- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по кружку Знатоки
Программа по кружку Знатоки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Канкулова М.Л. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
занятий кружка
«Знатоки»
учителя русского языка и литературы
Канкуловой Мариты Лябидовны
-
Возраст детей, на который направлена программа - 12-14 лет
-
Срок реализации программы - 1год
2015-2016уч. год
Пояснительная записка
Курс обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 7, 8 классов общеобразовательных школ.
Объём занятий - 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.
По типологической классификации, программа относится к экспериментальным .По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
-
По направлению деятельности - научно-техническая,
-
по уровню освоения - углубленная,
-
по уровню деятельности - продуктивная,
-
по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
-
по основной направленности - прикладная.
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомить с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами работы с ними
-
Создать мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки о русском языке и литературе, заочные экскурсии
Развивающие:
-
Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
-
Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
-
Художественно-творческие способности
-
Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
-
Потребность расширять кругозор в изучаемой области
Обоснование содержания
В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.
Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.
Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.
Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда - неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.
Принципы
-
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
-
Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
-
Наглядность работы, демонстрация процесса обучения
Методы и приёмы
-
Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
-
Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
-
Объяснительно-иллюстративный
-
Репродуктивный
-
Эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
В ходе занятий кружка «Творческая мастерская» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-
Знать основы работы в программах Excel, Power Point
-
Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
-
Уметь находить необходимые сведения в Интернете
-
Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point
Ближайшие последствия
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, ол п получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения. С данным материалом они могут выступить на школьном, районном , городском конкурсах «Шаг в будущее.», всероссийском конкурсе «Сигма»
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
-
Компьютер и интерактивная доска
-
Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам
Охват учащихся
Занятия кружка рассчитаны на учащихся 5-8 классов.
Автор
Программа разработана и реализуется учителем МОУ «СОШ» Канкуловой М.Л. Данный курс имеет практическую направленность и создан с целью научить ребят работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и творческой деятельности. Поэтому никакого методического обеспечения не требует, так как имеет практическую направленность.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Дата
К-во
уроков
Тема занятия
Виды и формы работы
1
2
02.09
2
Задачи работы кружка.
Информационные технологии на службе ученика и учителя
Лекция учителя, беседа
3
4
9.09
2
Синтаксическое богатство русского языка
Лекция учителя, беседа, просмотр и обсуждение различных работ учащихся с использованием ИКТ
5
6
16.09
2
Сочинение лингвистических сказок
Сочинение сказки по частям речи, (по выбору)
Чтение и обсуждение работ учащихся, обсуждение правил русского языка, которые можно переложить в формат сказки, творческая работа
7
8
23.09
2
Настройка анимации лингвистической сказки
Демонстрация анимационных возможностей программы Power Point
9
10
30.09
2
Тест. Игра. Кроссворд.
Особенности каждой формы
Лекция учителя, беседа, участие в тесте, кроссворде, игре, просмотр и обсуждение работ учащихся
11
12
7.10.
2
Сочиняем тест
Подбор и формулирование тестовых заданий, написание сценария
13
14
14.10
2
Игры на уроках русского языка
(Авторская программа)
Деловая игра «Кто придумает интереснее задание». Обсуждение заданий, выбор самой интересной формы. Создание сценария игры
15
16
21.10
2
Бывают ли у слов родственники?
Практическая работа. Сбор материала
17
18
28.10
2
Сочиняем кроссворд
Подбор вопросов и конструирование кроссворда на бумаге
19
20
11.11
2
Фразеологические обороты
Презентация по теме
21
22
18.11
2
Почему мы так говорим
Конкурс на лучшее объяснение и оформление фразеологизма
23
24
25.11
2
Биографию имеют не только люди, но и слова
Вопросы-задания
Викторина
25
26
2.12.
2
Секреты хорошей презентации
Лекция учителя, выбор макета, цветовой гаммы, шрифта, материала, настройка анимации
27
28
9.12
2
Составляем презентацию о писателе или поэте
Выбор темы, сбор материала,
29
30
16.12
2
Словесные раскопки
Эвристическая беседа
31
32
23.12
2
Создание иллюстраций к лирическому произведению
Рисование, сканирование
33
34
13.01
2
Можно ли писать без букв?
Сбор материала
35
36
20.01
2
Понемногу о многом ( Поговорим о языке)
С.13 Игра «Дежурная буква»
37
38
27.01
2
Понемногу о многом. Высказывания о русском языке писателями и поэтами
Сбор материала
39
40
3.02
2
В руках умелых слово творит чудеса
Вопросы и ответы по морфологии
41
42
10.02
2
« О словах одинаковых, но разных»
Подбор занимательных вопросов.
43
44
17.02
2
«Тезки наоборот» (Антонимы)
Подбор занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов
45
46
24.02
2
Как образуются слова
Подбор занимательных вопросов и кроссвордов с использованием антонимов
47
48
2.03
2
Индивидуальные занятия
Защита презентации уч-ся.
Ответы на вопросы.
Размышляем об увиденном.
49
50
9.03
2
Фразеология.
Происхождение фразеологизмов
Презентация по теме
51
52
16.03
2
Виды ошибок при использовании фразеологизмов.
ИКТ
53
54
6.04.03
2
Анализ стихотворения.
Подобрать разные аналитические подходы к стихотворению.
55
56
13.04
2
Алгоритм анализа стихотворения
ИКТ
57
58
20.04
2
Практическая работа уч-ся
Защита презентации, работ уч-ся
59
60
27.04
2
Анализ художественных текстов
Практическая работа. ИКТ
61
62
4.05
2
Подготовка к конкурсу.
Беседа.
63
64
11.05
2
«КВН «С русским языком можно творить чудеса»
Конкурс
65
66
18.05
2
« Звездный час»
Конкурс
67.
68
25.05
2
Обобщающее занятие. Подведение итогов.
ИКТ
Использованная литература:
1.«Кружок русского языка в школе» Е.П.Приображенская
2 «Занимательно о русском языке».
3. «Созвездие слов» В.П.Абрамов.
Практически направленные работы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных работ «Портфолио»
Так как кружок практико-ориентированный, то специальной литературы не требует.
5