Урок по русской литературе по теме «Мой Маяковский»

"Описание материала: - Здравствуйте, дорогие товарищи-современники! Следуя курсом программы по литературе, наша филологическая лодка рискует разбиться о могучие плечи темы «Великий и непонятный, тонкий и чувственный, Мой В.Маяковский». Мы говорили, слушали, спорили, даже кричали о нём много и разно. Выключается свет и Включается фонограмма «Во весь голос», одновременно тяжёлыми торопливыми шагами заходит высокий человек в чёрном. После прослушивания человек выходит, урок продолжается в светлом к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме "Мой Владимир Маяковский"

Цели урока:

Образовательная: обощить знания о творчестве В.Маяковского, которое носило новаторский характер; актуализировать знания о футуризме как литературном течении;

Развивающая: заинтересовать учащихся творчеством Маяковского, побудить их к более осмысленному пониманию сложных текстов поэта; активизировать мышление учащихся; развивать творческие способности и навыки исследовательской деятельности

Воспитательная: показать неординарность Маяковского как личности, как поэта, как патриота.Формировать духовно - нравственные ценности, культурную личность.

Технологии: проблемное обучение, групповые, компьютерные, дифференцированного обучения

Методические приемы: презентация, лекция учителя с элементами беседы(дискуссии), работа в малых группах со стихотворениями поэта , чтение наизусть, комментированное чтение и анализ стихотворений.

Ход урока:

- Здравствуйте, дорогие товарищи-современники!

Следуя курсом программы по литературе, наша филологическая лодка

рискует разбиться о могучие плечи темы "Великий и непонятный, тонкий и чувственный, Мой В.Маяковский". Мы говорили, слушали, спорили, даже кричали о нём много и разно. Но от традиции никуда не уйти, и сейчас я, по старинке, попытаюсь прочесть его поэму-завещание "Во весь голос".

Уважаемые товарищи потомки!

наших дней изучая потемки,

вы,

возможно,

спросите и обо мне.

И, возможно, скажет

ваш ученый,

кроя эрудицией

вопросов рой,

что жил-де такой

певец кипяченой

и ярый враг воды сырой.

Профессор,

снимите очки-велосипед! Выключается свет и Включается фонограмма "Во весь голос"(идёт 2мин 11сек), одновременно тяжёлыми торопливыми шагами заходит высокий человек в чёрном. После прослушивания человек выходит, урок продолжается в светлом классе.

(5 минут). На доске проблемные вопросы:

Кто он? Трибун, поэт, агитатор, оратор или... исстрадавшийся, одинокий лирик?

Поэты чувствуют по-особому или могут необычно выразить свою мысль? Все ли мы чувствуем одинаково всепоглощающе, но не можем выразить, или поэты необыкновенно одарены, и поэтому могут выражать чувства в стихотворой форме?

И снова, возвращаясь к традиции, я хочу продолжительно и, может быть, даже скучно, но полно рассказать вам об истоках бунтарства

В. Маяковского. Футуризм, футури... Резкий стук в дверь! (входят двое: первый невысокий в жёлтой кофте с деревянной ложкой в петлице, второй с разрисованным лицом, с чёрным бантом и венке на голове).

- Да! Да! Новая жизнь конечно же требует нового искусства, и, как следствие, нового языка!

М. -. Совершенно с вами согласен! Мы - люди будущего!!!!! Форма , форма должна всецело привлекать внимание, эпатировать, шокировать! Тогда и о содержании люди задумаются!

- Откажемся же от традиционной грамматики, мы должны иметь право на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм.

М.- Сбросим же Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности. Мотоцикл - вот совершеннейшее из творений, лучше, нежели скульптуры Микеланджело.

-Да, мы разрушим формы и условности искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

М. - Мы должны деформировать слово, чем больше неологизмов, тем лучше. Впереди должна быть только динамика силы и творческий произвол художника!

- Не даром в 1910 году мы выпустили альманах "Садок судей", а в 1912 г. - манифест "Пощечина общественному вкусу".

М. - А... аудитория! Познакомьтесь с нашими творениями!

- Пожалуйста, пожалуйста.(раздают листы).

Я думаю, что теперь вы и без моих пространных объяснений вспомнили, кто такие футуристы. отметьте в листовках, где призывы бунтаря, а где лирика, а мы пока послушаем "Ночь" и "Как я сделался собакой". Выводы: бунтарь и лирик (5 мин)Урок по русской литературе по теме «Мой Маяковский»

Раз уж нам настолько повезло, что мы имеем счастье видеть самого великого футуриста, может быть удовлетворим своё исследовательское любопытство и зададим маэстро пару вопросов?

Распечатать

Панькив Д. Реплика из зала: - Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.

Маяковский: - Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора.

Слушаем стихотворение "Облако в штанах" Лирик



Маяковский: - А теперь я отвечу на все ваши вопросы.

Панькив М. - А зачем вы рояль повесили?

Маяковский: - Потерпите до конца, узнаете.

II Шарганов А. Как вы себя чувствуете в русской литературе?

Маяковский: - Ничего, не жмет.

III -Неткачева М. Маяковский, почему вы себя так хвалите?

Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.

IV - Балеева Ек. Почему вы все пишете о недостатках, о грязи, а не пишете о прекрасном, о розах?

Маяковский: - Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни. Я помогаю выметать дрянь эту. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них

V - Меньших Кр. Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.

VI -Пятакова Анна. Маяковский, ваши стихи неприятно слушать, хочется уйти с вечера!

Маяковский: - О качестве моих стихов мне говорить неудобно, но знаю, что с моих вечеров еще никто не уходил.

VII -Шарганов Арт. Ваши стихи мне непонятны.

Маяковский: - Ничего, ваши дети их поймут.

VIII -Пятакова Анна - Пушкин понятнее вас.

Маяковский: - Пушкина читают сто лет. Не успел еще ребенок родиться, а ему уже читают "Евгения Онегина". Но современники говорили, что от чтения Пушкина скулы болят. До того трудным казался тогда его язык. В наше время, конечно, приятно его почитать - нет слов. Это добросовестнейший поэт. Квалифицированный читатель - рабочий, крестьянин, интеллигент - должен знать Пушкина, но не следует впадать в крайности и читать только его. Я лично очень люблю Пушкина.

IX - Меньших Кр. - А часто ли вы заглядываете в Пушкина?

Маяковский: - Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть.

X - Панькив Диана - Уверены ли вы в том, что ваше творчество доступно массе?

Маяковский: - Не всем доступно. Еще далеко не все привыкли к стихам. Но если стихи будут внимательно читать и, как полагается, по нескольку раз, то через 15 лет они будут доступны почти всем, а это будет большим достижением.

XI - Неткачева Мария - Вы придаете большое значение личному чтению своих стихов. После вашего чтения стихи становятся понятнее. А после вашей смерти как быть грядущим поколениям, желающим прочитать ваши стихи?

Маяковский: - Не беспокойтесь, сами разберутся. Стихи читаются не только вслух. Одно из свойств моих стихов, безусловно, будет утрачено, но останется над чем подумать и поломать голову потомкам.

XII - Балеева Ек. А все же, Маяковский, кто будет читать ваши стихи после вашей смерти?

Маяковский: - Вы. А если не вы, то ваши дети. Я верю, "мой стих громаду гор пробьет", и я буду беседовать с грядущим поколением, "как живой с живыми говоря".

- Ну, на остальные вопросы ответить не успею. Приходите за ответами через 100 лет.



XIII - Позвольте, но зачем же вы рояль повесили?

Маяковский: - Так чтобы заинтересовать вас и заставить высидеть всех до конца нашего вечера. ( 5 мин)

Да,это бунтарь!!!!!!!!! Выступает Маша. Тоже бунтарь?

А посредством какой темы мы можем увидеть лирика? Любовь!!!!!!!!!!!

Давайте обратимся за помощью, как воспринимают нашего героя и его произедения другие талантливые люди?

Слушаем Ел. Камбурову. (7мин)+ обсуждения.

Шарганов Артём. (3 мин).

Панькив Диана +обсуждение

Урок по русской литературе по теме «Мой Маяковский»Панькив Макс+ окна РОСТа. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.

"Лилечке".

Пятакова Анна (10 мин);

Балеева Ек.+ анализ, "Письмо Татьяне Яковлевой", Меньших Кристина (10 мин)+ итоги+ Д.З.









Константин Левин

Памяти Маяковского.

Выпив утренний свой кофе,

Шли Москвой, как через луг,

Маяковский в желтой кофте

И с лорнеткою Бурлюк.



Лица тверды, как медали,

И надменно весел взгляд.

Эпатируют? Едва ли,

Просто мальчики шалят.



Обойдем чванливый Запад

На полкорпуса хотя

И Толстого сбросим за борт

Вместе с Пушкиным шутя.



Пошумели, заскучали.

Там война. А там она,

Чьи жестокие скрижали

Примут многих имена.



Там и ты расправишь плечи,

Там и ты получишь слово,

Не заленится рука.

И далеко ей, далече

До того, до спускового,

До злосчастного крючка.



На эстрадах, на собраньях

Живу душу жжешь дотла.

Только что там -- кольт иль браунинг

В нижнем ящике стола?



Хоть примериваясь к бездне,

И не лез ты на рожон,

Но не стать на горло песне

Тоже было не резон.



И легла в патронник пуля,

Как лежит в стихе строфа,

Где Азорские мелькнули

И пропали острова.



И огромного мужчину

Положили люди в гроб.

И ведет Кольцов машину,

И в холодных каплях лоб.



Не твоих ли дней начало

Было городу к лицу?

Не твоя ли трость стучала

По Садовому кольцу?



Не такою ли весною

Ты шатался с Бурлюком,

Звонкой силой и тоскою

Непонятною влеком?



Но свинцом рванула сила,

Кровью хлынула тоска.

И сожгла, и схоронила

Маяковского Москва.



А весна идет с окраин,

А народ молчит, глазаст,

А в Кремле сидит хозяин,

Он тебе оценку даст.



Красят скамьи и киоски

В белый цвет и голубой...

Маяковский, Маяковский,

Первая моя любовь.



Эпиграф

Как говорят -

"инцидент исперчен",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед и обид.

Счастливо оставаться.



Владимир Маяковский.

12. 04. 30 г.





© 2010-2022