- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок в 5 классе по теме Однородные члены предложения
Урок в 5 классе по теме Однородные члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова Н.К. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Павлова Н.К.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Хоринсквя СОШ»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
на тему «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
УМК: учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 5 класс.
Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.
Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Оборудование урока: учебник Русский язык, 5 класс М.М.Разумовской, С.И. Львовой, В.В. Львова и др.; раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Записывает дату. Вызывает учеников допустивших ошибки в домашней работе
Даёт задание на повторение пройденного материала.
Подготовка класса к работе.
Работают в тетрадях. Проводят выборочную работу. Выполняют работа над своими ошибками и записывают часто встречающиеся орфограммы в тетрадь
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
II.Актуализация знаний (4-5 минут).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Ребята, посмотрите на это предложение(на доске).Вам нужно записать и подчеркнуть второстепенные члены предложения, так, как мы обозначаем их при разборе предложения по членам.
- Обменяемся с соседом тетрадью и проверим друг у друга написанное и подчеркнутое.
Работа с текстом.
Осторожно ветер, из калитки вышел,
Постучал в окошко,пробежал по крыше,
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то, воробьёв знакомых
И расправил бодро молодые крылья,
Полетел куда-то, вперегонку с пылью.
Михаил Исаковский
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?
Записывают предложение, подчеркивают, осуществляют работу в паре.
Слушают, участвуют в беседе.
Предполагаемый ответ:
-Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.
Извлечение необходимой информации (П)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П))
Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)
III.Постановка учебной задачи (4-5 минут)
Создает проблемную ситуацию:
-Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.Я предлагаю вам в группах обсудить.
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.
-Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
-Какую грамматическую основу предложения вы выписали?
-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
-С какой интонацией они читаются?
-Как называются подобные члены предложения?
-Cформулируйте тему урока. А для чего нам надо знать однородные члены?
Работа в группах, текст стихотворения и вопросы на карточках.
Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.
Однородные члены предложения.
-Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.
Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
Самоопределение (Л)
Подведение под понятие (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут)
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 470
- Прочитайте предложения, рассмотрите схемы однородных членов.
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм:
-
Найду в предложении однородные члены.
-
Определю, есть ли союзы при них.
-
Выберу нужный знак препинания.
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П - моделирование)
V.Первичное закрепление (4-5 минут)
Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Индивидуальная работа.
1.Работают с учебником (упр.471, стр.171) в группе. Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова, пробуют найти сравнительный оборот, и объяснить, что с чем сравнивается в предложении.
2. Работают в паре, выполняя упр.472
Записывают предложения, дополняя однородными членами, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.
Взаимопроверка.
3.Упр.476.
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)
VI.Физминутка
Учитель организует физминутку.
-Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений.
Выполняют упражнения
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)
Организует деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельно работают:
1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
1.В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака.
2.А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча.
3.Солнце закрылось передними облаками.
4. Вода в пруду приняла зловеще-черный оттенок.
5. Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню.
6. Стало вдруг пасмурно, сумрачно.
7. Наступила тишина.
Найдите предложения с однородными членами.
Напишите номера этих предложений.
Напишите номера нераспространенного предложения.
Взаимопроверка.
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
Предлагает составить предложения на все случаи постановки знаков препинания при однородных членах.
Учащиеся выполняют задание.
Регулятивные: контроль, коррекция.
IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
-Придумайте в группе и запишите кластер на тему «Однородные члены».
(Прочтение кластеров)
Организует рефлексию
-Оцените то, как вы усвоили материал:
-
- Я не допустил ни одной ошибки.
-
- Я ошибался 1-3 раза.
-
- Я ошибался более 3 раз.
-
- Я не понял материал.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы.
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:
-
Параграф 60, упражнение 477
-
Придумать и записать 5-7 предложений на тему «Зимний лес», используя однородные члены предложения.
Составляют внутреннюю речь.
Работают в группах, составляют кластер, представляют его.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу.
Записывают задание в дневник.
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
Дифференцированные задания
6