- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Сквозной» образ в русской литературе. «Вечная Сонечка»
Урок «Сквозной» образ в русской литературе. «Вечная Сонечка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Квитковская Т.Е. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Сквозной» образ в русской литературе
«Вечная Сонечка»
Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары - сострадания, милости, верности - чаще всего являются именно там, в тени жизни, на ее обочине. Открытие это невелико, но когда оно происходит, немного изменяется картина мира, возникает новая точка отсчета и другая система координат: две лепты евангельской вдовы превращаются в великий дар, а бедное угощение полусумасшедшей старухи - в жизненный подвиг, почти всегда - незамеченный...
Л. Улицкая
«маленький человек» - это человек нормальный.
Т.Н.Толстая
Безграничное сострадание ко всем живущим существам есть самое твердое и верное ручательство за нравственный образ действий и не нуждается ни в какой казуистике. Тот, кто исполнен этим чувством, уже, наверно, никого не обидит, никому не причинит страдания, но все его действия неизбежно будут носить печать правды и милости. Пусть попробуют, напротив, сказать: «Этот человек добродетелен, но он не ведает сострадания», или: «Это неправедный и злой человек, однако он очень сострадателен» - и противоречие будет сразу чувствительно.
А.Шопенгауэр
Образовательная цель: развитие умений и навыков анализа прозаического произведения: определение особенности изображения героев, анализ изобразительно- выразительных средств языка произведения, определение авторского отношения к изображаемому; знакомство с текстами произведений, связанных с темой; установление связи, нахождение "общих" точек в произведениях разных времен и жанров.
Развивающая цель: работа над умением самостоятельно добывать знания из разных источников, в том числе из Интернета, распределять полученную информацию на блоки, анализировать текст с позиции заданной темы; формирование умения сравнивать в движении "сквозной" темы образы главных героев.
Воспитательная цель: работа над осознанием необходимости соблюдать законы Духовности, учимся понимать "мудрость чудака", а также нравственные ценности человеческого общества:
- добро,
- правда,
- совесть,
- долг,
- милосердие,
- справедливость,
- ответственность.
Оборудование: высказывания писателей и философов, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, отрывки из кинофильмов.
1.Оргмомент.
2. Слово учителя.
В литературе XIX века появляются герои, похожие друг на друга. Это литературные «типы» («маленький» человек, «лишний» человек) или «двойники» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «двойники» Раскольникова).
Это герои одного периода или одного автора, но есть и «сквозные» персонажи, встречающиеся в произведениях писателей разных эпох, но имеющие сходство не только внутреннее и внешнее, но и похожие судьбы. Сегодня мы с вами поговори именно о таких «сквозных» женских образах в русской литературе 19-20 веков.
Именно таким является образ «вечной Сонечки», который мы встречаем впервые в литературе XIX века в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Женские образы всегда занимали в русской литературе необычайно важное место. Таинство души человеческой передавалось русскими писателями не только через несколько отстраненный женский взгляд, но и через женское сердце. "Бедная Лиза" Карамзина впервые показала, что "и крестьянки любить умеют". Не надо думать, что люди низшего сословия были исключительно женского пола, однако честь быть уравненной с дворянами в правах на чувство выпало именно на долю Лизы. "Татьяны милый идеал" в нетленном романе "Евгений Онегин", пожалуй, волнует А.С. Пушкина не меньше, чем судьба главного героя. Независимость характера Лариной, её близость к простому народу, духовная чистота отвечали представлениям А.С. Пушкина о национальном характере.
К женским образам обращались все писатели XIX века. Тургеневские барышни определяют целый комплекс характерных черт, присущих девушкам его идеала. Романы Л.Н. Толстого вдохнули жизнь в образы женщин, может быть, и не безгрешных, но от этого не менее привлекательных. Сонечка Мармеладова, сверкнувшая ярким лучом в кромешной тьме безысходности романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", на долгое время определила приоритеты в духовной сфере.
Почему же именно Соня, Сонечка, Софья?
Имя «Софья» имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня - нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
В мировой истории немало женщин с этим именем:
СОФИЯ Римская (ум. ок. 137), христианская святая, мать мучениц Веры, Надежды и Любови Римских, пострадавших в гонение императора Адриана. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 30 сентября.
Софья Алексеевна Романова (17 (27) сентября 1657, Москва - 3 (14) июля 1704, там же) - русская царевна, правительница России (1682-1689) при двух царях - ее малолетних братьях Иване V и Петре I, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева» - как выразился о ней один из ее врагов. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г. Ф. Миллер; Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. И. Е. Забелин видит в Софье воплощение византийских идеалов. Для Соловьева София - «богатырь-царевна», «пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе».
СОФЬЯ Витовтовна (1371, Литва - 15 июня 1453, Москва), московская великая княгиня, супруга (в 1390-1425) московского великого князя Василия I, дочь литовского великого князя Витовта.
СОФЬЯ Палеолог (Зоя Палеолог) (умерла 7 апреля 1503), московская великая княгиня, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, жена (с ноября 1472) московского великого князя Ивана III Васильеевича. Зоя Палеолог получила имя Софьи в России. Брак с родственницей византийского императора Иван III использовал для укрепления престижа Руси в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Этот брак способствовал провозглашению Русского государства преемником Византии.
Традиционно в русской литературе все героини, наделенные этим именем, считаются носителями мудрости (это их основная характеристика). Это добрые, «кроткие» женщины, способные помочь и выслушать, смиренно несущие свой крест, но верящие в конечную победу добра. Однако «религиозная» составляющая в образах женщин с именем София в полной мере раскрывается только с появлением работ «возвращенных» философов: В. Соловьева - «Оправдание добра» (1897), П. Флоренского «Имена» (1914) и др. Наблюдения ученых о преображающей силе божественной любви не могут не вбирать в себя сегодняшняя культура и современная проза, в которой - целый ряд произведений, в названия которых вынесено имя София. Тем более что имя героини, вынесенное в заглавие произведений, выполняет роль «интертекстуального» сигнала, выводящего читателя на классические произведения: Софья из «Недоросля» Д.И. Фонвизина (1782) и «Горя от ума» (1822 - 1824) А.С. Грибоедова, Соня из «Преступления и наказания» (1866) Ф.М. Достоевского, Соня из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, Соня из пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня», Сонечка Голлидэй из повести М.И.Цветаевой «Повесть о Сонечке» и др.
Данные качества неизменно угадываются не только в Соне Достоевского, но и в Софье Петровне из «задержанной» одноименной повести Л. Чуковской (1939 - 1940, опубл. 1988) и «официально» признанной героине Ю. Трифонова из «Дома на набережной» (1976). Оно привлекает внимание и авторов, наследующих традиции реалистического письма (Б.Васильев «А зори здесь тихие», Ф. Искандер «Софичка»), и тех, кто испытывает влияние постмодернистской эстетики (Т. Толстая «Соня», Л.Улицкая «Сонечка»).
3. Работа по теме урока.
Так что же объединяет героинь не только разных произведений, но и разных эпох? Давайте обратимся к текстам классической и современной русской литературы и попробуем составить своеобразный портрет Софьи(Сони, Сонечки), обращая внимание на внешность, деятельность, взаимоотношения с другими персонажами и внутренний мир женских образов. Предоставляю вам слово.
А.С.Грибоедов
Ф.М.Достоевский
Л.Н.Толстой
Т.Н.Толстая
Л.Е.Улицкая
Александр Сергеевич Грибоедов родился 4(15) января 1795 года в семье богатых помещиков. Получив блестящее домашнее образование, в одиннадцатилетнем возрасте поступил в московский университетский благородный пансион, а затем в университет. К началу Отечественной войны он успел закончить три факультета: словесный, юридический и математический. Александр Сергеевич всю жизнь стремился к знаниям. Грибоедов был разносторонне одаренной личностью, он прекрасно знал несколько иностранных языков, среди которых были не только европейские (английский, французский, итальянский немецкий), но и латинский, греческий, турецкий, арабский и персидский.
В 1816 году поэт вышел в отставку и пошел служить в Коллегию иностранных дел в Петербурге. В 1818 году Грибоедову пришлось определиться секретарем персидской миссии при генерале А.П. Ермолове. В 1819 году он уже на Востоке.
В Тифлисе 1822 году поэт начал работу над комедией "Горе от ума", которую закончил через год.
Родился в 1821 году в Москве. Первоначальное образование получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.
Всю жизнь он посвятил раскрытию главной темы своих исканий - темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.
Родился в усадьбе Ясная Поляна.
В конце 1850 г. началась его писательская деятельность. Позже
Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".
Осенью 1856 г. вышел в отставку. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869)
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Родилась в 1951 году в Ленинграде, внучка знаменитого советского писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой, дед по материнской линии - переводчик и поэт М. Л. Лозинский.
Окончила филологический факультет ленинградского государственного уни
верситета, преподавала в американском университете.
Родилась в 1943 году в селе Давлеканово Башкирской АССР, по профессии биолог и генетик.
Порвав с научной работой, была завлитом в Камерном еврейском театре, затем закончила курсы мультипликационной режиссуры, занималась литературными переводами, писала сценарии программ для телевидения, создала 15 пьес для кукольных театров.
«Горе от ума»
«Преступление и наказание»
«Война и мир»
«Соня»
«Сонечка»
Внешность
«В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.»
«Лицо святейшей богомолки!..»
«Как Софья Павловна у вас похорошела!» «Как хороша!»
«Ведь Софья молода.»
«…безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое»
«тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых. но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».
«Ну вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского, под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые - будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни».
«Толстая усатая старуха…»
«Нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом…»
Деятельность
Софья характеризуется именно как представительница общества: "после, когда вмешивается личность "наших затронули", предаётся анафеме"; "наших затронули" - это слова красноречивые и вполне объясняющие роль и значение Софьи (здесь о ней не говорится, как о женщине, здесь она - представительница общества).
«И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки и Катерину Ивановну облегчает и средства посильные доставляет».
«Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила…»
Она слишком заземлена, слишком погружена в быт. Именно Соня препятствует позорному бегству Наташи с Анатолем.
«Соня хорошо готовила. Торты накручивала великолепные…Так что это всегда поручалась ей.»
«Сонина незаменимость на кухне в предпраздничной суете, и швейные достоинства, и ее готовность погулять с чужими детьми и даже посторожить их сон…»
«Чисто мыла она тарелки и кастрюли, со страстным старанием готовила еду, кипятила баки с бельем, подсинивала и крахмалила»
«Во имя великой цели Соня работала на двух работах, строчила ночами на машинке и втайне от мужа копила деньги».
«В начале пятидесятых Сониными огромными трудами и хлопотами семья полуобменяла-полуприкупила жилье, и въехали они в целую четверть двухэтажного деревянного дома…»
Взаимоотношения с окружающими
В Софье Павловне, то есть в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина.
Откуда скрытность почерпнуть!
Готова я была в окошко к вам прыгну ть.
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят.
«Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…»
«- Теперь-то! О, что теперь делать!.. Вместе, вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его (Раскольникова). В каторгу с тобой вместе пойду!»
« Я люблю вас как брата и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо». За всю свою небольшую жизнь Соня привыкла собой жертвовать, ради других и ради счастья других.
«Соня клялась непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо на край света»
«…но Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирного разговора и все твердила про себя: «Господи, господи, за что же мне все это…»
Внутренний мир
Однако о себе скажу,
Что не труслива.
В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха.
Разницу между ними кладет "московский отпечаток", потом бойкость, умение владеть собой, которое явилось в Татьяне при встрече с Онегиным уже после замужества. Но Татьяна - деревенская девушка, а Софья Павловна - московская, по-тогдашнему, развитая.
Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее, но и выбор Татьяны тоже был случайный, даже едва ли ей и было из кого выбирать.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично. После Чацкого она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство.
«Какое-то ненасытимое сострадание, если так можно выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица ее»
Сонечка Мармеладова, наделена даром бесконечного сострадания к людям, во имя любви к ним готова перенести любые трудности и даже унижение. Ради спасения близких Соня избирает путь насилия над собою. Следуя за Раскольниковым, она разделяет его судьбу, помогает нести тяжелый крест.
В девушке чувствуется готовность подчиниться, но за кажущейся слабостью, за кротостью таится сила воли, характер, способный принять и поддержать грешника, увидеть его страдания. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», девушка с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям.
В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, Соня сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования и бесконечного страдания.
Ей не хватает восторженности и естественности. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Она сдержанна, молчалива, рассудительна, осторожна, в ней в высшей степени развита способность к самопожертвованию. Соня привлекает к себе внимание красотой и нравственной чистотой,
В Соне было все, за что ценят людей, однако мало того, за что любят. Она - пустоцвет. Жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали ее душе раскрыться в полной мере.
Соня прекрасно вписывается в семью Ростовых, необыкновенно близка и дружна с Наташей, с детства влюблена в Николая. Соня тяготеет к лагерю "мертвых": в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна.
Чувство Сони к Николаю настолько постоянно и глубоко, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен». Это чувство заставляет ее отказать завидному в ее зависимом положении жениху - Долохову.
Содержание жизни героини полностью зависит от ее любви: она счастлива, будучи связанной словом с Николаем Ростовым, особенно после святок и его отказа в просьбе матери ехать в Москву, чтобы жениться на богатой Жюли Карагиной. Свою судьбу Соня окончательно решает под влиянием пристрастных укоров и упреков старой графини: не желая платить неблагодарностью за все, что было сделано для нее в семье Ростовых, а главное, желая счастья Николаю. Она пишет ему письмо, в котором освобождает от данного слова, однако втайне надеется, что его брак с княжной Марьей будет невозможен после выздоровления князя Андрея. После смерти старого графа остается вместе с графиней жить на попечении вышедшего в отставку Николая
«Чуткий инструмент Сонина душа…»
«Впрочем, надо думать, что она романтична и по-своему возвышена»
«Ясно одно - Соня была дура. Это ее качество никто никогда не отрицал…»
Так начинается знакомство с главной героиней одноименного рассказа Т. Толстой. Ее непривлекательная внешность изначально как бы оправдывает веселый розыгрыш приятелей, решивших подшутить над чувствами «глупой» женщины. Однако автор тут же оговаривается: «По прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями, восхитительными в своей непредсказуемости».
Что же произошло? Почему изменилось мнение о человеке, не успевавшем «перестроиться» во времени?
Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны.
Желание помочь привело героиню к смерти.
Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.
«Наподобие касания к философскому камню, ночные беседы с женой оказывались волшебным механизмом очищения прошлого».
Дожив до своих двадцати семи лет, героиня романа Сонечка почти не сталкивалась с реалиями внешнего мира, потому что героиня «читала почти без перерыва». Границы между вымышленными и реальным мирами в ее сознании настолько стерлись, что девушка куда больше переживала за книжных героев, нежели за судьбу родственников и знакомых.
Но вот Соня встретила Роберта Викторовича, которому суждено было стать ее мужем. Сорокасемилетний художник распознает в гадком утёнке, каким представлялась Сонечка окружающим, прекрасного лебедя…
Ей ни на минуту не приходило в голову печалиться о своей участи, «ревновать о высшем». Соня день ото дня радовалась успехам дочери и мужа.
Любовь как способность к самопожертвованию становится непременной чертой образа «вечной Сонечки».
Просмотр фрагментов кинофильмов
Удалось ли создателям киноверсий показать внутренний мир героинь?
4.Обобщение
Что же общего и чем отличаются героини этих произведений?
Почему же истинная любовь так тяжело им дается?
Какие качества этих героинь особенно подчеркивают авторы?
И писатели 19 века, и наши современники почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины ближе к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Не об этой ли красоте мира писал Ф.М. Достоевский? Вера в человека, в его мудрость и красоту души сближает писателей XIX и XX веков. Незамысловатые истории, ожившие под пером Т.Толстой и Л. Улицкой, продолжают традиции великой русской литературы. На мой взгляд, в наш рациональный век сердца часто глухи к чужому горю. Однако лишь когда каждый из нас будет прислушиваться не только к голосу разума, но и сердца, будет готов подарить другим часть своей души, тогда для нас и откроется истинный смысл бытия, тогда "сердце одного" окажется способным заключать в себе "бесконечные источники жизни для сердца другого…".
5. Итоги урока
6.Домашнее задание. Подготовить сообщения о героинях пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня», повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», Ф.Искандера «Софичка», Ю.Трифонова «Дом на набережной», Л.Чуковской «Софья Петровна», составить таблицу.
МОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»
«Сквозной» образ в русской литературе.
«Вечная Сонечка»
Подготовила: Квитковская Т.Е.