Рабочая программа по предмету «Литература» на 2015-2016 учебный год, 5-г класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 25»

Нижнекамского муниципального района РТ





Принято Утверждаю

на педагогическом совете Директор МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ

______________С.В.Гаранина

Протокол № ___от «___» ______2015 г. Приказ № _____от «___» ________2015 г.







Рабочая программа

по предмету «Литература»

на 2015-2016 учебный год,

5-г класс




Разработчик:

Абдувалиева Х.Ф.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



Рассмотрено Согласовано

На заседании кафедры Заместитель директора по УР

русского языка и литературы ____________В.Б.Мишина

Заведующий кафедрой «____»___________2015 г.

_________Н.В.Суркова

Протокол № 1

от «26» августа 2015 г.






г.Нижнекамск

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Литература» в 5 классе составлена на основе ФГОС ООО приказ от 17.12.10 № 1897 и об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 № 19644), Примерной программы основного общего образования, Учебного плана МБОУ «Гимназия № 25» на 2015-2016 учебный год, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (Базовый уровень) \ автор-составитель В.Я.Коровина и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Настоящая программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год) и является программой базового уровня обучения. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году.

В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, сообразного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко-литературной основе.

С учётом рекомендаций, изложенных в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», в программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Ученик постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях призведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Формы организации учебного процесса, виды и формы контроля:

  • групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития в начале учебного года и выявление его последующей динамики;

  • проверка усвоения навыков выразительного чтения (в т.ч. наизусть);

  • развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям;

  • различные формы пересказа как средство выявления навыков монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев - персонажей;

  • письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения;

  • сочинения на литературные и публицистические темы;

  • зачёты;

  • семинары;

  • коллоквиумы;

  • уроки-консультации по руководству проектной деятельностью учащихся;

  • другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

Выпускник 5 класса научится:

• использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

• понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

1) в познавательной сфере:

• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственной интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленному чтению и адекватному восприятию;

• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус;

• понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Устное народное творчество:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Содержание учебного курса


Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.


  1. Из произведений русского фольклора.

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи - животные, чудесные предметы в сказках.

«Царевна - лягушка» как волшебная сказка. Реальный и фантастический мир в сказке. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Поэтика волшебной сказки. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Жанровые особенности сказок о животных. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Иносказательный смысл бытовых сказок.

II. Из литературы XIX века.

И.А.Крылов. Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. Осмеяние пороков - лести, жадности, неблагодарности - в басне «Свинья под дубом».Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Ф.И.Тютчев - великолепный певец природы. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания.

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтический образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.


III. Из русской литературы ХХ века.

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

IV. Из зарубежной литературы.

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

V. Обзор

Жанр басни. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж.Лафонтен. Басня «Жёлудь и Тыква». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе 17-18 вв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

А.А.Фет. Картины родной природы в изображении А.Фета. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе Бажова.

А.Т.Твардовский Стихотворение «Рассказ танкиста». Идейно-эмоциональное содержание стихотворения, посвящённого военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

В.П.Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). Идейно-эмоциональное содержание стихотворения, посвящённого военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Х.-К.Андерсен «Снежная королева». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Торжество самоотверженной любви и дружбы над рассудочным, эгоистичным началом в жизни и чувствах героев сказки. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в повести. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

О.Генри. Новелла «Вождь краснокожих». Образы детей в повести. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

VI. Внеклассное чтение.

Древнерусская литература. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» . Летописный рассказ.

В.А.Жуковский «Спящая царевна». Особенности сюжета сказки.

Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Литературная сказка.

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место».

А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Герои и их поступки. Язык сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Народная мудрость и народная мораль в сказке. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе.

К.М.Симонов. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете». Идейно-эмоциональное содержание стихотворения, посвящённого военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

VII. Из теории литературы.

Литература и фольклор.

Литературный герой.

Героический характер.

Главные и второстепенные персонажи.

Художественный вымысел.

Правдоподобие и фантастика.

Сюжет и композиция.

Конфликт.

Эпизод.

Пейзаж.

Диалог и монолог.

Авторская позиция.

Ритм, рифма. Стихотворная и прозаическая речь.

Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория).

Литературные роды и жанры.

Юмор.

Сказки народные и литературные.

Учебно-тематический план


№ п/п

Разделы литературы

Максимальная нагрузка (часов)

контр

работы

РР (сочинение)

Внеклассное чтение

1.

Введение

1




2.

Русский фольклор

4


1


3.

Древнерусская литература




1

4.

Русская литература первой половины 19 века

12



3

5.

Русская литература второй половины 19 века

14

1

2

1

6.

Русская литература первой половины 20 века

3




7.

Русская литература второй половины 20 века

4

1


3

8.

Зарубежная литература

4




9.

Обзор литературы

15




Итого 70 часов:

57

2

3

8


Учебно-методическое обеспечение

  • Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2010

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. - М., Вербум, 2004

  • Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5класс.- М.: «ВАКО»,2012.

  • Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. - М., Просвещение, 2008.

  • Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. - М., «Просвещение»,2012.

  • Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Составитель В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - М., Просвещение, 2012.

  • Уроки литературы с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие.- М.: Глобус,2010.

  • CD и DVD с телеверсиями произведений русских классиков

Тематическое планирование

п/п

Дата

Раздел/тема урока

Виды учебной деятельности

план

факт

1.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

Чтение вводной статьи учебника, пересказ научного текста, ответы на вопросы, составление плана статьи «К читателям», работа со словарём.

Из произведений русского фольклора.

2.

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи - животные, чудесные предметы в сказках.

Различать сказки волшебные, бытовые, сказки о животных; выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троектратные повторы, пересказывать самостоятельно прочитанную сказку,

давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

3.

«Царевна - лягушка» как волшебная сказка. Реальный и фантастический мир в сказке. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Поэтика волшебной сказки.

4.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.

5.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Жанровые особенности сказок о животных.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Иносказательный смысл бытовых сказок.

6

РР. Обучение написанию домашнего сочинения. Проект «Мои любимые русские сказки».

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта, находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

Из древнерусской литературы

7

ВЧ. Древнерусская литература. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» . Летописный рассказ.

Воспринимать текст древнерусской литературы в современном переводе, характеризовать героя древнерусской литературы

Из литературы XIX века.

8

Жанр басни. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж.Лафонтен. Басня «Жёлудь и Тыква». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе 17-18 вв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки басни,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

9

И.А.Крылов. Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

10

Осмеяние пороков - лести, жадности, неблагодарности - в басне «Свинья под дубом».

11

Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

12

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

13

ВЧ. В.А.Жуковский «Спящая царевна». Особенности сюжета сказки.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

14

А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

15

ВЧ. Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Литературная сказка.

16

А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

17

А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

18

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события.

19

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

20

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

21

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья).

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки жанра и рода литературы,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

22

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов.

23

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики.

24

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

25

ВЧ. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место».

26

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Особенности ритмической организации.

27

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика.

28

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

29

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести.

30

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России.

31

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима. Символическое значение образа главного героя.

32

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Особенности повествования, авторская позиция.

33

И.С.Тургенев. Повесть «Муму». Образ Муму. Смысл финала повести.

34

РР. Обучение составлению рассказа о герое художественного произведения. Лучшие качества русского народного характера, воплощённые в Герасиме.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта, находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

35

Ф.И.Тютчев - великолепный певец природы. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Природные образы и средства их создания.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

36

Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека в стихотворениях Ф.И.Тютчева и в стихотворении А.А.Фета «Чудная картина».

37

Контрольная работа №1 за первое полугодие по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

38

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

39

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина.

40

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Поэтический образ Дины.

41

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

42

РР. Сравнительная характеристика героев. Подготовка к написанию домашнего сочинения.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта, находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ

43

ВЧ. А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

Из русской литературы ХХ века

44

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

45

И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России.

46

И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

47

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя.

48

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказе Бажова.

49

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Герои и их поступки. Язык сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

50

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Народная мудрость и народная мораль в сказке.

51

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе.

52

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя.

53

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Самообладание маленького охотника.

54

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Мальчик в борьбе за спасение.

55

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Картины родной природы.

56

А.Т.Твардовский Стихотворение «Рассказ танкиста». К.М.Симонов. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете». Идейно-эмоциональное содержание стихотворения, посвящённого военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

57

В.П.Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). Идейно-эмоциональное содержание стихотворения, посвящённого военной теме. Образы русских солдат.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

58

В.П.Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Из зарубежной литературы.

59

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ путешественника в литературе.

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, сопоставлять героев литературного произведения

Воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений русской литературы, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, выявлять признаки лирики,

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет,

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

60

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Образ Робинзона Крузо.

61

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам.

62

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Преобразование мира как жизненная потребность человека.

63

Х.-К.Андерсен «Снежная королева». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

64

Х.-К.Андерсен «Снежная королева». Торжество самоотверженной любви и дружбы над рассудочным, эгоистичным началом в жизни и чувствах героев сказки.

65

Х.-К.Андерсен «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

66

М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Образы детей в повести. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

67

М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты). Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

68

О.Генри. Новелла «Вождь краснокожих». Образы детей в повести. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

69

Контрольная работа № 2 за второе полугодие.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования

70

Итоговый урок. «Звёздный час»: защита групповых проектов

Образовательные электронные ресурсы

  1. lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

  2. bibliogid.ru - BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

  3. kidsbook.narod.ru - Kidsbook: библиотека детской литературы.

  4. likt590.ru/project/museum/- Виртуальный музей литературных героев.

  5. rvb.ru- Русская виртуальная библиотека.

  6. feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  7. kuprin.org.ru - Куприн Александр Иванович

  8. slovari.ru - Электронные словари.

  9. krugosvet.ru - универсальная энциклопедия «Кругосвет»

  10. rubicon.ru- энциклопедия «Рубикон»

  11. nikolaygogol.org.ru - Гоголь Николай Васильевич

  12. tolstoy.ru- Лев Толстой и Ясная Поляна

  13. levtolstoy.org.ru - Толстой Лев Николаевич

  14. lermontow.org.ru- Лермонтов Михаил Юрьевич

  15. nekrasow.org.ru- Некрасов Николай Алексеевич

  16. aleksandrpushkin.net.ru - Пушкин Александр Сергеевич

  17. turgenev.org.ru - Тургенев Иван Сергеевич

  18. tutchev.net.ru - Тютчев Иван Фёдорович

  19. antonchehov.org.ru - Чехов Антон Павлович


Приложение

Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе


Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия,

  • верная передача фактов,

  • правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения,

  • доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы,

  • умение делать выводы и обобщения,

  • точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

  • наличие плана в обучающих сочинениях;

  • соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему,

  • свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия,

  • об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема,

  • в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,

  • допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему,

  • не соответствует плану,

  • свидетельствует о поверхностном знании текста произведения,

  • состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему,

  • свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".

Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок;

  • соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;

  • целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

- "5" - если все задания выполнены;

- "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;

- "3" - за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;

- "2" - выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий

Приложение

Положение

об итоговом индивидуальном проекте обучающихся

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, Программы формирования УУД.

1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.

1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.

1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-9 классов, перешедшего на обучение по новым ФГОС, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.

1.5. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

1.6. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом.

1.7. Проект может быть только индивидуальным.

1.8. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.

1.9. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.

2. Цели и задачи выполнения ИИП.

2.1. Для обучающихся:

Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

2.2 Для педагогов:

Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

2.3 Задачами выполнения проекта являются:

2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.

2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.

2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

3. Этапы и примерные сроки работы над проектом:

3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.

3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.

3.3. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.

3.4. Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.

3.5 Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.

3.6 Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.

4. Возможные типы работ и формы их представления

4.1 Типы проектов.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико-ориентированный

Решение практических задач

анализ данных социологического опроса,

атлас,

атрибуты несуществующего государства,

бизнес-план,

веб-сайт,

видеофильм,

выставка,

газета,

журнал,

действующая фирма,

игра,

карта,

коллекция,

компьютерная анимация,

костюм,

макет,

модель,

музыкальное произведение,

мультимедийный продукт,

отчёты о проведённых исследованиях,

оформление кабинета,

пакет рекомендаций,

письмо в …

праздник,

публикация,

путеводитель,

реферат,

справочник,

система школьного самоуправления,

стендовый доклад

сценарий,

статья,

сказка,

серия иллюстраций,

тест,

учебное пособие,

чертеж,

экскурсия.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта

5. Требования к оформлению ИИП.

5.1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта;

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

в) списка использованных источников.

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности;

б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

в) исполнительской дисциплины.

5.2. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

5.3. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

6. Требования к защите проекта.

6.1 Защита проекта осуществляется на уроке. По желанию педагога и ученика на защите могут присутствовать представители администрации, другие учителя-предметники, классный руководитель, родители. У ученика имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. Ученик может использовать мультимедийные формы для представления своего проекта.

Результаты выполнения проекта оцениваются учителем. По итогам защиты представленного продукта, составленной учеником краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку.

7. Критерии оценки проектной работы:

7.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.

7.2. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев.


Содержательное описание каждого критерия

Критерий

Содержание критерия

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2-3 балла)

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

7.3. Условия принятия решения по проекту:

7.3.1. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.

Базовый уровень

отметка «удовлетворительно»

4 - 6 первичных баллов

Повышенный уровень

отметка «хорошо»

отметка «отлично»

7-9 первичных баллов

10-12 первичных баллов

7.3.2. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основном общем образовании - отметка выставляется в свободную строку.









© 2010-2022