- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе по теме «Мой Маяковский»
Урок по русской литературе по теме «Мой Маяковский»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Голобородько И.Э. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по теме "Мой Владимир Маяковский"
Цели урока:
Образовательная: обощить знания о творчестве В.Маяковского, которое носило новаторский характер; актуализировать знания о футуризме как литературном течении;
Развивающая: заинтересовать учащихся творчеством Маяковского, побудить их к более осмысленному пониманию сложных текстов поэта; активизировать мышление учащихся; развивать творческие способности и навыки исследовательской деятельности
Воспитательная: показать неординарность Маяковского как личности, как поэта, как патриота.Формировать духовно - нравственные ценности, культурную личность.
Технологии: проблемное обучение, групповые, компьютерные, дифференцированного обучения
Методические приемы: презентация, лекция учителя с элементами беседы(дискуссии), работа в малых группах со стихотворениями поэта , чтение наизусть, комментированное чтение и анализ стихотворений.
Ход урока:
- Здравствуйте, дорогие товарищи-современники!
Следуя курсом программы по литературе, наша филологическая лодка
рискует разбиться о могучие плечи темы "Великий и непонятный, тонкий и чувственный, Мой В.Маяковский". Мы говорили, слушали, спорили, даже кричали о нём много и разно. Но от традиции никуда не уйти, и сейчас я, по старинке, попытаюсь прочесть его поэму-завещание "Во весь голос".
Уважаемые товарищи потомки!
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед! Выключается свет и Включается фонограмма "Во весь голос"(идёт 2мин 11сек), одновременно тяжёлыми торопливыми шагами заходит высокий человек в чёрном. После прослушивания человек выходит, урок продолжается в светлом классе.
(5 минут). На доске проблемные вопросы:
Кто он? Трибун, поэт, агитатор, оратор или... исстрадавшийся, одинокий лирик?
Поэты чувствуют по-особому или могут необычно выразить свою мысль? Все ли мы чувствуем одинаково всепоглощающе, но не можем выразить, или поэты необыкновенно одарены, и поэтому могут выражать чувства в стихотворой форме?
И снова, возвращаясь к традиции, я хочу продолжительно и, может быть, даже скучно, но полно рассказать вам об истоках бунтарства
В. Маяковского. Футуризм, футури... Резкий стук в дверь! (входят двое: первый невысокий в жёлтой кофте с деревянной ложкой в петлице, второй с разрисованным лицом, с чёрным бантом и венке на голове).
- Да! Да! Новая жизнь конечно же требует нового искусства, и, как следствие, нового языка!
М. -. Совершенно с вами согласен! Мы - люди будущего!!!!! Форма , форма должна всецело привлекать внимание, эпатировать, шокировать! Тогда и о содержании люди задумаются!
- Откажемся же от традиционной грамматики, мы должны иметь право на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм.
М.- Сбросим же Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности. Мотоцикл - вот совершеннейшее из творений, лучше, нежели скульптуры Микеланджело.
-Да, мы разрушим формы и условности искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
М. - Мы должны деформировать слово, чем больше неологизмов, тем лучше. Впереди должна быть только динамика силы и творческий произвол художника!
- Не даром в 1910 году мы выпустили альманах "Садок судей", а в 1912 г. - манифест "Пощечина общественному вкусу".
М. - А... аудитория! Познакомьтесь с нашими творениями!
- Пожалуйста, пожалуйста.(раздают листы).
Я думаю, что теперь вы и без моих пространных объяснений вспомнили, кто такие футуристы. отметьте в листовках, где призывы бунтаря, а где лирика, а мы пока послушаем "Ночь" и "Как я сделался собакой". Выводы: бунтарь и лирик (5 мин)
Раз уж нам настолько повезло, что мы имеем счастье видеть самого великого футуриста, может быть удовлетворим своё исследовательское любопытство и зададим маэстро пару вопросов?
Распечатать
Панькив Д. Реплика из зала: - Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.
Маяковский: - Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора.
Слушаем стихотворение "Облако в штанах" Лирик
Маяковский: - А теперь я отвечу на все ваши вопросы.
Панькив М. - А зачем вы рояль повесили?
Маяковский: - Потерпите до конца, узнаете.
II Шарганов А. Как вы себя чувствуете в русской литературе?
Маяковский: - Ничего, не жмет.
III -Неткачева М. Маяковский, почему вы себя так хвалите?
Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
IV - Балеева Ек. Почему вы все пишете о недостатках, о грязи, а не пишете о прекрасном, о розах?
Маяковский: - Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни. Я помогаю выметать дрянь эту. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них
V - Меньших Кр. Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.
VI -Пятакова Анна. Маяковский, ваши стихи неприятно слушать, хочется уйти с вечера!
Маяковский: - О качестве моих стихов мне говорить неудобно, но знаю, что с моих вечеров еще никто не уходил.
VII -Шарганов Арт. Ваши стихи мне непонятны.
Маяковский: - Ничего, ваши дети их поймут.
VIII -Пятакова Анна - Пушкин понятнее вас.
Маяковский: - Пушкина читают сто лет. Не успел еще ребенок родиться, а ему уже читают "Евгения Онегина". Но современники говорили, что от чтения Пушкина скулы болят. До того трудным казался тогда его язык. В наше время, конечно, приятно его почитать - нет слов. Это добросовестнейший поэт. Квалифицированный читатель - рабочий, крестьянин, интеллигент - должен знать Пушкина, но не следует впадать в крайности и читать только его. Я лично очень люблю Пушкина.
IX - Меньших Кр. - А часто ли вы заглядываете в Пушкина?
Маяковский: - Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть.
X - Панькив Диана - Уверены ли вы в том, что ваше творчество доступно массе?
Маяковский: - Не всем доступно. Еще далеко не все привыкли к стихам. Но если стихи будут внимательно читать и, как полагается, по нескольку раз, то через 15 лет они будут доступны почти всем, а это будет большим достижением.
XI - Неткачева Мария - Вы придаете большое значение личному чтению своих стихов. После вашего чтения стихи становятся понятнее. А после вашей смерти как быть грядущим поколениям, желающим прочитать ваши стихи?
Маяковский: - Не беспокойтесь, сами разберутся. Стихи читаются не только вслух. Одно из свойств моих стихов, безусловно, будет утрачено, но останется над чем подумать и поломать голову потомкам.
XII - Балеева Ек. А все же, Маяковский, кто будет читать ваши стихи после вашей смерти?
Маяковский: - Вы. А если не вы, то ваши дети. Я верю, "мой стих громаду гор пробьет", и я буду беседовать с грядущим поколением, "как живой с живыми говоря".
- Ну, на остальные вопросы ответить не успею. Приходите за ответами через 100 лет.
XIII - Позвольте, но зачем же вы рояль повесили?
Маяковский: - Так чтобы заинтересовать вас и заставить высидеть всех до конца нашего вечера. ( 5 мин)
Да,это бунтарь!!!!!!!!! Выступает Маша. Тоже бунтарь?
А посредством какой темы мы можем увидеть лирика? Любовь!!!!!!!!!!!
Давайте обратимся за помощью, как воспринимают нашего героя и его произедения другие талантливые люди?
Слушаем Ел. Камбурову. (7мин)+ обсуждения.
Шарганов Артём. (3 мин).
Панькив Диана +обсуждение
Панькив Макс+ окна РОСТа. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.
"Лилечке".
Пятакова Анна (10 мин);
Балеева Ек.+ анализ, "Письмо Татьяне Яковлевой", Меньших Кристина (10 мин)+ итоги+ Д.З.
Константин Левин
Памяти Маяковского.
Выпив утренний свой кофе,
Шли Москвой, как через луг,
Маяковский в желтой кофте
И с лорнеткою Бурлюк.
Лица тверды, как медали,
И надменно весел взгляд.
Эпатируют? Едва ли,
Просто мальчики шалят.
Обойдем чванливый Запад
На полкорпуса хотя
И Толстого сбросим за борт
Вместе с Пушкиным шутя.
Пошумели, заскучали.
Там война. А там она,
Чьи жестокие скрижали
Примут многих имена.
Там и ты расправишь плечи,
Там и ты получишь слово,
Не заленится рука.
И далеко ей, далече
До того, до спускового,
До злосчастного крючка.
На эстрадах, на собраньях
Живу душу жжешь дотла.
Только что там -- кольт иль браунинг
В нижнем ящике стола?
Хоть примериваясь к бездне,
И не лез ты на рожон,
Но не стать на горло песне
Тоже было не резон.
И легла в патронник пуля,
Как лежит в стихе строфа,
Где Азорские мелькнули
И пропали острова.
И огромного мужчину
Положили люди в гроб.
И ведет Кольцов машину,
И в холодных каплях лоб.
Не твоих ли дней начало
Было городу к лицу?
Не твоя ли трость стучала
По Садовому кольцу?
Не такою ли весною
Ты шатался с Бурлюком,
Звонкой силой и тоскою
Непонятною влеком?
Но свинцом рванула сила,
Кровью хлынула тоска.
И сожгла, и схоронила
Маяковского Москва.
А весна идет с окраин,
А народ молчит, глазаст,
А в Кремле сидит хозяин,
Он тебе оценку даст.
Красят скамьи и киоски
В белый цвет и голубой...
Маяковский, Маяковский,
Первая моя любовь.
Эпиграф
Как говорят -
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
12. 04. 30 г.