклассного чтения для 7 класса «Красота в рассказе В.Крупина «Сбрось мешок!»»Урок внеклассного чтения для 7 класса «Красота в рассказе В.Крупина «Сбрось мешок!»»Представляемый урок «Красота в рассказе Владимира Крупина «Сбрось мешок!» - урок внеклассного чтения в 7 классе, проведенный после изучения творчества Н.В. Гоголя. Выбор не случаен, так как мы говорим о связи поколений. Произведения Н.В. Гоголя и В. Крупина роднит то, что в них авторы касаются «вечных» тем: отцов и детей, красоты и ее проявлений. Мы на уроке по творчеству Н.В. Гоголя говорили с детьми о красоте героев повести: душевной и физической (мужество, героизм, самоотверженность, способность любить, ценить красоту).

Дети смогли заметить, что каждый автор по-своему раскрывает проблему, но нравственные ценности во все времена не меняются.

На этом уроке я ставила перед собой цель: познакомить учащихся с писателем Владимиром Крупиным, с его рассказом «Сбрось мешок!», подвести учащихся к осмыслению того, что такое красота и ее проявление (на примере рассказа). Цель урока достигалась через реализацию задач, предложенных классу.

Урок начинается с проблемного вопроса о том, что такое красота. На этом этапе создания проблемной ситуации и развертывания проблемы происходит реализация 1 задачи - привлечь внимание учащихся к теме урока, возбудить у них познавательный интерес. Это же помогло актуализировать жизненный опыт и знания детей.

2 задача - активизация мыслительной деятельности учащихся, их познавательной самостоятельности, задача развития устной речи была реализована при помощи технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) и работу детей в малых группах, создания на уроке атмосферы напряженной интеллектуальной и эмоциональной деятельности.

Проблемные вопросы, остановка чтения текста - приемы, способствующие активизации мышления.

Технология РКМЧП оптимальна для работы с текстами малых форм.

3 задача - привитие навыков творческого применения полученных на уроке знаний, развитие письменного монологического высказывания, была реализована, на мой взгляд, на последнем этапе урока, когда были даны на выбор две темы, темы двух уровней сложности. Дети могли выбрать ту, которая соответствует их уровню развития.

На уроке дети познакомились с новым для них термином «восходящая градация». Это опережающее обучение сможет в дальнейшем облегчить работу, особенно сильным учащимся.

Я считаю, что цель, поставленная мною на урок, была успешно достигнута. Дети работали активно, с интересом, получили оценку своего труда.

На следующих уроках предполагается продолжать разговор о красоте на примере произведений классиков: И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и современных авторов. Думаю, что еще не раз обратимся к творчеству В.Крупина, к его «крупинкам», в которых он поднимает вопросы нравственные.


Урок литературы в 7 классе


Тема: Красота в рассказе Владимира Крупина «Сбрось мешок!»

Цель: познакомить учащихся с писателем Владимиром Крупиным, с его рассказом «Сбрось мешок!», подвести учащихся к осмыслению того, что такое красота и ее проявление (на примере рассказа).

Задачи:

  1. Привлечь внимание учащихся к теме урока, возбудить у них познавательный интерес и мотивы деятельности.

  2. Активизация мыслительной деятельности учащихся, их познавательной самостоятельности, задача развития устной речи.

  3. Привитие навыков творческого применения полученных на уроке знаний, развитие письменного монологического высказывания.

Ход урока:

  1. Этап развертывания проблемы. (Стадия вызова)

  1. Учитель. Ребята, сегодня на уроке я хотела бы поговорить с вами о красоте. Как вы понимаете, что такое красота?

Красота

- это … (записать на доске варианты ответов)

Учитель. Вы очень хорошо порассуждали, спасибо!

  1. А далее я хочу вас познакомить с рассказом русского писателя Владимира Крупина. Знакомо кому-нибудь это имя?

Это удивительный, на мой взгляд, человек и писатель. В настоящее время он живет в Москве, работает в Академии живописи, преподает древнерусскую литературу. Он пишет рассказы, повести как для взрослых, так и для детей. У него удивительный дар! В рассказ, занимающий всего страницу, а то и меньше, он может вложить такой огромный смысл! Но в произведении нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения. И в этом нам с вами придется убедиться.

  1. Рассказ, с которым я хочу вас на уроке познакомить, называется «Сбрось мешок!» (Стадия осмысления)

а) Как вы считаете, какая может быть связь между рассуждениями о красоте и заглавием рассказа «Сбрось мешок!»? (никакой)

б) А что необычным вам кажется в заглавии?

( глагол в повелительном наклонении, слово «мешок»)

в) Какое значение имеет слово «мешок»?

(бытовое, наполненный чем-то он тяжелый)

г) Ребята, скажите, о чем может быть рассказ с названием «Сбрось мешок!»?

(фронтальный опрос)

  1. Вы порассуждали, но я вновь хочу возвратить вас к вопросу: «Какая связь между рассуждениями о красоте и названием рассказа «Сбрось мешок!»?

  1. Направляемое чтение

  1. Связь есть, и вы в этом убедитесь. Я раздам 1 часть рассказа и прочту ее.

(текст раздается с заданиями для групп)

Задание № 1 (1 группа)

Скажите, от какого лица ведется повествование? Что вы узнали о герое?

Задание № 1 (2 группа)

Какой еще герой присутствует в 1 части? Почему героиня называет его тятя, а не отец? Как бы вы охарактеризовали его?

(тятя - тятенька - исконно-русское название отца отроков. В.И.Даль)

Задание № 1 (3 группа)

Найдите в тексте доказательства того, что работа тяжелая.

Учитель. В. Крупин использует в тексте прием восходящей градации, когда в одном ряду стоят одни и те же части речи: промокла - продрогла - прокляла, решающее слово последнее. Что обозначает слово «прокляла»?

(работу и жизнь)

  1. Учитель. Теперь поняли, ребята, почему я акцентировала внимание на слове «красота»? Есть ли связь между рассуждениями о красоте и названием рассказа?

(Отец обратил внимание на красоту, в 1 части есть связь между словом «красота» и названием рассказа в словах отца).

Прочитайте: «Посмотри-ка, какая красота. Сбрось мешок!»

  1. Учитель. Я хочу прервать беседу, я вижу, как вы думаете, рассуждаете. Мне это нравится. 1 часть заканчивается словами: «Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло».

Я предлагаю задание.

Что могла увидеть Варя такое, что «в глазах воссияло»?

Обсудите в группах, запишите ответ.

  1. А теперь посмотрим, что в рассказе В.Крупина.

(Раздается 2 часть с заданием).

Чтение учителем 2 части.

Задание № 2 (1 группа)

Скажите, какая красота открылась девочке в рассказе?

(Радуга, солнышко, нерукотворная)

Задание № 2 (2 группа)

Как вы считаете, что несет в себе сравнение «как будто умылась»?

(Умываемся чем? Водой. Вода делает человека чище. А здесь разве о воде? Нет, о красоте.)

Задание № 2 (3 группа)

Можно было бы догадаться, что увидит Варя, внимательно читая и слушая рассказ? Дает ли нам автор подсказку? Найдите ее.

(«…дождь шел», «к вечеру дождь перестал».)

  1. Посмотрим, что происходит дальше.

(Раздается 3 часть с заданием).

Чтение учителем 3 части.

Задание № 3 (1 группа)

Найдите в 3 части ключевое предложение, объясняющее, что произошло с героиней рассказа, что она поняла.

(Увидела красоту, отец указал).

Задание № 3 (2 группа)

Отец обратил внимание Вари на красоту, а Варя - внимание своих детей. Найдите в тексте пример, как она передала это своим детям.

- Поняла девочка маму? (Да, «жалко ягоды трогать, пойдем просто так»).

Задание № 3 (3 группа)

Расскажите, чем заканчивается рассказ. Какие слова говорит Варина дочь своей дочери? Как прослеживается связь поколений в 3 части?

(Смотри, какие цветы; смотри, какие облака…)

  1. Учитель. Какой вывод можно сделать, проанализировав эту запись?

Запись на доске:

Отец - Варе:

«Посмотри-ка какая красота». «Сбрось мешок».

Варя - дочери:

«Подожди, не убегут ягоды, ты полюбуйся».

Дочь - внучке Вари:

«Смотри, какие цветы; смотри, какие облака»

(Красота так просто не дается. Надо учиться видеть ее, замечать и передавать это из поколения в поколение, чтобы дети, внуки и правнуки были действительно людьми).

  1. Ребята, так какое же значение имеет слово «мешок» в названии данного рассказа?

Мешок

(символ) - дневные заботы, заполняющие нашу жизнь.

Учитель. Мы редко останавливаемся посмотреть вокруг себя, не насладимся нерукотворной красотой. «Сбрось мешок!» - остановись, оторвись от повседневных, суетных забот и посмотри на то, что тебя окружает.

  1. Рефлексия

Несомненно, цепочка автор герой читатель верна. (Через героя автор общается с читателем).

Мы решили, что с героиней произошло прозрение. Порассуждайте о том, какое «прозрение» произошло с вами после прочтения рассказа и его обсуждения.

Вот темы:

  1. Что есть красота:

«Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде»?

Н. Заболоцкий

2. Понравился ли мне урок по рассказу В. Крупина? Какие мысли у меня возникли в связи с этим рассказом.

(Эссе - письменное размышление на заданную тему. 5 минут)

  1. Оценка. Хорошо работали на уроке. Результат - ваши работы. Отметки за урок - на следующем уроке.


Владимир Крупин.

Сбрось мешок!

1 часть

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». - «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала - пожар.

_________________________________

2 часть

Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.

_________________________________

3 часть

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».

__________________________________



© 2010-2022