Конспект урока русского языка по теме: «Род имён существительных»

Целью данного урока является развитие умения определять род имён существительных, так как дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в определении рода имен существительных. В начале урока дети вспоминают стихотворение «Детство» Ивана Сурикова и оно превращается в самодиктант. Путём рассуждения дети определяют род существительных на всех этапах урока. В уроке используются лексические единицы, позволяющие устанавливать связь с историей, с ботаникой. Урок носит коррекционну...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе школы 8 вида.


Тема: Род имён существительных.


Цель: Развивать умение определять род имён существительных путём подстановки слов он, она, оно.

Задачи:

1.Расширение словарного запаса детей, используя дидактические игры.

2.Коррекция зрительного и слухового восприятия, вербальной памяти, мышления через разные виды заданий.

3.Коррекция познавательной и эмоциональной активности, желания изучать правила грамматики, лексики р. языка.

Ход урока:

1. Организация класса.

- Какую большую тему мы изучаем? ( имя сущ.)

- С каким грамматическим признаком имён сущ.- ых мы вчера познакомились ? ( с родом имён сущ.?)

- Какого рода бывают имена существительные? (м.р.,ж.р.,ср.р.)

2. Работа по теме урока. - Сегодня мы продолжим эту работу, будем определять род имён существительных. (ребята пишут в тетрадях число и тему урока)

-Как определить род имени существительного?

(путём подстановки слов он, мой, она, моя, оно, моё)

а) Запись предложения на доске.

Вот моя деревня (ж.р), вот мой дом (м.р.) родной. (Суриков, стих. «Детство»).

-Найдите имена существительные, определите род.

-Какие слова «подсказки» помогли вам определить род? (мой, моя.)

- Рассуждаем так: деревня- она моя. Существительное деревня женского рода.

- Существительных какого рода не оказалось в предложении? (ср.р.)

- Сейчас мы поработаем с существительными среднего рода.

б) Работа по учебнику.

Выполнить упражнение 255 стр.104 (составление словосочетаний с существительными ср.р.)

- Читай сущ.-ые. Докажи, что все они среднего рода. (путём подстановки оно моё.)

Счастливое детство, большое счастье, сильное государство (страна, держава)

- Обратите внимание на окончания сущ.- ых среднего рода О-Е

3. Игра «Собери слово из рассыпанных букв»

На доске записаны строчки букв:

Инструкция: - Рассмотрите внимательно рассыпанные буквы.

-Используя буквы каждой строки, выполните задания:

а) М В И У Ш Х А Н Я

- Из какой ягоды варенье досталось кому-то на съеденье?

-Напишите эти слова. ( вишня, муха.) Определите род этих существительных.

б) Р Л О А З Н Д А Ы Ш

- Вытащите из букета садовый и лесной цветок. ( роза, ландыш)

-Запишите слова, определите род. (картинки цветов).

в) Весёлая минутка. ( диалог цветов )

Учитель: - Ответь мне, цветок, ты кто - он или она?

- А я и сам не пойму!

- Как же так? Вот ландыш - он, ромашка - она. А ты кто

такой?

А я Иван- да- Марья! ( по Н.Сладкову)

Учитель классу : - Почему цветок не мог определить свой

род? - Какого рода существительные входят в название цветка?

- Запишите это название цветка, определите род.

4. Физминутка. Гимнастика для глаз.

5. Работа с учебником. ( Упражнение в определении рода имён существительных. Самостоятельная работа.)

Упр.258 стр.104 - 105 ( проверка)

м.р. ж.р. ср.р.

он, мой она, моя оно, моё

брат трава окно

стол девочка небо


Дидактическая игра.

- А теперь хочу задать вам несколько вопросов по формам рода русского языка.


  • Он козёл, а она… (коза).

  • Он бобёр, а она…(тоже бобёр)

  • Он осёл, а она…(ослица)

  • Она оса, а он…(тоже оса)

  • Она стрекоза, а он…(тоже стрекоза)

6. Домашнее задание. стр.105 упр.262.


  1. Итог урока. - Чему учились на уроке?

- Как определить род имени существительного? (Оценки)



© 2010-2022