Урок в 5 классе по теме Однородные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Павлова Н.К.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хоринсквя СОШ»





Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе

на тему «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

УМК: учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 5 класс.

Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.

Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Оборудование урока: учебник Русский язык, 5 класс М.М.Разумовской, С.И. Львовой, В.В. Львова и др.; раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Записывает дату. Вызывает учеников допустивших ошибки в домашней работе

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Подготовка класса к работе.

Работают в тетрадях. Проводят выборочную работу. Выполняют работа над своими ошибками и записывают часто встречающиеся орфограммы в тетрадь

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II.Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Ребята, посмотрите на это предложение(на доске).Вам нужно записать и подчеркнуть второстепенные члены предложения, так, как мы обозначаем их при разборе предложения по членам.

- Обменяемся с соседом тетрадью и проверим друг у друга написанное и подчеркнутое.

Работа с текстом.

Осторожно ветер, из калитки вышел,
Постучал в окошко,пробежал по крыше,
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то, воробьёв знакомых
И расправил бодро молодые крылья,
Полетел куда-то, вперегонку с пылью.
Михаил Исаковский

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?

Записывают предложение, подчеркивают, осуществляют работу в паре.


Слушают, участвуют в беседе.


Предполагаемый ответ:

-Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)


III.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Создает проблемную ситуацию:

-Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.Я предлагаю вам в группах обсудить.

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

-Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

-Какую грамматическую основу предложения вы выписали?

-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

-С какой интонацией они читаются?

-Как называются подобные члены предложения?

-Cформулируйте тему урока. А для чего нам надо знать однородные члены?

Работа в группах, текст стихотворения и вопросы на карточках.

Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.



Однородные члены предложения.

-Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.

Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 470

- Прочитайте предложения, рассмотрите схемы однородных членов.

-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами?

- Как в нём используются знаки препинания?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Составляют план достижения цели.

На основе материала учебника

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм:

  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли союзы при них.

  3. Выберу нужный знак препинания.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)

V.Первичное закрепление (4-5 минут)

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Индивидуальная работа.

1.Работают с учебником (упр.471, стр.171) в группе. Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова, пробуют найти сравнительный оборот, и объяснить, что с чем сравнивается в предложении.

2. Работают в паре, выполняя упр.472

Записывают предложения, дополняя однородными членами, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.

Взаимопроверка.

3.Упр.476.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)

VI.Физминутка

Учитель организует физминутку.

-Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений.

Выполняют упражнения

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельно работают:

1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

1.В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака.

2.А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча.

3.Солнце закрылось передними облаками.

4. Вода в пруду приняла зловеще-черный оттенок.

5. Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню.

6. Стало вдруг пасмурно, сумрачно.

7. Наступила тишина.

Найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

Напишите номера нераспространенного предложения.

Взаимопроверка.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Предлагает составить предложения на все случаи постановки знаков препинания при однородных членах.

Учащиеся выполняют задание.

Регулятивные: контроль, коррекция.

IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

-Придумайте в группе и запишите кластер на тему «Однородные члены».

(Прочтение кластеров)

Организует рефлексию

-Оцените то, как вы усвоили материал:

  • - Я не допустил ни одной ошибки.

  • - Я ошибался 1-3 раза.

  • - Я ошибался более 3 раз.

  • - Я не понял материал.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:

  1. Параграф 60, упражнение 477

  2. Придумать и записать 5-7 предложений на тему «Зимний лес», используя однородные члены предложения.

Составляют внутреннюю речь.

Работают в группах, составляют кластер, представляют его.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Записывают задание в дневник.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Дифференцированные задания

6


© 2010-2022